Россия
06:01, 12 сентября 2015

До ста без старости Культура отчуждения и ролевые модели

Мариам Новикова
Мариам Новикова

В прошедшую среду британская королева Елизавета II превзошла рекорд своей прапрабабушки королевы Виктории по продолжительности пребывания на британском троне. Новость это малоинтересная для российских граждан; я обратила на нее внимание только потому, что несколько лет назад разговаривала с работниками Виндзорского замка и тогда обнаружила, что они всерьез болеют за свою королеву — очень хотят, чтобы она установила рекорд, но переживали, что ее возраст не позволял твердо на это надеяться. Я заразилась их энтузиазмом и с тех пор отслеживала: «вот еще год остался, вот полгода, отлично, вперед, Елизавета, ты сможешь!» В следующем году королеве исполнится 90 лет. А ее мужу, принцу Филиппу, — 95. Уже сейчас он официально самый старый из мужчин английской королевской семьи за все времена — тоже рекордсмен по продолжительности жизни.

Каждый раз, натыкаясь на сообщения об очередном бодром заграничном старичке, испытываю досаду при мысли о том, как мало и скучно живут наши люди. Мало путешествуют, мало изучают нового, не проверяют источники информации, ориентируются на соседей, на родственников, на советы не пойми кого. С детства усваивают вредные для здоровья установки, что мужчины не жалуются или, например, что водка лечит. Знакомый врач скорой слышит это от пациентов систематически: «стало плохо, решил выпить водки».

И куча другого информационного мусора в головах, бестолкового и тоже опасного для здоровья. Разговаривала недавно с курильщиком, случайным попутчиком. Он уверял, что «не все так просто с курением». Где-то слышал, что курение может быть полезно. Где, что? Прочитал в газете, кажется. Или видел по телевизору. Источник не помнит, но усвоил, что курить не вредно.

Таксисты несут в мир мудрость, почерпнутую из брошюрок целителей-самоучек. Видела одну такую, на глянцевой бумаге: там было сказано, что здоровье человека определяется жировыми кольцами, причем колец этих должно быть семь, и каждое содержит в себе определенный вид энергии, связанный с энергией космоса.

И вот эта фоновая глупость разлита в обществе огромным жирным слоем.

Больной такой-то, двадцати лет, диагноз — гепатит А (желтуха). Друзья посоветовали лечиться водкой с перцем. Ладно сам больной — идиот, но у него же и друзья такие же идиоты, готовые лечить заболевания печени на слух по телефону.

В тот же день, когда Елизавета II с супругом отмечали установленный рекорд, открывая новую ветку железной дороги в Шотландии, у нашего подъезда в Москве стояла скорая. Соседу с пятого этажа стало плохо с сердцем. Он электрик, человек отличный, но сильно пьющий. Раньше постоянно брал из приютов собак и потом выгуливал их во дворе по две-три, так что рядом с ним всегда кто-то скакал и вилял хвостом. Теперь еле ходит и редко появляется на улице — ноги отнимаются, врачи говорят алкогольная полинейропатия поражает, в первую очередь нижние конечности, нарушается координация движений, развивается атрофия мышц.

Соседу чуть за пятьдесят, но его жизнь практически кончена. Он доживает. И планов на будущее не строит.

А принц Филипп пятидесятилетний рубеж перешагнул в начале 1970-х. С тех пор успел, среди прочего, поучаствовать в ряде международных соревнований по драйвингу (управлению конной упряжкой), причем последний раз — в 2002 году, в возрасте 81 года.

И не надо думать, что сравнивать продолжительность жизни обитателей замков с жизнью простых людей бессмысленно. Не все решается деньгами. Главная проблема у нас — в отсутствии реального желания жить интересно и во внутреннем согласии умереть рано.

Трусят, боятся начальства, поэтому соглашаются работать с нарушениями техники безопасности. Боятся врачей. Боятся бросить все и переехать, если в родных местах невмоготу. Боятся выяснять, что такое вспухло на ноге. Но умереть — готовы, как ни парадоксально.

Об этом писал в 2007 году в повести «В родном краю» врач-кардиолог Тартусской больницы Максим Осипов: «У больных, да и у многих врачей, сильнее всего выражены два чувства — страх смерти и нелюбовь к жизни. Обдумывать будущее не хотят: пусть все остается по-старому. Не жизнь, а доживание. По праздникам веселятся, пьют, поют песни, но если заглянуть им в глаза, то никакого веселья вы там не найдете. Критический аортальный стеноз, надо делать операцию или не надо лежать в больнице. — Что же мне — умирать? — Ну да, получается, что умирать. Нет, умирать не хочет, но и ехать в областной центр, добиваться, суетиться — тоже. — Мне уже 55, я уже пожил (пожила).»

И дальше: «Главный миф, в реальность которого верят почти все, — о решающей роли денег.<...> Деньги, конечно, нужны, на многое не хватает, но главная беда иная, внеэкономическая». «Многим кажется, что проблемы можно решить с помощью денег, а это почти никогда не верно. Как с их помощью пробудить интерес к жизни, к любви?»

В Великобритании есть город Глазго, где средняя продолжительность жизни заметно меньше средней по стране. На острове не только королева и ее семья отличаются долголетием — по данным ВОЗ за 2013 год, средняя продолжительность жизни мужчин в этой стране составляет 79 лет. В Глазго мужчины живут на 6,3 года меньше. Ученые не знают, почему так. Город северный, но есть другие северные города, где люди живут дольше. Глазго был крупным промышленным центром, а потом пришел в упадок, но другие города со схожей судьбой (Ливерпуль, Бирмингем) такой динамики не показывают. Для объяснения эффекта Глазго были предложены различные гипотезы, в том числе дефицит витамина D, холодные зимы, более высокий уровень бедности, чем показывает статистика, высокий уровень стресса. А еще, что в Глазго людей убивает «культура отчуждения и пессимизма».

Вот эта «культура отчуждения и пессимизма» вредит и в России, уверена. Именно она, а не тайно засланные казачки из Госдепа.

И бедность — это отговорка. Чтобы пить, нужны деньги. И на сигареты нужны деньги, а бегать по утрам можно бесплатно; однако почти никто не бегает, а курит каждый второй. Много есть тоже стоит денег, но посмотрите на эти животы — половина из мужчин за сорок уже «ждут автобус». Между тем, как правильно говорилось в фильме «Формула любви», «вилкой и ложкой роем мы могилу себе».

К чему я это пишу? Конечно же, к тому, чтобы призвать всех брать пример с принца Филиппа, супруга королевы-рекордсменки Елизаветы II. Принц не пьет, не курит, не толстеет, занимается спортом и не читает перед сном советских газет. Поэтому культура пессимизма и отчуждения, а также всякие глупости вроде жировых энергетических колец и лечения водкой простатита ему не грозят.

Берите пример с принца (обращаю ваше внимание, что делать это можно совершенно бесплатно), живите до ста лет и будьте счастливы.

< Назад в рубрику