Как только отблеск Евро засиял на горизонте, футбольная общественность бросилась обсуждать судьбу главного тренера сборной. Отчасти по привычке, заведенной во времена всенародного стона по поводу «контракта Капелло», отчасти из-за врожденной любви к скандалам, ну а еще и из-за того, что вопрос действительно важный. Не первоочередной — еще есть время подумать, — но чрезвычайно ответственный и определяющий судьбу нашего футбола на несколько лет вперед. Попробуем разобраться в возможных вариантах развития ситуации и спокойно взвесить pro et contra.
Для начала определим заинтересованные стороны и тех, от кого зависит решение. Их три, этакий неравносторонний треугольник. Первая — это сторона власти. Государства и общественной организации РФС, которые объединяет фигура Виталия Леонтьевича Мутко. Отметим, что его личные интересы, которые не всегда совпадают с чаяньями рядовых любителей футбола, тоже присутствуют, но мнение самых уважаемых болельщиков для министра закон. Да и в целом интересы государства он чтит. Вторая сторона — это сам Леонид Викторович Слуцкий, который в определенных рамках имеет возможность определять свою судьбу. И третья — это клуб ЦСКА, с которым у тренера действующий контракт. Все решения в клубе принимает Евгений Леннорович Гинер, и он своего не упустит, это точно.
За последние несколько месяцев Виталий Леонтьевич показал себя во всей красе. Давайте вспомним футбольную весну: истерия вокруг банкротства РФС, еженедельные нападки в прессе на Николая Толстых и перманентный плач о контракте Капелло. Футбол постоянно в центре скандалов, но министр спорта над схваткой. Он лишь осторожно комментирует события и грустно покачивает головой, мол, ситуация тяжелая, но что я могу поделать…
Мутко вроде как был на стороне Толстых, которого поддерживал на выборах, при этом не ссорился с большими клубами, с которыми президент РФС открыто воевал. Министр участвовал в переговорах с Капелло и даже обещал (не публично), что оплата контракта — не забота Толстых, но когда «Телеспорт» Петра Макаренко отказался выполнять договоренности, ушел в тень. Он все время был в игре, но в тени. Настоящий кукловод, прямо Карабас-Барабас.
К началу лета ситуация взорвалась: Толстых из РФС убрали, и футбольный истеблишмент сам пришел просить Виталия свет Леонтьевича на царство. Он из скромности пококетничал, выставил свои условия. Например, ужесточение лимита, которое клубы молча проглотили за несколько дней до старта чемпионата страны. Мутко с восшествием на престол не торопился — подождал соизволения сверху в виде отмены запрещающих совмещение медведевских рекомендаций, а также разрешения ситуации со сборной. Друга Фабио формально увольнял не Мутко, а Никита Павлович Симонян, что позволило сохранить с итальянцем дружественные отношения. Капелло даже присутствовал на недавних матчах сборной. А вот Слуцкого и Гинера «уговаривал» сам Мутко вместе с Сергеем Борисовичем Ивановым. Понятно, что отказать «старшим друзьям» армейское руководство и сам тренер не могли.
И снова комбинация была разыграна гениально. Участие в приглашении главы президентской администрации полностью сняло ответственность с министра. Хотя соломки в виде разговоров о перспективе, сложности ситуации и т. д. мудрый Виталий Леонтьевич подстелил. К счастью обошлось, и Мутко поспешил принимать поздравления с выходом России на Евро. А контракт Капелло растворился в воздухе. Общественности сообщили лишь о том, что многомиллионный долг погашен, но кто и сколько заплатил в итоге осталось тайной. Расчет был верным — кто во время всенародного триумфа вспоминает о таких мелочах. Мутко всюду победитель, а их, как известно, не судят.
Сразу после матча с Черногорией министр был благодушен и просил журналистов не торопить события. Мол, празднуйте пока, скоро все решим. На следующий день, когда на пресс-конференции по хоккейному поводу ему снова задали вопрос о судьбе Слуцкого, Виталий Леонтьевич уже не на шутку разозлился и, по традиции, обвинил журналистов в разжигании страстей. Симптоматично. Конечно, до страстей еще далеко, но то, что вопрос пока открытый и его решение не так однозначно, как кажется, — это точно. Отвечать за новое назначение, если оно произойдет сейчас, точно придется Виталию Леонтьевичу, а он этого не любит. Так что пауза может затянуться. К тому же есть несколько сложных вопросов, которые пока остаются в стороне.
