Спорт
12:33, 23 декабря 2014

10 + 15 Курс нацвалюты и новый лимит на легионеров спустят российский футбол с небес

Станислав Минин
Станислав Минин

Исполком Российского футбольного союза (РФС) ввел новый лимит на легионеров в чемпионате страны. До сих пор действовала схема 7 + 4, при которой на поле в составе одной из команд не могло находиться более семи иностранцев. Теперь правила меняются. В заявке клуба может быть всего 10 легионеров (сейчас это количество не ограничивается). При этом все они вправе единовременно выходить на футбольное поле.

Новый лимит запоздал на несколько лет, а сейчас пришелся на период финансовой неопределенности с курсом рубля, который порой кажется не плавающим, а пикирующим. В принципе, это самое мягкое, что можно сказать о сложившейся ситуации. Суммы в контрактах футболистов Российской Премьер-лиги (как своих, так и чужих) прописаны в валюте, но выплачиваются часто в рублях, другими словами, расходы по этой статье выросли раза в два, а что будет дальше — бог весть.

Лимит по схеме 10 + 15 (то есть новый, одобренный Исполкомом) предполагает, что в клубе есть 10 легионеров, способных конкурировать с российскими футболистами за место в основном составе и выигрывать эту борьбу. Иначе говоря, это должны быть качественные кадры, и получать они должны больше, чем в средних европейских клубах, а применительно к футболистам формата Матье Вальбуэна — больше, чем в европейских клубах выше среднего. Для хороших легионеров единственный повод предпочесть российскую команду английской или испанской — сумма оклада. С новым курсом рубля отечественные селекционеры перестанут выигрывать гонку зарплат. Останутся в ней только те немногие клубы, чьи хозяева имеют стабильный доход в иностранной валюте. Да и они неизбежно сбавят обороты.

Прежний вариант лимита не создавал стимулов для роста российских футболистов. Четырем россиянам, а до этого пяти, было гарантировано место в основе вне зависимости от того, прогрессируют они или нет. Они же получали (и получают) высокие, да что там — явно завышенные зарплаты, не дававшие повода ехать в зарубежные клубы, играть в чемпионатах с более высоким уровнем конкуренции и мастерства. На Западе никто не стал бы платить им деньги, сопоставимые с российскими. И там никто не гарантировал бы им место в основном составе — не только «Реала», «Челси» или «ПСЖ», но и команд поскромнее, вплоть до условной «Осасуны». Чтобы согласиться на такие условия, нужно быть целеустремленным спортсменом, реально думающим о качестве игры, сравнивающим себя с лучшими. Российская футбольная система не создавала условий для появления таких персонажей. Они могли родиться лишь вопреки системе.

Новые условия — организационные и финансовые — могут помочь прогрессу российских футболистов. Во-первых, им никто не станет бесконечно индексировать зарплату, если они не прибавляют, не выигрывают конкуренцию у легионеров. От них будут избавляться. Им придется становиться первыми парнями на деревне, лучшими в слабых командах, что тоже требует работы над собой, в том числе и психологической, освобождения от звездного самоощущения. Жесткий и, как кажется, вполне справедливый отсев.

Во-вторых, ослабленные финансово клубы едва ли станут ставить перед собой большие европейские задачи. Это ведь тоже в некотором смысле удерживает российских игроков на Родине: постоянное участие в еврокубках, а подчас и выигрыш трофеев, как это было с ЦСКА и «Зенитом». Питерцы уже несколько лет строят команду с лигочемпионскими амбициями. Откат будет приблизительно до уровня «Базеля» (неплохой вариант, но для российских амбиций мелковато!). И вот «Севилья» или «Лилль» покажутся неплохими вариантами для продолжения карьеры. А там и соображения финансового характера добавятся. Да, платят меньше, но зато в крепкой валюте.

Сейчас все критикуют «Зенит» за то, что он не вышел из группы Лиги чемпионов. При слабом рубле к этому вновь, как когда-то, станут относиться снисходительно: ну, молодцы, поборолись, постарались.

Не будет российских клубов-претендентов на европейские титулы (если только фишка в Лиге Европы ляжет). Будут команды, ориентированные на экспорт футболистов. Вырастить. Интегрировать в игровую схему. Показать в Европе привлекательный футбол. Продать игроков, получить валюту, вложить в инфраструктуру. Так многие клубы в Европе живут. Вполне достойно, вполне честно.

Не будет Матье Вальбуэна, и доигрывающих ветеранов не будет. Будут футболисты, для которых Россия — трамплин. Будут те, кто захочет показать себя. Случится так, если будет выполнено вышеуказанное условие: клубы в России захотят стать экспортерами футболистов.

Адекватной станет и оценка российских игроков — прессой и публикой. Адекватной станет оценка перспектив российской сборной. А когда и если большой рубль вернется, то российским футболистам уже никто не станет переплачивать. Новый лимит убережет. Если сохранят его.

< Назад в рубрику