Экономика
10:51, 23 июля 2015

Работа на унитаз Нужны ли российским детям дешевые подгузники

Александр Бирман
Александр Бирман

Отцам маленьких детей впору вновь пересчитывать «жалкие копейки». Перефразируя Сашу Черного, изрядную брешь в семейных бюджетах ныне пробивает покупка памперсов. С начала года популярные марки подгузников подорожали как минимум в полтора раза. Логично все списать на девальвацию. Но в ней ли все дело?

Есть две категории товаров, без которых человек, что называется, никуда. Первая — это еда и питье, иными словами — все то, что обеспечивает и поддерживает жизнедеятельность. А вторая — то, что позволяет быстро и без особого дискомфорта избавляться от продуктов этой самой жизнедеятельности, то есть предметы личной гигиены.

Поэтому как бы ни росли цены и как бы ни падали доходы населения, пока мы едим и ходим в туалет — те, кто снабжает нас едой и туалетными принадлежностями, могут не переживать из-за спроса. Их товар — не пальто или авто. Его будут покупать всегда.

Наглядное тому доказательство — детские подгузники. Многие из соотечественников, на ком в «лихие 90-е» было впервые опробовано это благо цивилизации, уже сами стали родителями. И если уж страшилки экологов-традиционалистов оказались бессильны, то вдвое увеличившийся ценник точно не заставит российских мам вернуться к бесконечной стирке пеленок.

Скорее уж папы, вопреки известному анекдоту, будут намного реже радовать себя элитным алкоголем. Поскольку их чада точно не станут меньше справлять нужду. А расходы на подгузники, наоборот, сильно возрастут.

Так что шутки шутками, а структура потребления у молодых семей изменится. Росстат зафиксирует очередное падение продаж и/или сокращение производства чего-то не первоочередного. Сядет на мель энное число импортеров, энное количество заводов отправит рабочих в неоплачиваемые отпуска.

Охотно верю, что нельзя в одночасье наладить в России массовый выпуск суперабсорбента — основного «ингредиента» подгузников. На родине Дмитрия Менделеева большие проблемы с собственной нефтехимией, при том что исходного сырья в избытке. Что поделаешь?

Соответственно, производитель, даже если он клеит товар в России на каком-нибудь «бытхиме», все равно зависит от импортных поставок и при падении рубля вынужден повышать отпускные цены. Но значит ли это, что потребитель неизбежно должен ощутить на своем кармане этот пятидесяти, а то и стопроцентный (с учетом маржи продавца) рост?

Скажем, Procter & Gamble объявил об изменении ценовой политики с марта. Но у магазинов еще имеются старые запасы. И, следовательно, у властей есть в запасе время, чтобы смягчить удар. Как вариант — ввести налоговые или арендные льготы, позволяющие ретейлерам сохранить прежние цены без потерь для бизнеса. Предложил же недавно Минпромторг снизить НДС до 10 процентов при продаже детских товаров.

Такие меры облегчили бы жизнь не только молодым родителям. «Бэби-бум» — неплохой драйвер для экономики. Дети помогают стимулировать спрос и обновлять предложение. Неслучайно «памперсы» были запатентованы в 1965-м, во время всплеска рождаемости в США. Технолог Виктор Миллз придумал одноразовый подгузник, когда нянчился с внуками.

Цинично говоря, на «цветах жизни» всегда и везде стараются заработать. Главный вопрос — перепадает ли что-то обществу, и в первую очередь — самим детям? Или они всего лишь ресурс, вроде нефти или угля? Ведь ни один здравомыслящий нефтяник или угольщик не делится маржой со скважиной или шахтой.

И, конечно же, ресурсы не развивают качественно. Только — количественно. И всячески их защищают.

В этом смысле любопытно посмотреть, какие аспекты «детского» вопроса занимали умы чиновников и депутатов в прошедшие полгода. Роспотребнадзор искал вредные вещества в моющих средствах с украинскими брендами (даром что собственники у производителей — российские). Госдума, покончив с гей-пропагандой, раздумывала, как бы сделать аборты максимально недоступными. А уполномоченный по правам ребенка выводил на чистую воду педофилов из Прибалтики. Предотвращение подорожания подгузников в список приоритетов явно не входило.

И вполне логично. Их (подгузники) все равно будут покупать. А государственным мужам и дамам нужно постоянно доказывать свою полезность и вездесущность. Причем не налогоплательщикам, а начальству. Когда все и вся зависит от государства (бюджета, нацфондов, субсидий, грантов, etc) — иного заказчика и быть не может.

Точнее — может, если растет число граждан, зарабатывающих на жизнь своим умом, а не рентой — административной, сырьевой, силовой, земельной и т.п. Когда появляются новые бизнесы, новые продукты, новые рынки. Иными словами, инновационная активность не ограничивается вдумчивым освоением средств все той же казны при застройке «сколковских» гектаров.

Жить в эту пору прекрасную, в принципе, возможно. Но для начала нужно как минимум создать среду, в которой дети развиваются, а не просто растут. Чтобы они умели думать, сомневаться, искать.

И — вы будете смеяться, но цена и доступность подгузников здесь играет немаловажную роль. Если значительная часть семейного бюджета уходит на предметы гигиены, откуда у родителей возьмутся деньги на формирование маленьких личностей?

С другой стороны, личности — это полноценные граждане. Они умеют создавать и не умеют бездумно голосовать. Одаренность, по большому счету, синоним неуправляемости. Может быть, гораздо лучше и спокойнее не открывать этот «ящик Пандоры» и жить с дорогими подгузниками? Пусть и на обочине цивилизации.

< Назад в рубрику