Спорт
08:08, 20 июня 2015

Мутко. А cappella Когда уволят Капелло и почему

Георгий Олтаржевский
Георгий Олтаржевский

Стоило нашей сборной проиграть австрийцам, как любимый вопрос «где взять деньги, чтобы заплатить Капелло» сменился вопросом «как бы нам от него быстрее избавиться».

Формальным поводом для смены тренда стало поражение россиян от сборной Австрии, но вряд ли это обстоятельство первично. Это именно что повод. Похоже, здесь сплелась сложная комбинация, в которой главными факторами стали отставка Николая Толстых и возможный приход в РФС Виталия Мутко. А итальянец стал заложником ситуации. Попробуем разобраться.

Конечно, поражение от австрийцев болезненно и добавило негатива в отношение болельщиков к Капелло. Но вряд ли это критично. В первом матче в Вене мы тоже по всем компонентам были слабее соперника, так чего можно было ждать сейчас, после двухнедельной игровой паузы, да еще при отпускном настроении наших «звезд»? Почему в России не играют в июне, зато играют в декабре — это вопрос к тем, кто лоббировал переход на схему «осень-весна». Тема принципиальная, но сейчас речь не об этом.

Сборная при Капелло проигрывала и раньше, причем в важнейших матчах. Например, в августе 2013 в Северной Ирландии при отборе к чемпионату мира. И не подари нам Израиль бонус в четыре очка в матчах с португальцами, Криштиану Роналду со товарищи поехал бы в Бразилию напрямую, а мы отправились бы в стыковые матчи с непредсказуемым итогом.

Но Капелло был практически вне критики, и контракт с ним перезаключили еще до финального турнира. Причем сделано это было не по инициативе РФС: Николай Толстых не раз говорил о том, что логичнее поднимать этот вопрос после Бразилии. Но министерство спорта проявило неожиданную настойчивость, послушные спортивные СМИ подняли «большую волну» (мол, уведут у нас великого итальянца злые вороги), и контракт был продлен заранее, да еще и на более выгодных условиях.

Составлен он был юристами минспорта, а подписан Толстых и Мутко. Здесь уместно вспомнить, что и приглашение Капелло первоначально было идеей Виталия Леонтьевича, и деньги «под итальянца» нашел именно он. Летом 2012 года, когда подписывали первый контракт с доном Фабио (точно — 26 июля), РФС был бесхозным: Фурсенко уже ушел, а выборы нового президента назначили на сентябрь. Ситуация аналогичная нынешней. Формально союз возглавлял Никита Павлович Симонян, но очевидно, что это было не его решение, — уж очень осторожен заслуженный ветеран.

Вообще, ситуация получилась удивительная. Толстых не мог уволить Капелло. РФС просто не имел денег на выплату предусмотренной контрактом огромной неустойки. При этом на зарплату итальянцу денег у него тоже не было. Первый контракт тренера оплачивал «НОВАТЕК», но компания не стала продлевать отношения с РФС. По кулуарным сведениям, средства на второй контракт должен был предоставить или найти Петр Макаренко, возглавляющий компанию «Телеспорт». Во всяком случае, именно он присутствовал на переговорах, когда Мутко и Толстых договаривались о продлении соглашения с Капелло.

О персоне Петра Макаренко широкой общественности известно мало, но в футбольных кругах это фигура приметная. В РФС он появился при Мутко, был коммерческим директором союза, а принадлежащая ему компания «Телеспорт» получила эксклюзивные контракты на продажу рекламных, телевизионных и маркетинговых прав РФС, организацию матчей, привлечение спонсоров и т.д. По сути, все коммерческие доходы союза и премьер-лиги шли через «Телеспорт», в значительной степени в нем и оседая. Так было при Мутко, Фурсенко и Толстых. Последнему это очень не нравилось, но кабальные соглашения были подписаны еще до его прихода.

Перед Бразилией «Телеспорт» (именно под обеспечение контракта с Капелло) пролонгировал права на телетрансляции, за что выплатил РФС около миллиарда рублей. Они пошли на поездку сборной в Бразилию, выплаты бонусов игрокам и тренерам. Но вскоре эти деньги кончились. РФС предъявлял «Телеспорту» претензии, Макаренко ссылался на «недоговороспособность» Толстых. Стороны дошли до прямых обвинений и оскорблений в прессе. В январе Макаренко вроде бы продал «Телеспорт» братьям Ротенбергам, но до конца сделка так и не состоялась. О ней поговорили-поговорили и забыли. Вроде бы покупателей не устроили какие-то юридические нюансы.

Крайним в истории с Капелло оказался Толстых. Причем, заметьте, никаких других претензий к нему как к президенту союза не было. Он отстаивал интересы российского футбола, что не нравилось руководителям больших клубов, но его поддерживало министерство. Спортивные результаты оказались лучшими за десять лет. Увеличилось финансирование детского футбола. Толстых сумел здорово прижать агентское лобби. В 2012 году клубы перечислили на зарубежные счета агентов около 56 миллионов долларов, в 2013-м — порядка 50 миллионов, в первой половине 2014 года, когда новая власть всерьез за них взялась, — всего лишь 1 миллион 650 тысяч. То есть эти деньги не ушли из футбола в виде гонораров «третьим лицам», а остались внутри системы. Понятно, это нравилось не всем, и травля Толстых набирала обороты.

