Что-то я не пойму этой моды на громкие заявления в связи с перемещением некоторых тел в пространстве. Как ни откроешь интернет, с размаху тебе по щекам — бац, бац, бац: «Все, я уезжаю! Прощайте, быдлороссияне, мне с вами не ужиться, проклинаю ваши кварталы, массивы! Я ухожу, ухожу красиво».
Хотя миллион с лишним человек просто переезжают туда, где им удобнее и мама не болеет, без шума и пыли, находятся удивительные герои, которые из своего отъезда устраивают целое шоу. Даже М. Гельман тотально изменился вкусом и тоже что-то такое произвел, хотя ему-то чего пиариться, его и так все знают.
Есть категория шоуменов, которых все давно забыли. И вот вариант, чтобы о тебе вспомнили. По схеме, описанной Ромой Зверем из группы «Звери». Грех не воспользоваться.
На этой неделе мы вдруг вспомнили о том, что у нас был мастер культуры с погонялом Профессор Лебединский. Ну то есть он нам сам о себе напомнил. И напомнил, что мы его потеряли, как Станислав Говорухин — Россию. Ну это даже не смешно. Да, было такое ужасное произведение искусства под названием «Я убью тебя, лодочник», которое с некоторой натяжкой проходило по жанру «странный питерский делириозный стеб». И было весьма давно. С тех пор уже даже Корнелюка забыли, хотя он-то мастер поплодовитее. Чем можно зарабатывать на жизнь, сочинив песню про несчастного лодочника лет двадцать назад? Неужто корпоративами?
Я не случайно спрашиваю. Ведь нам излагают такую версию от первого лица единственного числа. Сначала певец ртом им же и сказал, дескать, раз я не нужен своей стране, я предпочту все-таки сделать что-то полезное для своей страны, находясь не в своей стране. Потому что находясь там, певец, скорее всего, ничего сделать не сможет, кроме как «пополнить ряды совершенно бессмысленно сидящих по подставным делам».
Стоп. Мы, похоже, являемся свидетелями какого-то диалога, то ли внутреннего, то ли вполне себе реального, просто мы не знаем, с кем именно разговаривает певец страшным голосом. При этом Профессор вроде бы никогда не высказывал какую-то свою особую позицию по политическим вопросам. Песен стебных больше не пел, перед детьми беженцев, в отличие от Андрея Вадимовича, не выступал, миллионов в театр Донецка, в отличие от Нетребко, не перечислял. То есть просто сидел себе и сидел человек на ровной табуретке. И вдруг — бац, трах — и вот он уже боится оказаться в тюрьме. Или это, как обычно, газеты переврали его слова?
А что такое «я не нужен стране»? Тут певцов не так уж много, каждый своего слушателя найдет. Российская публика хоть и сдержанная, но довольно устойчивая в своих привязанностях — вон, Nazareth чешет аж до Сахалина с концертами, и везде находятся те, кто их помнят как великую рок-группу. Нашлись бы и те, кто помнит Лебединского. Или мы чего-то не знаем? Может, ему, как Макаревичу, отменяли площадки? Так мы бы узнали сразу и из первых рук. Даже если он отошел от дел и взялся за искусство фотографии, то в чем вопрос? Кто-то отказался сниматься, или не дали галерею для выставки? Значит, надо поднимать шум и искать другую площадку. В чем дело? Какая-то странная история с Профессором Лебединским.
Нет, конечно, на волне ажиотажа хочется себя почувствовать немного МакарАндреичем. Но почему-то именно классик русрока особых заявлений не делает и в Майами не собирается — все-таки старая бойцовская школа. Он довольно грамотно отбивает атаки местных тупиц и бюрократов.
Понятно, что питерские нервишки они тоньше и где-то кто-то задел какую-то струну Профессора. Кстати, может обломились съемки олигархических лиц? Семейные портреты в питерских новопостроенных дворцах? Нет? Тогда что? Молчит артист. Лишь неясные намеки на некую туманную позицию. Вообще-то, таких позиций вам наговорят половина русского правительства в курилке и уж точно больше половины хомячков из Facebook.
Ан нет, не молчит. Уже говорит, что его не так поняли и он никуда навсегда не уезжает, а просто поехал потусить в Америку, посмотреть, как там что. Ну ладно, от сердца отлегло.
Но вот тенденция меня не радует — за последний год-полтора мы наслушались таких going-out’ов выше крыши: это и коллеги-журналисты, которые порывают с ужасным совком, громко хлопая дверями в районе аэропорта «Бен Гурион», и галеристы, и артисты. И все с таким шумом, с таким понтом (термин не мой, а МИД РФ, если что). Понятно, артисты — они профессиональные эксгибиционисты, у них все напоказ. И нечего волноваться, когда еще кто-то из музыкального цеха, совершенно неконкурентоспособный в мировом масштабе (и даже в европейском — будем честны друг с другом), распахивает плащик на своем не исхудавшем от голода теле и демонстрирует остающимся свой политический манифест. Потому что мы знаем: они же как дети.
Мудрость русского народа хранит поговорку о том, что «брешущая собака не кусает», но это как-то грубо. Грубый такой, противный традиционный фольклор, грубого, противного народа. От которого надо подальше и желательно с шумом.
А когда заканчиваются деньги и новых не предвидится по причине плотного занятия рабочих мест местными, хлопающие дверьми тихо, незаметно возвращаются и начинают прощупывать: а где тут у вас можно подзаработать. И никакого шума.