Спасти бизнесмена Финского Михаил Прохоров получил привет от Александра Лукашенко

Белорусское КГБ опять показало себя грозой российских бизнесменов. Менее двух лет назад в Минске был арестован тогдашний глава «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. А теперь местные СМИ сообщают о задержании с поддельными документами Максима Финского, делового партнера и вдохновителя многих побед Михаила Прохорова. И несмотря на официальные опровержения соответствующих пресс-служб, сложно поверить, что белорусские силовики никак не причастны к этому инциденту.

Правда, когда Баумгертнер отправлялся в столицу Белоруссии, никто еще не подозревал, что он замешан в «злоупотреблении полномочиями и мошенничестве». Чекисты Александра Лукашенко первыми изобличили главу «Уралкалия», тем самым вызвав даже некоторое недопонимание между Москвой и Минском.

С Максимом Финским ситуация принципиально иная. Он фактически сбежал из-под домашнего ареста. 20 марта Таганский суд Москвы избрал эту меру пресечения в отношении Финского как основного фигуранта дела о невозвращении ряда крупных кредитов, взятых под личное поручительство.

Конкретика не раскрывается. Но в конце нулевых именно Финский, ушедший вслед за Прохоровым из «Норильского никеля», помогал бывшему боссу наполнить реальным добывающим бизнесом компанию «Интергео».

«К "Интергео" попала часть геологоразведочных проектов "Норникеля" по непонятным для меня причинам», — сетовал в августе 2009-го Владимир Стржалковский, тогдашний глава металлургического гиганта. Спустя полгода конфликт был вроде бы улажен. «В целом с группы ОНЭКСИМ взыскано порядка 260 миллионов рублей претензий к "Интергео" у нас сегодня нет. И теперь мы с нетерпением ждем, когда "Интергео" построит, как обещала, крупный горно-металлургический комбинат», — не без язвительности отмечал Стржалковский уже в феврале 2010-го.

В свою очередь Прохоров еще в 2012 году был преисполнен оптимизма: «Мы сейчас активно развиваем Кингашский узел, который в 2015-2016 годы позволит компенсировать выпадающие налоги "Норильского никеля". Потому что там беднеет руда, и для того чтобы бюджет был стабилен, нужно вводить новые месторождения. Поэтому я очень активно работаю в Красноярском крае. Вернее, моя группа».

Смета амбициозного проекта достигала 70 миллиардов рублей. А строительство Кингашского ГОКа предполагалось начать в 2013 году. Однако этот год ознаменовался для создателей «Интергео» иными, возможно, менее масштабными, но не менее знаковыми событиями. Максим Финский вышел из золотодобывающего бизнеса, продав свою долю в компании White Tiger Gold (WTG). Причем произошло это на фоне конфликта золотодобытчиков с ВТБ — госбанк утверждал, что WTG не выполняет условия по кредиту в 150 миллионов долларов.

А Михаил Прохоров в конце того же года купил у Сулеймана Керимова часть его пакета в «Уралкалии». Керимову пришлось спешно избавляться от этого актива, поскольку ценовая война с «Беларуськалием» обернулась арестом Баумгертнера и грозила перерасти в межгосударственный конфликт.

Сложно сказать, был ли Финский причастен к той сделке. Но теперь в его судьбе взаимоотношения двух крупнейших производителей удобрений могут сыграть решающую роль.

«Беларуськалий» в последнее время значительно поправил свои позиции, пошатнувшиеся из-за керимовского демпинга. В начале мая Минск даже договорился о пятилетних поставках удобрений с Пекином — важнейшим потребителем этого товара.

Однако странно было бы, если бы Александр Лукашенко не воспользовался возможностью облегчить жизнь своему системообразующему предприятию, повлияв на его главного конкурента. С этой точки зрения Максим Финский — один из конфидентов крупного акционера «Уралкалия» — гораздо более выгодная добыча, чем Баумгертнер.

Повторимся, к керимовскому топ-менеджеру на момент его ареста в Минске у российских правоохранительных органов не было претензий. А к прохоровскому деловому партнеру — есть. Он объявлен в международный розыск. Следовательно, задействуя госканалы для вызволения Финского из белорусского СИЗО, Прохоров автоматически обрекает его на этапирование уже в российский изолятор.

Не потому ли КГБ Белоруссии отрицает факт задержания Максима Финского? Ведь иначе придется запускать механизм экстрадиции. И тогда торг с хозяином «Онэксима» станет не уместен.

Впрочем, Лукашенко при любом раскладе оказывается в выигрыше. Про его российских контрагентов такого не скажешь. Вне зависимости от того, в каком направлении поедет Финский.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше