Спорт
06:14, 21 января 2015

Бермудский треугольник Российский футбол: действующие лица и исполнители

Георгий Олтаржевский
Георгий Олтаржевский

О том, что Российский футбольный союз задолжал немалую сумму звездному тренеру нашей сборной Фабио Капелло, знают даже люди, очень далекие от спорта. Однако мало кто понимает, каким образом эта неприятная ситуация стала возможна. Попробуем разобраться.

Конфликт без конфликта

Сразу стоит отметить, что сам факт долга, как и сумму оного, никто не отвергает, РФС от обязательств не отказывается и собирается рано или поздно долг погасить. Совместную работу стороны продолжают, и конфликта, или даже какого-то недопонимания, между Николаем Толстых и Фабио Капелло нет. Итальянец остается на посту и собирается вывести команду на чемпионат Европы. Капелло вообще не является активным участником конфликта: он не поднимает этот вопрос, не обсуждает его и не подает жалобы ни в какие инстанции — это делают другие люди, похоже, даже без его ведома. Кстати, заявления о возможном расторжении контракта тоже блеф, о чем на днях поведал пресс-атташе сборной Илья Казаков.

Нужно понимать, что итальянец — обеспеченный человек и уровень его жизни никак не связан с немедленным поступлением на его лицевой счет денег от РФС. У него есть официальный контракт и устная договоренность с Толстых, что Дона Фабио вполне устраивает. Так кто же тогда мутит воду?

Немного футбольной криминологии

Ситуацию с долгом перед Капелло бессмысленно рассматривать как отдельный эпизод, абстрактный спор работника и нанимателя. Российский футбольный мир довольно узок, и в нем все тесно переплетено. Ситуация с главным тренером лишь верхушка огромного скрытого от глаз айсберга проблем, которые копились десятилетиями. В этой истории нет однозначно правых и виноватых, а есть пересечение интересов и разное видение ситуации заинтересованными сторонами.

Основных группировок в нашем футболе две. Первую можно условно назвать «клубной», поскольку ее сторонники являются представителями (а то и хозяевами) больших российских клубов и защищают, прежде всего, их интересы. Неформальный лидер этой партии — президент ЦСКА Евгений Гинер, ближайшие сподвижники — Алексей Миллер («Зенит»), Владимир Якунин и Ольга Смородская («Локомотив»), с оговорками — хозяин «Спартака» Леонид Федун. Естественно, на стороне «клубной» фракции и руководство премьер-лиги в лице Сергея Прядкина и Сергея Чебана, а также ФНЛ.

Главным оппонентом этой мощной группы и выступает Толстых. Николай Александрович в нашем футболе фигура известная, даже легендарная. В 70-е он сам играл за «Динамо», потом был генеральным директором клуба, создателем и первым руководителем ПФЛ. Можно сказать, стоял у истоков клубного футбола в самые сложные времена. Он наводил порядок в сложной контрактной и лицензионной системе, боролся с тотальным воровством и бандитским наследием лихих 90-х. За принципиальность и бескомпромиссность получил в футбольных кругах прозвище Шериф. В какой-то момент он был отодвинут в сторону, даже перешел на работу в Олимпийский комитет, но потом снова оказался востребованным в футболе.

Вот здесь самое время появиться на арене еще одной ключевой фигуре — министру спорта Виталию Леонтьевичу Мутко. Серому кардиналу нашего футбола. В министерское кресло он пришел именно из РФС, а туда из «Зенита», который несколько лет возглавлял. Нелишне вспомнить, что предыдущим местом его работы была мэрия Санкт-Петербурга эпохи Анатолия Собчака, откуда вышли многие представители нынешнего истеблишмента.

Руководя РФС, Мутко достаточно жестко отстаивал государственные футбольные интересы, из-за чего вступал в противостояние с той самой «клубной» фракцией. Это касалось выбора приоритетов — вкладывать деньги в развитие детского футбола или в покупку дорогих иностранцев, ограничивать количество легионеров или отменять лимит и т.д. К сожалению, интересы клубов и сборной в этих случаях расходятся. Отдадим должное гибкости Мутко — он и государственную пользу защищал, и с футбольным бизнесом «посуду не бил». В вопросах агентской деятельности шел на уступки, зато по лимиту и календарю был непреклонен.

Мутко ушел на министерское повышение, и началась катастрофическая и одновременно комичная эпоха С.А. Фурсенко — человека далекого и от футбола, и от реальной жизни. Результатом стал полный триумф «клубной» партии и ряд скандальных решений: переход на выгодный только «большим» клубам новый календарь, смягчение лимита на легионеров и т.д. По сути, это был открытый вызов Мутко. Летом 2012 года Фурсенко ушел, и министр вспомнил о Шерифе.

Блокада

На внеочередных выборах Мутко и Сергей Степашин поддерживали Толстых, а фракция Гинера выдвинула Прядкина. Победил первый, но проигравшие не смирились, а перешли в открытую оппозицию. Стратегия была выбрана простая: удушить новое руководство РФС финансово, тем более что в наследство ему достались многомиллионные долги эпохи Фурсенко. Главный спонсор РФС — «Газпром» — от сотрудничества сразу отказался, следом стали отпадать и другие ранее заинтересованные компании. В футбольных кулуарах блокаду связывали с главой президентской администрации С.Б. Ивановым — давним поклонником ЦСКА.

Между тем Толстых развил бурную деятельность по наведению порядка во вверенном ему союзе. РФС стал жестко контролировать агентский рынок, привлек силовые структуры. Это вызвало бурю негодования, тем более что компромиссность и толерантность не входят в число достоинств Толстых. Но стратегически президент был прав. Если клуб А хочет пригласить игрока клуба Б, то почему он должен платить огромные деньги некоему агенту? Расчеты между клубами сохраняют деньги в футболе, а вот выплаты третьим лицам — навсегда уводят их из спорта. Годовой объем этих «утечек», по подсчетам РФС, составляет сотни миллионов евро! Кстати, с этим явлением в Европе активно борется Мишель Платини, который на днях высоко оценил Толстых.

Кроме того, РФС удалось организовать правильную работу сборных команд, коих на попечении организации около 30. За последние десятилетия у нас никогда не было таких спортивных успехов, как за последние два года: первая сборная попала в финальную часть чемпионата мира, молодежка вышла в элитный раунд и т.д. Как ни парадоксально, но успехи повлекли лишние траты на премии, дополнительные сборы, спарринги и другое. То есть спортивные победы ухудшили финансовое состояние организации.

«Деточкин виноват. Но он не виноват»

Вот теперь мы, наконец, дошли и до подписания контракта с Капелло. Случилось это весной, и инициатором был кто угодно, но только не РФС. Сам итальянец тоже не настаивал, но в прессе была поднята целая волна: мол, если не продлить соглашение немедленно, то Дон Фабио может получить более выгодное предложение, и мы в перспективе ЧМ-2018 останемся без сильного тренера. Толстых не спешил, но давление возрастало, в том числе от министерства спорта. В итоге Виталий Леонтьевич взял инициативу в свои руки и лично провел переговоры с Капелло. Во всяком случае, говорил он о переговорах в первом лице и не стеснялся использовать их в имиджевых целях.

Контракт подписан от лица РФС, но помимо визы Толстых там стоит и личный автограф Мутко. Это уже не тайна, да и сам министр не опровергает. Тут стоит оговориться, что контракты с Гусом Хиддинком и Диком Адвокатом тоже подписывал РФС, но оплачивали их другие организации — «Национальная академия футбола» Романа Абрамовича и «Газпром». Подписывая многомиллионный контракт, Толстых, конечно, понимал, что денег у РФС нет, но похоже, у него были какие-то договоренности о привлечении целевых спонсоров или обещание от министерства. Возможно, что-то пошло не так или доверчивого Шерифа банально подставили.

Фактор 2018

Итак, на сегодня ситуация следующая. РФС должен Капелло и его штабу около 500 миллионов рублей. Небольшая часть долга будет переведена на днях, или это уже было сделано после получения союзом денег от УЕФА. Остальное пока в «зависшем» состоянии.

В нашем футболе нередки случаи, когда клубы не выполняли своих обязательств перед работниками. Например, игроки «Ростова» всю осень не получали денег, аналогичная ситуация была с «Амкаром». Но об этих проблемах практически не говорят, тогда как ситуация с Капелло постоянно на первых полосах. Значит, это кому-то выгодно. Отметим также, что сумма долга, по футбольным понятиям, тоже не такая уж страшная. Капелло зарабатывает много, но меньше, чем некоторые футболисты наших клубов. Вся сумма долга менее 10 миллионов евро. Для сравнения, за Халка и Витселя «Зенит» заплатил почти в десять раз больше.

Но вместо того чтобы материально помочь РФС, часть футбольных людей множат долги организации или старательно пытаются натравить на Толстых трудовую инспекцию. Все просто: привлечение этого уважаемого органа — самый простой способ отстранить президента от управления РФС. В обход футбольных законов.

Мутко от этой истории предпочитает дистанцироваться. Хотя активно обсуждает с Платини и Толстых другие футбольные вопросы. Впрочем, это вполне вписывается в логику действий бывалого чиновника. Divide et impera — разделяй и властвуй.

Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем? Скорее всего, трудовая инспекция не будет лютовать, и Толстых удастся сохранить свой пост в РФС. И поспособствует этому Мутко. Долг будет постепенно погашаться, и не исключено, что тоже с помощью министра, который с удовольствием выступит в роли спасителя РФС. А вот самому Толстых денег вряд ли дадут, и об этом тоже позаботится «его высокопреосвященство».

Но Толстых министру нужен. Например, на него можно ссылаться в абсолютно неразрешимом крымском вопросе. Или в борьбе с «клубной» партией. Позиции министра и президента РФС по основным вопросам идеологически очень близки, так зачем Виталию Леонтьевичу ссориться с могущественными противниками, когда можно воевать с ними руками Толстых? Тем более в преддверии ЧМ-2018, в подготовке к которому Мутко пытается занять главенствующее положение. Но и сильный президент РФС министру не нужен. А вот «клубная» партия попытается на ближайшем исполкоме сместить Толстых. Сделать это будет непросто, но в нашем футболе невозможного не существует.

< Назад в рубрику