Чем глубже правительство углубляется в пенсионные дебри, тем больше эта «чаща» напоминает минное поле. За какой проводок ни потяни — будет взрыв. Если не прямо под ногами саперов из кабмина, то поблизости.
Социальному блоку надо как-то находить деньги на выполнение текущих обязательств. Тем более что президент распорядился проиндексировать пенсии исходя из реальных темпов инфляции. Изъятие средств с накопительных счетов помогло бы залатать дыры в Пенсионном фонде, но тогда зажатая санкциями и критически низкими ценами на нефть экономика лишится последнего источника «длинных» денег.
И, last but not least, граждане получат еще один весомый повод не верить в государство и его обещания. Ведь в начале «нулевых», когда всем рожденным после 1967 года в добровольно-принудительном порядке предложили копить на старость, никто, разумеется, не предупреждал, что эта инициатива просуществует меньше полутора десятков лет.
Народ не безмолвствует даже согласно опросам ВЦИОМ. По данным этой социологической службы, свыше 70 процентов работающих россиян выступают против отмены обязательной накопительной пенсионной системы.
Эти голоса — важнейший ресурс финансово-экономического блока правительства и ЦБ, ратующих за сохранение пенсионного статус-кво. Но для самих граждан накопительная модель — не фетиш, а возможность больше заработать себе на старость. Если Внешэкономбанк и НПФ не смогут стабильно обеспечивать клиентам доход выше инфляции, число сторонников возвращения к строго распределительной пенсионной системе стремительно возрастет.
А в нынешней ситуации заработать не менее 10 процентов годовых на инвестициях в российскую экономику — задача, мягко говоря, нетривиальная. Инфраструктурный проект с таким уровнем рентабельности, пусть и в среднесрочной перспективе, — вообще за гранью фантастики.
Можно, конечно, под пенсионные накопления наконец-то наладить выпуск ипотечных ценных бумаг. Но опять же — во сколько в таком случае кредиты должны обходиться конечным заемщикам? Не станет ли такая секьюритизированная ипотека слишком дорогой, чтобы гарантировать аккуратное обслуживание займов и возвращение вложенных средств?
Задача казалась бы неразрешимой, не приди на помощь своим коллегам из кабмина вице-премьер Дмитрий Козак. Ссылаясь на представителей бизнес-сообщества, он предложил вложить пенсионные накопления в модернизацию ЖКХ. Этот ход выгоден не только самому Козаку как куратору жилищно-коммунального хозяйства, — дуплетом решаются сразу две социальные проблемы, портящие карму правительству. Кроме того, не залезая в бюджет для дополнительного финансирования региональных капремонтов, Дмитрий Медведев и его подчиненные получают довольно серьезный рычаг воздействия на губернаторов.
Возвратность и доходность таких инвестиций, в свою очередь, обусловлена тарифами на жилищные услуги. Неслучайно Козак подчеркивает: раньше нельзя было инвестировать пенсионные накопления в сферу ЖКХ, так как гарантировать тарифную выручку было невозможно. Сейчас же законодательство другое.
Круг замыкается. Оплачивая недешевый капремонт своих домов, граждане параллельно обеспечивают и свой будущий пенсионный доход. Судя по графикам, установленным коммунальщиками, большинство жителей многоквартирных домов увидят свое жилище обновленным лет через 20-30, так что для многих это счастливое событие как раз совпадет с выходом на пенсию.
В свете столь заманчивых перспектив легко отбиваются претензии активистов «Общероссийского народного фронта», возмущенных тем, что жилищные тарифы в ряде регионов сильно выше инфляции. Не для себя же управляющие компании стараются, — для будущих пенсионеров.
Да и о повышении эффективности, то есть о подлинной модернизации отечественного ЖКХ можно не особенно заботиться. Если в стране не будет «вечного ремонта», как еще гражданам заработать на приличную пенсию?