Бывший СССР
09:01, 21 февраля 2015

Год Украины без Януковича Страна, в которой не изменилось ничего

Максим Жаров
Максим Жаров

Год назад закончилась украинская комедия под названием Евромайдан и началась трагедия страны, которая некогда была одной из трех самых благополучных советских республик. За этот год от Украины отделились Крым и Донбасс, развернулась безудержная фашизация массового сознания, разгорелась гражданская война. Однако ответ на главный вопрос, который задают сегодня себе украинцы, — жилось ли им лучше при Кучме, Ющенко, Порошенко или при Януковиче — на самом деле не так уж и однозначен.

Да, действительно, за год с момента начала «евроинтеграции» жизнь тех простых украинцев, кто еще остался в этой стране, серьезно ухудшилась. Безработица, по данным Международной организации труда, выросла с 7,7 процента в 2013 году до 9,3 процента в 2014-м. Столь высокий уровень безработицы на Украине уже был — в 2003 году, в заключительный период президентства Леонида Кучмы. Кстати говоря, именно при Кучме, с 2000 по 2002 год, безработица на Украине исчислялась двузначными числами (например, 12,4 процента в 2000 году и 10,3 процента в 2002 году).

Инфляция в стране подскочила почти в 50 раз — с 0,5 процента в 2013-м до 24,9 процента по итогам прошлого года. Не менее высокая годовая инфляция (22,3 процента) была на Украине в 2008 году, в обстановке мирового финансового кризиса при президентстве Виктора Ющенко. А в 2000 году, при Леониде Кучме, индекс инфляции в годовом выражении достиг 25,8 процентных пункта.

Задолженность по заработной плате на Украине выросла почти в два с половиной раза: с одного миллиарда гривен в 2013 году до 2,4 миллиарда гривен в 2014 году. Самая большая задолженность по заработной плате накопилась за последний год в центральных и восточных областях Украины — в Донецкой (1178,6 миллиона гривен на январь 2015 года), Луганской (364,6), Харьковской (115,3), Киевской (126,6) и Днепропетровской (104,1) областях.

Наконец, за последний год произошла обвальная девальвация украинской гривны. Национальная валюта упала в цене более чем в три раза — с 7,9 гривны за доллар в декабре 2013-го до 26,8 гривны за доллар в середине февраля 2015-го.

По результатам исследования социологов из компании Research & Branding Group, проведенного в период с 26 января по 6 февраля этого года, 61 процент опрошенных украинцев отмечают, что их доходы за последние полгода уменьшились, 38 процентов сказали, что не имеют никаких сбережений, и 43 процента считают, что Украина только входит в масштабный экономический кризис. При этом 42 процента украинцев полагают, что через год они будут жить еще хуже, а более половины (55 процентов) опрошенных уверены, что стране грозит дефолт.

Четыре года правления на Украине Виктора Януковича запомнились чудовищным уровнем коррупции. Однако за год ситуация не сильно изменилась. Уже при «новой власти» Украина по итогам 2014 года в Индексе восприятия коррупции от Transparency International в очередной раз очутилась на одной ступени с Угандой и Коморскими островами как одна из наиболее коррумпированных стран мира, заняв 142 место из 175 позиций. Россия в этом рейтинге, к слову, заняла 136 место. Что до Украины, то именно высочайший уровень коррупции является одной из главных причин, по которой МВФ и Евросоюз не спешат с выделением многомиллиардных кредитов на реформирование экономики, обещанных этой стране.

Так стоило ли украинцам год назад идти на Евромайдан, начинать братоубийственную войну, терять безвозвратно лучших своих сограждан, промышленность, территории только для того, чтобы променять Януковича на Порошенко? Стоило ли менять, образно говоря, шило на мыло? Ответ на этот вопрос для тех, кто наблюдает за украинской трагедией со стороны, совершенно очевиден — нет, не стоило.

Убрав Януковича от власти, Украина за год лишилась Крыма и Донбасса, в стране — сильнейший экономический кризис и гражданская война на половине территории. А без Евромайдана Украина могла бы получить российские миллиарды, дешевый газ и по-прежнему обладать Донбассом и Крымом. Однако, судя по всему, масштаб и безвозвратность этих потерь украинцы осознают еще не скоро.

< Назад в рубрику