Бизнес
15:22, 19 июня 2015

Самая дорогая сделка форума Как «Роснефти» удалось прорвать инвестиционную блокаду

Никита Кричевский (доктор экономических наук, профессор)
Никита Кричевскийдоктор экономических наук, профессор

XIX Петербургский международный экономический форум останется в экономической истории не только как очередное статусное бизнес-собрание, которое почтили своим присутствием многие главы государств и правительств, политические лидеры, руководители и топ-менеджеры крупнейших российских и международных компаний, но и как площадка, где было заключено несколько крайне важных для страны соглашений, касающихся прежде всего сырьевой отрасли.

Для всех, кто следит за новостями, очевидно, что речь идет о целом ряде совместных документов, подписанных председателем правления НК «Роснефть» Игорем Сечиным и президентом BP Россия Дэвидом Кэмпбеллом (по проекту Таас-Юрях), а также с французской TOTAL (по купле-продаже эффективной доли в НПЗ PCK Raffinerie GmbH в немецком городе Шведт) и с итальянскими компаниями Pietro Barbaro и Pirelli.

Обывателю, конечно, было бы приятнее услышать о прорывных проектах в сфере высоких технологий, запуске долгожданного импортозамещения или о развитии человеческого капитала, но наша экономика сегодня такова, какова она есть.

А потому честь и хвала государственной «Роснефти» — за то, что она по итогам непростого прошлого года, когда резко снизились нефтяные котировки и объявлены корпоративные санкции, перечислила в федеральный бюджет около трех триллионов рублей налогов, то есть приблизительно пятую часть доходов казны. Еще один плюс подписанных соглашений — в том, что «Роснефть» отчасти прорвала санкционную блокаду всей России, подтвердив высокую степень влияния крупнейших западных партнеров на правительства своих стран.

Как уже было сказано, соглашения между «Роснефтью» и ВР на общую сумму 750 миллионов долларов касаются в первую очередь нового нефтегазового поля Таас-Юрях. В ноябре прошлого года ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», стопроцентная дочерняя структура «Роснефти», добыло первый миллион тонн нефти с начала ввода в промышленную эксплуатацию в октябре 2013 года Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения. Кроме того, к моменту запуска был построен нефтепровод протяженностью 169 километров до трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

На форуме была подписана окончательная редакция договорной документации по созданию совместного предприятия на базе ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» («Роснефть» уступает ВР 20 процентов участия в компании). Причем в основе соглашения — не привычное извлечение прибыли из российских недр, а создание необходимой инфраструктуры для дальнейшей разведки и освоения запасов Восточной Сибири. Еще один аспект: впервые договор касался не «Роснефти» в целом, а одного из подконтрольных ей активов.

Помимо Таас-Юряха, «Роснефть» и ВР подписали соглашение о проведении совместных геологоразведочных работ в двух зонах взаимного интереса — в Западной Сибири и бассейне Енисей-Хатанга ареалом более 260 тысяч квадратных километров. А это не только новые технологические инвестиции в российскую нефтегазовую отрасль, но и значительные финансовые ресурсы, ведь в случае успеха исследований «Роснефть» и ВР создадут новые совместные предприятия для получения лицензий на последующую промышленную разработку.

Важно, что «Роснефть» не стала отказываться от одного из основополагающих принципов ведения бизнеса с иностранными партнерами, согласно которому доля российской госкомпании должна быть преобладающей. Вот и на этот раз доля «Роснефти» во всех создаваемых СП составляет 51 процент, а доля ВР — 49 процентов.

Наконец, в рамках форума «Роснефть» и ВР подписали основные условия реструктуризации совместного предприятия Ruhr Oel GmbH (ROG), предусматривающие изменение его структуры путем разделения долей в четырех НПЗ и сопутствующей инфраструктуры на территории Германии.

Напомним: в мае 2011 года «Роснефть» приобрела 50 процентов долей в ROG, владеющим долями в четырех немецких НПЗ: в Gelsenkirchen — 100 процентов, в PCK Raffinerie GmbH — 37,5 процента, в Bayernoil — 25 процентов, в MiRO — 24 процента (кроме того, ROG владеет долями в пяти подводящих нефтепроводах, а также в морских терминалах на Северном, Балтийском, Средиземном и Адриатическом морях). Во всех указанных активах на долю «Роснефти» приходилась ровно половина долей участия. Паритетным партнером «Роснефти» в СП выступает европейская «дочка» ВР — компания BP Europa SE. В 2014 году суммарный объем поставок сырой нефти «Роснефти» в Германию составил без малого четверть всего немецкого нефтяного импорта.

По итогам договоренностей «Роснефть» удвоит свои доли участия: в НПЗ PCK Raffinerie — до 37,5 процента, в НПЗ Bayernoil — до 25 процентов, в НПЗ MiRO — до 24 процентов. Взамен BP консолидирует в своих руках 100 процентов капитала НПЗ Gelsenkirchen, а также компании по производству растворителей DHC Solvent Chemie.

Предполагается, что полное закрытие сделки произойдет после исполнения ряда условий, в том числе необходимых согласований с властями Германии. Тут-то и станет ясно, насколько самостоятельно немецкое государство при принятии решений, идущих вразрез с жесткой санкционной позицией США в отношении России.

Подписанные Игорем Сечиным и Дэвидом Кэмпбеллом соглашения стали первой крупной сделкой западного инвестора с компанией из России, находящейся под действием санкций. Может статься, лед тронулся. Однако еще более важно, чтобы прорыв «Роснефти» оперативно поддержали другие российские компании.

< Назад в рубрику