Бывший СССР
15:04, 27 июля 2015

Ограбление по-украински Зачем Яценюку понадобились «качественные» иностранные инвесторы

Михаил Погребинский (директор Института политических исследований и конфликтологии, Киев)
Михаил Погребинскийдиректор Института политических исследований и конфликтологии, Киев

Критически сложное, если не безнадежное финансовое положение, в котором оказалась Украина, вынуждает правительство искать дополнительные источники пополнения бюджета. Одних внешних заимствований для затыкания дыр явно не хватает. Срочная приватизация оставшихся государственных активов — один из способов избежать ситуации, когда государство не сможет выполнять свои обязательства по выплатам пенсий, зарплат бюджетникам и поддержанию инфраструктуры жизнеобеспечения.

Руководство Украины не может не понимать, что время для проведения масштабной приватизации, мягко говоря, не самое подходящее. Тем не менее подготовка к ней идет полным ходом. Начать приватизацию собирались уже в октябре текущего года, но после презентации активов на инвестконференции в США сроки перенесли на сентябрь. Очевидно, что серьезный американский или иной инвестор вряд ли решится вложиться в страну, где идет война. В страну, где постреливают из гранатометов на улицах городов вдали от линии фронта. В страну, где и без войны законодательство не гарантировало права собственности, а рейдерство и тотальная коррупция привели к исчезновению с рынка и того небольшого количества иностранных компаний, начавших свой бизнес на Украине два десятка и более лет тому назад.

В этом отношении более чем показательно закрытие всех проектов транснациональных корпораций по добыче сланцевого газа даже в регионах, которые отдалены от зоны военных действий и где до последнего времени сохранялась стабильная политическая обстановка. Думаю, что не только серьезный инвестор, но и обычный финансовый спекулянт не станет рисковать, вкладываясь в страну, находящуюся в столь неопределенной ситуации, когда никто не готов поручиться даже за то, что государство сохранится в тех границах, что сегодня считаются международно признанными.

Впечатляет откровенность, с которой Арсений Яценюк и Петр Порошенко декларируют свою «патриотическую» позицию в вопросе о том, кто будет, а кто не будет допущен к приватизации украинских активов. Вот что по этому поводу говорит премьер: «Мы начинаем прозрачную и честную приватизацию, и поэтому хотим, чтобы в ней принимали участие исключительно качественные иностранные инвесторы, а не бывшие украинские олигархи». А президент Украины дополняет это откровение Яценюка словами о том, что «российские инвесторы могут не беспокоиться».

Характерно, что ни премьера, ни президента Украины не заботит тот факт, что этими высказываниями лидеры страны открыто выражают намерение нарушить украинские законы. В заявлении по этому поводу Федерации работодателей Украины (ФРУ) даны ссылки на статьи действующих законов «О приватизации» и «Об инвестиционной деятельности», обязывающие «обеспечить конкурентность продаж» и «равные права всем участникам инвестиционного процесса». Кроме того, вводимые ограничения неизбежно приведут к снижению цены объектов и, соответственно, к снижению суммы, которую может выручить Украина от продажи государственных активов. Да и «качественному инвестору» стоило бы поостеречься, поскольку приобретение активов таким путем может быть впоследствии опротестовано в суде — если не в киевском Печерском, то, например, в Лондонском.

В ФРУ даже предположили, что «премьер-министр [Украины], не стесняясь, пытается создать особые льготные условия приватизации для отдельных иностранных инвесторов». По существу, это прямое обвинение Яценюка в коррупции. По-видимому, столь резкие слова столь солидной организации не в последнюю очередь вызваны жестким давлением правительства Яценюка на активы Дмитрия Фирташа, возглавляющего ФРУ.

Известно также и об интересе компании Ostchem Фирташа к приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ), что неудивительно, так как эта компания имеет многолетний опыт сотрудничества с ОПЗ. Этот завод, несмотря на то, что он серьезно обременен долгами, остается одним из немногих по-настоящему привлекательных на Украине для частных инвесторов предприятий. ОПЗ включен в список для приватизации и является самым дорогим объектом, готовящимся к продаже в этом году. По планам Фонда госимущества, всего в 2015 году государство рассчитывает выручить от приватизации 17 миллиардов гривен (примерно 740 миллионов долларов по нынешнему курсу), а ОПЗ по стартовой цене оценивают в 500 миллионов долларов, — то есть больше половины всего дохода государства от приватизации в этом году. На ОПЗ имеет виды и группа «Приват» Игоря Коломойского. В предыдущую попытку приватизации ОПЗ «Приват» предлагал за него 600 миллионов долларов. Для этих двух крупнейших олигархических групп ОПЗ — критически важный актив, и так просто они его не уступят. Ни друг другу, ни американскому инвестору.

Мне вообще представляется, что раздать самые «вкусные» украинские активы по разнарядке тем, кому Яценюк, похоже, обещал их в США, будет не так-то просто. И дело тут даже не в требованиях украинского законодательства, изменить которое под задачу «раздать чужим» также вряд ли возможно.

Дело в реальной практике. Скажем, искусственные препятствия для российского капитала были и раньше. Но он все равно «заходил» в страну — не только из офшоров, но и под видом немецкого, австрийского и других капиталов. Хотя официально инвестиции из России были невелики, но, по оценкам большинства экспертов, фактически именно Россия — крупнейший инвестор Украины, в том числе и за счет участия в приватизационных процессах.

Настаивая на приглашении исключительно «качественных иностранных инвесторов», Арсений Яценюк утверждает, что госпредприятия в Украине неэффективны и порождают коррупцию. Что можно сказать по этому поводу?

Высокий уровень коррупции и сравнительно низкая эффективность производства в нашей стране ни для кого не секрет. Но то ли лекарство предлагают Яценюк и Ко?

Согласно единственному репрезентативному исследованию эффективности деятельности 700 приватизированных предприятий Украины за десятилетний период, проведенному Институтом экономики и прогнозирования Украины при участии специалистов Фонда госимущества и Госстата, приватизация привела к значительному ухудшению (в разы!) их основных финансовых результатов в сравнении с доприватизационным периодом.

Итак, намерения власти отдать оставшиеся активы иностранцам понятны. Но будут ли реализованы эти намерения — большой вопрос.

В 2005 году, после прихода к власти Виктора Ющенко, все в Украине тоже надеялись, что «сейчас придут и все скупят американские инвестфонды». Кстати, тогда ситуация для иностранных инвесторов была несопоставимо лучше. Однако пришли тогда в украинскую экономику отнюдь не американцы.

По всей видимости, сверхзадача ускоренной приватизации, как ее понимают и преподносят премьер и президент Украины, продиктована скорее политическими, чем чисто финансовыми целями. Главное для нынешних руководителей страны — продемонстрировать максимальную лояльность тем, от кого зависит их политическая судьба. Поэтому не так важно, сколько выручит бюджет от продажи по дешевке все еще значительных государственных активов, многие из которых до сих пор прибыльны (например, ряд морских портов, представляющих скорее не коммерческий, а стратегический интерес для США) и обеспечивают значительные поступления в бюджет.

Для нынешней украинской власти главное сегодня — получить одобрение политики президента и премьера теми, от кого зависит их пребывание в своих креслах. Особенно это касается Арсения Яценюка, способного сохранить кресло только при акцентированной поддержке из Вашингтона. Уровень доверия к его деятельности в украинском общественном мнении сегодня практически на нуле. И неудивительно, что именно Яценюк и выступает со столь откровенными и шокирующими заявлениями о грядущей приватизации.

< Назад в рубрику