Все уже забыли, как сравнительно недавно мы спорили о том, нужен ли российской сборной тренер-иностранец. Обойма российских специалистов (от Бышовца и Романцева, до Газзаева и Семина) к концу 2005 года закончилась, а однозначного результата не было. Каждый клубный тренер в той или иной степени начинал менять стиль и тянуть в сборную своих игроков, что вызывало раздражение остальных. Это не вина тренеров, а беда: любой живущий в российском футболе человек за долгую карьеру обрастал связями, друзьями, обязательствами и моральными долгами. Мир тесный, круг узкий. И как только специалист получал сборную (как и клуб), телефон его начинал накаляться. Чтобы отказать всем, нужно было иметь большое мужество, а иногда это было просто невозможно. Переломить ситуацию могло лишь назначение иностранца, на что и решился Мутко, пригласивший Гуса Хиддинка. Потом, уже при его преемнике Фурсенко, голландского Гуса сменил голландский Дик, а его — Капелло, причем с подачи самого Мутко. Он тогда вроде как был не у дел (формально союзом руководил вечный и.о. Никита Симонян), но переговоры с итальянцем вел лично министр спорта.
Успехи тренеров-легионеров несомненны. Хиддинк вывел команду в полуфинал Евро-2008, Адвокат и Капелло уверенно выигрывали отборы. Не запомнились в финальных турнирах, но если трезво рассуждать, то до 2008-го в последний раз в плей-офф Евро мы выходили в 1988 году, да и то сказать «мы» — по сегодняшним меркам россиян в финале против голландцев играло двое — Вагиз Хиддиятуллин и Ринат Дасаев. Остальные наши сейчас выступали бы за сборные Украины, Грузии и Белоруссии. Про чемпионаты мира вообще стоит помолчать — до Капелло мы на них 12 лет не бывали, а в плей-офф выходили последний раз в 1986-м. Кстати, с одним россиянином Дасаевым в старте на решающий матч с бельгийцами. То есть реальная неудача в иноземный период у нас была одна — проигрыш в стыках к ЧМ-2010 при Хиддинке.
Итак, опыт вроде бы удался, а приходится возвращаться к старому. И ведь парадоксально — сам Мутко от тренеров россиян отказался, он же к ним возвращается. Что это, тренд на импортозамещение? Или у нас, наконец, вырос сильный тренер? Правда, Слуцкий и полтора года назад, при продлении контракта с Капелло, мог рассматриваться как кандидат. И не секрет, кстати, что Толстых ратовал за российского тренера.
Где гарантия, что Слуцкий справится с давлением, если станет освобожденным тренером сборной? За ним тоже шлейф — Волгоград, Элиста, Самара, Москва… Друзей-приятелей много, начнут названивать, предлагать игроков. А если Леонид Викторович будет совмещать ЦСКА и сборную, как он будет защищать интересы родного клуба? Представляете, сколько разговоров начнется, если он вызовет молодых армейцев Александра Головина, Дмитрия Ефремова или Никиту Чернова! И кто вспомнит, что в сборной они дебютировали… при Капелло.
Здесь мы подходим к следующему важному аспекту, который сейчас приобретает особую актуальность. Дело в том, что Капелло еще до поездки в Бразилию имел контракт до 2018 года. То есть главной целью его работы было не удачное выступление на ЧМ-2014 и не выход в финальную часть Евро-2016, а подготовка к ЧМ-2018. И это принципиально. Итальянец не мог не понимать, что Игнашевич (36 лет), Березуцкие (33), Широков (35), Кержаков и Жирков (по 32), Денисов, Самедов и Торбинский (по 31) к 2018 году уже не смогут быть основой команды. Кто-то, дай бог, дотянет, но делать ставку на них нельзя. И если первоочередной задачей видеть подготовку сборной-2018, то нужно немедленно искать смену и наигрывать ее. Даже в ущерб сиюминутному результату. Капелло за последний год попробовал Дениса Давыдова, Романа Зобнина, Руслана Камболова и Эльмира Набиуллина, Алексея Миранчука, Ивана Новосильцева, Игоря Портнягина, Андрея Семенова, Дмитрия Полоза, Павла Могилевеца, Магомеда Оздоева. Чуть ранее он привлек в команду Сергея Паршивлюка, Владимира Граната, Олега Шатова, Дмитрия Тарасова, Игоря Смольникова. Он старался постепенно подпускать молодежь, что не всегда получалось. Напомним, что в важнейшем матче с австрийцами, после которого итальянец и был уволен, в центре обороны играли Новосильцев и Чернов. Все основные защитники разом выбыли из строя.