Мутко Толстых защищал. Как мог. Ссориться с влиятельными фигурами нашего футбола ему тоже было не с руки, но окончательно «съесть» упрямого президента он не позволял. До конца мая, когда это все-таки случилось. То ли министр предпочел не вмешиваться, то ли решил, что пора самому вернуться в РФС. Благо часть работы по расчистке авгиевых конюшен нашего футбола Толстых уже сделал.

Заметьте, что первым о возможной отставке Капелло заявил именно Мутко, причем с формулировкой «решение уже принято». Хотя формально освободить тренера может только РФС в лице Симоняна. Который, по иронии судьбы, летом 2012 года его и нанимал на работу. Круг замкнулся.

Итак, всем очевидно, что Мутко будет главным претендентом на пост президента РФС. Он уже почти открыто об этом говорит, а некоторые лица в нашем футболе уже подобострастно просят его взойти на трон. Мешает лишь формальное обстоятельство: еще со времен президента Медведева чиновникам не рекомендовано возглавлять общественные организации. Но, видимо, этот вопрос уже согласован. «Учитывая важность подготовки сборной к чемпионату мира 2018 года», «в виде исключения» или что-нибудь в таком роде. Скорее всего, президент страны сам попросит министра принять на себя РФС.

Вот тут-то и возникает вопрос о Капелло. Как козырь в игре вокруг Толстых он уже не нужен, а момент для расставания подходящий — вроде как народ требует. Удобный способ разгрузить платежную ведомость РФС, что сразу сведет союзный дебет с кредитом. Кто оплатит компенсацию? Ее может и не быть. Объявят о том, что стороны договорились, а Макаренко (например) заплатит недостачу. У РФС ведь тоже есть козыри: невыход на Евро будет расцениваться как невыполнение контракта со стороны тренера, что может стать поводом к увольнению. Так, может быть, расстаться мирно, с выплатой долга и необременительной компенсацией?

Вопрос долга перед Капелло вообще довольно загадочный. Толстых, например, утверждает, что по его данным все это время деньги итальянцу выплачивались, только негласно. То есть тот же «Телеспорт» или кто-то еще переводил деньги не через РФС, а итальянцу напрямую, а историю с долгом использовали для давления на Толстых. Подтверждающих это документов он не обнародовал, но просто так столь рискованные заявления Толстых никогда не делает. Капелло вроде пригрозил, что подаст в суд, но как-то сразу успокоился.

Странно и то, что ни Капелло, ни помогающий ему в юридических вопросах сын Пьер-Филиппо никогда сами о долге не говорили и исков не подавали. Это делали другие, видимо, заинтересованные люди. В России пару раз всплывали якобы слова Пьер-Филиппо со ссылками на третьестепенные итальянские интернет-ресурсы, но подлинность их никто не проверял. Похоже на банальную технологию вброса, часто используемую в таких случаях.

Если решение уже принято на самом верху, то итальянца, естественно, уволят. Со спортивной точки зрения это совершенно нелогично, но приказ есть приказ. Но скорее всего, на ближайшем исполкоме РФС вопрос об отставке подниматься не будет. Капелло вызовут, поговорят и отпустят с последним предупреждением до следующего матча со шведами. Все понимают, что менять сейчас тренера не имеет никакого смысла, тем более что теоретические шансы на выход еще есть. Отставка же перекладывает ответственность на тех, кто принимает такое решение.

К тому же возникает вопрос с кандидатами. Понятно, что новый тренер станет заложником ситуации, практически самоубийцей. И зачем, скажем, Олегу Кононову или Леониду Слуцкому уходить сейчас из успешных клубов? Чтобы провести оставшиеся четыре матча, попасть в стыковых играх на, скажем, Голландию — и вылететь? Другое дело — после Евро-2016, с гарантированным участием в домашнем чемпионате мира 2018 года. Тогда у него будет полный двухлетний цикл и возможность построить новую команду, — хоть какая-то реальная перспектива.

Сейчас же все просто. Пятого сентября нам предстоит матч со шведами, который в случае потери очков поставит крест на последней надежде прямого выхода. И изменить что-либо до него практически не возможно, — играть все равно будут те же футболисты. Те же, кто безвольно проигрывал Северной Ирландии, кто не выиграл ни одного матча в Бразилии, кто говорил «ваши ожидания — это ваши проблемы».

Самого автора крылатой фразы в команде уже нет, но это сути не меняет. Проблема осталась: у тренера сборной практически нет возможности влиять на игроков. С этой командой не справились ни Романцев, ни Ярцев, ни Семин, ни Газзаев, ни Адвокат. Лишь Гусу Хиддинку на коротком отрезке Евро-2008 удалось подготовить и зажечь игроков, но потом и он провалился. И в конце концов, не Капелло виноват, что в России кроме ветеранов Игнашевича и Березуцкого нет центральных защитников, а единственный приличного уровня опорный хавбек опять бунтует и сидит в дубле. И уж точно не итальянец виноват в том, что игроки не смогли (или не захотели) выложиться на поле так, как это сделали австрийцы.

Психологию наших футболистов быстро не переделать. И очевидно, что менять нужно не сборную, а весь отечественный футбол, — в нем должно быть меньше денег и больше спорта. Но парадокс в том, что человек, который попытался это сделать, системой был отвергнут.

< Назад в рубрику