Из жизни
11:58, 8 марта 2015

Гошу вызывали? О женском счастье в понимании «Первого канала»

Мариам Новикова
Мариам Новикова

Каждый год перед 8 Марта в Сети появляются обсуждения: «а что мы, собственно, празднуем?» и «каких подарков вы ждете?» Теоретически все помнят, что у истоков праздника стояли американские ткачихи, Клара Цеткин и прочие носительницы радикальных по тем временам феминистских идей, на практике же у нас этот день давно присвоен патриархальным лобби, и сами женщины признают, что этот праздник — просто своего рода алаверды от мужской части коллектива после 23 февраля, лишний повод выпить с коллегами, слопать кусочек торта и принести домой тюльпаны.

В большинстве поздравлений с 8 Марта упоминаются красота и способность радовать мужчин. «Оставайтесь такими же милыми и радующими нас!» — классический тост. (Точно так же, как в типичном поздравлении мужчине с 23 февраля последний именуется защитником, даже если никогда никого ни от чего не защищал.) Все вместе меняет смысл праздника на прямо противоположный, транслируя патриархальную установку «пусть женщины будут милыми и обслуживают мужчин, а те их защитят в случае войны».

Вот и Первый канал телевидения поторопился поздравить женщин в том же ключе — тематическими фильмами про то, насколько неполноценна женская жизнь без крепкого плеча рядом.

В 13:50 — «Самая обаятельная и привлекательная» про инженершу средних лет, старательно ломающую себя, чтобы выйти замуж хоть за кого; в 15:25 — «Красотка» про удачливую проститутку, подцепившую миллиардера; и, наконец, две серии про директоршу завода, которой для полного счастья не хватает мужа-маргинала Гоши — «Москва слезам не верит» в 17:40.

Слесарь Гоша как лучший подарок на 8 Марта? Мужской идеал на все времена? Ох. Такие фильмы полезно смотреть разве что для того, чтобы понять, как далеко шагнул прогресс за последние сорок лет — и как изменилось самосознание женщин. Гоша смотрится выигрышно лишь за счет обаяния играющего его Баталова. Как персонаж он сегодня прежде всего смешон со своими пафосными речами о роли настоящего мужчины.

К слову сказать, он то ли лицемерит, разыгрывая изумление от известия, что его невеста Катерина — директор завода, то ли глуповат: ведь любой советский человек догадался бы о том, что его невеста занимает крупный пост, уже по ее квартире. Сам Гоша в свои сорок с лишним лет живет в обшарпанной комнате в коммунальной квартире, а его избранница — в двушке «улучшенной планировки» в элитном доме. У нее есть престижная по тем временам машина «Жигули», на которую в СССР было мало заработать — надо было еще иметь связи, чтобы купить ее за официальную цену. Героиня с самого начала сообщает ему, что одинока, приехала из провинции (то есть не имеет поддержки родственников и не могла получить квартиру по наследству) и замужем никогда не была, при этом, не напрягаясь, содержит неработающую дочь-студентку.

Нормальный человек уже на этом этапе заподозрил бы, что Катерина, возможно, зарабатывает намного больше, чем он сам, и произносить при ней фразы типа «все решать буду я на том простом основании, что я мужчина» немного глупо. Для слесаря-интеллигента же новость о высокой должности невесты оказывается громом среди ясного неба, в потрясении от которого он немедленно уходит в запой. Заметим, что женщина пустила его жить в свою квартиру, а Гоша о себе при всей своей влюбленности сообщил так мало, что искать его пришлось только по уменьшительному имени и примерному адресу института, где он работал. Также заметим, что он успел запугать невесту настолько, что она врет ему о своей работе, а когда ложь вскрывается и Гоша устраивает демонстративный уход — чувствует себя виноватой.

Любят, конечно, всяких, и таких тоже; но выдавать подобного героя за мужской идеал сейчас бы мало кто решился: современные сорокалетние женщины Гоше не умилятся, а засмеют; двадцатилетки же, пожалуй, решат, что это cоциальный фильм о психологическом насилии и коварном жиголо, подбирающемся к имуществу «невесты».

И действительно в реальности встречи «Катерин» и «Гош» порой заканчиваются трагически. Многие помнят (а кто не помнит, может погуглить) историю Степана Гончарика, убившем свою (третью, причем похоже, что первых двух он тоже убил) жену Евгению Силину и ее дочь Катю из-за малогабаритной трешки в Москве. История брака Гончарика с Силиной походила на сюжет из «Москва слезам не верит»: интеллигентная обеспеченная женщина, в одиночку воспитывавшая дочь, познакомилась с видным, хотя и немолодым мужчиной, пустила к себе жить… а через год (за кадром) бесследно исчезла.

Составителям телепрограмм, если уж они нацелились создать спецподборку фильмов в честь 8 Марта, стоило бы помнить о реальном значении этой даты — борьбе за права женщин. За равные зарплаты, равные карьерные возможности, равные права и обязанности. Тем, кто в таких случаях вспоминает, что женщины не служат в армии, стоит также вспомнить, что, по признанию армейских начальников, в России это связано с тем, что армия не может обеспечить безопасность призывниц. Проще говоря — если будут призывать девушек, их будут насиловать. Есть книга Алексиевич «У войны не женское лицо», там много написано об изнасилованиях женщин однополчанами на фронтах Второй мировой. В израильской армии же, например, девушки там служат на тех же основаниях, что и парни. Вообще же возможность делать карьеру в армии — это привилегия, т.к. армия — дополнительный рынок труда с относительно высокими зарплатами.

Существует много фильмов, в которых действие не вертится вокруг мужчины, а героини выглядят цельными личностями, имеющими разнообразные интересы. Их стали больше снимать в последние годы, потому что мировой кинорынок стал куда более ориентирован на женщин, чем раньше.

Есть серьезные ленты, есть легкие, почти бессмысленные, — на любой вкус. «Ангелы Чарли», «Амели», да хоть «Полосатый рейс», если нужна советская классика! А дарить женщинам в честь 8 Марта маргинального сексиста Гошу — неуместно и почти оскорбительно.

< Назад в рубрику