Слуцкий пришел выигрывать решающие матчи и, естественно, поставил на матерых, проверенных им бойцов. Характерно, что решающую роль в последних победах сыграли голы 36-летнего Сергея Игнашевича и 34-летнего Олега Кузьмина — единственного игрока, дебютировавшего при Слуцком. Они, кстати, давно знакомы еще по «Уралану» и «Москве», так что приглашение этого защитника совершенно логично (он давно его заслужил), но сейчас мы говорим о векторе развития сборной. Согласитесь, дебютант Кузьмин в команду-2018 не слишком вписывается.
Если Слуцкий придет в сборную на постоянной основе, встанет вопрос о задачах. Формулировать их должен Мутко. Если контракт заключается на год, с прицелом на Евро-2016, то тренеру будет разумно играть имеющимся составом. На сезон его точно хватит. Но если контракт будет с прицелом на 2018 год, то принципы формирования нужно менять. Придется немедленно отказаться хотя бы от части ветеранов и начинать наигрывать молодежь. Напомним, после Евро официальных матчей у нас не будет, а товарищеские встречи — слабая замена настоящим баталиям.
Итак, разговор Слуцкого и Мутко будет не таким простым, как кажется. Многое будет скрываться в нюансах. При этом альтернативы ни у того ни у другого нет: Мутко не может не предложить пост Слуцкому, а Леонид Викторович не может от него отказаться. Чем-то схожая ситуация была в Риме в середине первого века до Рождества Христова. Тогда Цицерон сказал знаменитую фразу: «Все мы рабы Цезаря, а Цезарь — раб обстоятельств».
Возглавить сборную для тренера шаг судьбоносный, в некотором смысле момент истины. Национальная команда — мечта, высшая цель в тренерской карьере, но и риск огромный. Провал может сломать судьбу. После ухода в сборную так и не вернулись по-настоящему в клубный футбол ни Романцев, ни Бышовец, ни Ярцев. Как перчатки меняет середняков Семин, пропал из виду Бородюк. Это вода, в которую нельзя войти дважды, посему делать это нужно в самое подходящее время. И нет уверенности, что для Слуцкого этот момент настал. Леониду Викторовичу есть что терять, а шансов на успех со сборной очень мало.
К тому же с подписанием контракта изменится система отношений. Леонид Викторович пришел в сборную как спасатель, в лихую минуту взял на себя тяжелое бремя и победил, за что честь ему и хвала. Материальный вопрос он не поднимал, что вызывает еще большее уважение. Но подписание полноценного контракта все меняет. Во-первых, неизбежно возникнет вопрос цены, а альтруизм и патриотизм не дружат с меркантилизмом. Его уже провоцируют, распространяя сплетни о премии в миллион евро за выход. На отношениях с игроками материальный аспект тоже отразится, они ведь с этими вопросами к тренеру придут. Во-вторых, Мутко из просителя и «старшего товарища» превратится в работодателя. Играть придется по его правилам, а это чревато — уж очень хитер Виталий Леонтьевич.
А вот кто в шоколаде, так это Евгений Леннорович. При любом раскладе, он будет в выигрыше. Он уже оказал услугу Мутко и Иванову, что при случае зачтется. «Одолженный» им тренер заработал кучу вистов, подняв капитализацию себя и клуба, а контракт у Слуцкого до 2019 года. Уйдет в сборную — ЦСКА получит компенсацию (необязательно денежную, вариантов много); будет совмещать — еще лучше. К тому же в клубе есть квалифицированный специалист Виктор Гончаренко, готовый в любой момент подхватить команду. При совмещении Слуцким постов, ЦСКА превращается для сборной в базовый клуб, а значит, трансферные вопросы решить будет проще — всем хочется быть перед глазами тренера сборной.
Итак, вопрос открытый и совсем не такой простой, как кажется. Особенно, для Слуцкого, которому предстоит поставить запятую во фразе «согласиться нельзя отказаться». Скорее всего, тренер и сам еще не знает ответа, ведь он будет зависеть от предложения Мутко. А поскольку министр торопить события не любит, то скорее всего, до поры ситуация останется прежней. Слуцкий продолжит возглавлять ЦСКА и на общественных началах работать со сборной, во всяком случае, до весны. За это время команде предстоит сыграть лишь несколько товарищеских матчей — не велика нагрузка. Легионер в нашей сборной лишь один, да и он вот-вот в Россию переедет. К тому же есть штаб — Сергей Балахнин и Сергей Семак. При необходимости его можно усилить. А там, глядишь, случится что-нибудь этакое. Как говорил Ходжа Насреддин, «или падишах помрет, или ишак сдохнет».