Россия
02:00, 14 сентября 2015

Дрожжь земли Об антикультуре обсуждения

Мария Голованивская
Мария Голованивская

Schizosaccharomyces pombe (шизосахаромицеты) — это вид дрожжей. Были выделены в чистую культуру в 1893 году Линднером из восточноафриканской бузы (пива). Все сходится: буза, дрожжи, брожение — явления из одной корзины, так сказать, смысловая грибница. В нашем говорящем классе она разрастается со страшной скоростью и с неизменно обвинительным уклоном. И размножается спорами.

Последнее брожение умов запустила колонка журналиста, чья знакомая получила в женской консультации обменную карту, полную, как водится, глупой рекламы. От памперсов до психологических служб. Последняя рекламировалась через набор нехитрых домостроевских истин и называлась «Полезные советы по укреплению семейных отношений». Перлы рекламного текста говорят сами за себя: хочешь удержать мужа — выказывай к нему уважение, ведь он хочет уйти к секретарше именно потому, что она демонстрирует уважение к нему. Глубокое наблюдение. Но секретарши и отношение с ними сейчас не в тренде, и глаз за них не зацепился.

Как обычно, не став разбираться, читатель, и он же — обитатель соцсетей, узрел в рекламных страничках, вставленных в карту, государственную пропаганду Домостроя. Размножающиеся спорами толпы разделились на сторонников и противников оного, а зря: перед нами — «просто бизнес, ничего личного». Приняв текстовку за чистую монету, одни возмущенно вспомнили про автоматы с презервативами в школьных коридорах (была такая полемика лет десять назад) и пустились в квазиправославное кликушество, другие, напротив, привычно заклеймили «кровавый режим», обвиняя его в продвижении триады «киндер-кюхе-кирхе». Подлинных проблем никто не увидел: добросовестность рекламы и ее легитимность на документах — в платежных квитанциях, в школьных дневниках и тетрадях, в проездных билетах и теперь вот в обменных картах. Вспенилось совсем другое — «поравалить» и тому подобное, хотя в данном случае в постель к гражданам лезет совсем не власть, а банальный рынок, да и тот третьесортный — ссылка на сайт конторы, размещенная в конце домостроевского текста, давно мертва.

Скандалов, где повеселились грибы-дрожжи, за последний год было немало. Помните страшное вспучивание после шествия Бессмертного полка 9 Мая, когда кто-то сфотографировал аккуратно сложенную на мостовой горку военных портретов? «Их выбросили, все это постановка! — заволновались сети. — По Тверской шли 350 тысяч актеров, а возглавлял шествие двойник Путина». Или: «Это не настоящие фотографии и их несли бюджетники-рабы!» Когда выяснилось, что их аккуратно сложили волонтеры в ожидании машины, собирающей портреты и увозящей их в архив, пузырь общественного возмущения отнюдь не сдулся — грибы-дрожжи никогда не останавливают своего роста, брожение должно пройти все стадии независимо ни от чего.

Впрочем, не всегда грибы негодования целятся во власть, хоть и частенько. Когда известный врач и благотворитель Доктор Лиза (Елизавета Глинка), рискуя жизнью, вывезла из зоны военных действий в Донбассе десятки больных детей, шизогрибы породили вот что: кремлевская «наймитка» крадет украинских детей и чуть ли не торгует ими в России. Объяснения, что всех детей увозили с разрешения родителей или опекунов и увозили на лечение, а не на ПМЖ, были почти не слышны в хае и вое.

Или вот, совсем недавно. В одном из дорогих московских фитнес-клубов дискриминировали ребенка-аутиста: подлые и бездушные администраторы попросили мать принести справку о состоянии здоровья «особого ребенка» (а как иначе обеспечить ему особый подход?). Сеть забродила: «Отказ в продлении абонемента! Антигуманные свиньи!» Тысячи граждан доброй воли вышли в свои уютные бложики, призывая громы и молнии на головы фитнес-фашистов. Нет, нет, никто ни в чем не отказывал, это выяснилось почти сразу. Но осень есть осень, леса полны грибов.

Иногда дрожжи поднимают плотные стены даже не в ответ на деяние или событие, а на невиннейшее суждение или воспоминание. Не так давно один знакомый написал в Facebook про домашние тапки, мол, раньше в интеллигентных семьях было не принято предлагать гостю разгуливать в носках или колготках. Итог — масштабнейшее fb-побоище, оскорбления, размахивание регалиями и генеалогиями. Автора обвинили в свинстве, презрении к домохозяйкам и уборщицам, социальном чванстве, неинтеллигентности и чем-то еще, не менее страшном. В процессе обсуждения рушились многолетние дружбы, распадались пары — возможно, дошло бы и до крови, если бы скандал не перескочил на Аллу Пугачеву как на мерило интеллигентности. Она, бедняжка, совершенно непонятно почему и за что приняла удар дискуссии на себя. А началась-то она с тапок!

Всему этому есть вполне научное объяснение. У людей с низким самоконтролем и уровнем мышления в случае, если информация неполная и имеются пробелы, запускаются механизмы, категорически мешающие думать. Во-первых, информация всегда упрощается — нейрофизиологи это подтвердят. Деталей не остается, работает одна, прямая, как шпала, констатация: выбросили, навязали, грабят, уууууу. Во-вторых, пустоты заполняются так называемой проекцией: зачем искать информацию, если ее можно домыслить? «У кого чего болит, тот о том и говорит» — универсальный подход сетевика-дрожжевика к появившейся в сети «новости». В-третьих, у людей с грибком мозга есть предрасположенность все валить в одну кучу и распространять общий контекст на частную ситуацию: раз православные громят музей, значит власть пропагандирует Домострой.

Чем опасны наши шизосахаромицеты? Только одним: способностью дискредитировать всякую дискуссию, а значит — отменить критику как таковую. А без нее нельзя — не те времена.

< Назад в рубрику