Украинские местные выборы еще не завершены. 15 ноября состоится второй тур в ряде крупных городов. Поэтому, на мой взгляд, преждевременно делать далеко идущие выводы на основании итогов этого голосования. И уж тем более никак нельзя назвать удачной попытку на их основе спрогнозировать результаты внеочередной парламентской кампании, если вдруг таковую решат провести.
Однако весьма любопытна сама по себе реакция на случившийся плебисцит. Причем не столько внутриукраинская, сколько зарубежная. Мне трудно себе представить, существует ли такой критический объем нарушений избирательного законодательства и прямых фальсификаций, который заставил бы США или ЕС дать негативную оценку нашим выборам. Уверен, что до тех пор, пока власть в Киеве декларирует «европейский выбор» и называет Россию врагом, а результаты голосования не угрожают этой власти, все украинские выборы будут признаваться Западом, если не «образцово-демократичными и прозрачными», то к ним успешно приближающимися, а если факты этому противоречат — тем хуже для фактов.
Российские эксперты и политики в последнее время довольно часто говорят, что, мол, Европа «устала от Украины» и вот-вот этот «чемодан без ручки» забудут на перроне… Думаю, это далеко не так. Да, действительно, количество публикаций о неэффективности украинской власти в западной прессе неуклонно растет. Тексты с обвинениями высших украинских чиновников и политиков в коррупции не редкость даже в тех СМИ, которые близки к Вашингтону. Тем не менее соглашение об ассоциации Украины с ЕС ратифицировано почти всеми европейскими парламентами. А это соглашение, среди прочего, фиксирует признание Европой демократического характера украинской власти, о чем часто забывают. Как же после ратификации признать, что выборы прошли с грубыми нарушениями демократических стандартов? Фактически это означало бы, что европейские страны выступят в роли знаменитой унтер-офицерской вдовы. Посему, как бы тяжел ни был «чемодан без ручки», европейцы будут тащить его, хоть и без былого энтузиазма, пока не надорвутся.
С американцами сложнее и проще одновременно. Тамошним избирателям судьба Украины, как говорится, «по барабану». Поэтому политики в США в этом плане лишены каких-либо ограничений. «Выборы продемонстрировали отсутствие использования административного ресурса», — утверждают американские официальные лица. Рассказали бы они это председателям сельсоветов центра Украины, к которым наведывались начальники и объясняли, чем для них лично окончатся выборы, если победу не одержит партия власти или ее ставленники.
В городах действительно использование админресурса не было столь вызывающим. Однако не потому, что власть стала «уважать закон и демократические нормы», а потому, что не имеет достаточного влияния на городские кадры чиновников и силовиков. Неслучайно партия «Солидарность» Петра Порошенко (пошла на выборы вместе с партией Яценюка) ни в одной области не набрала больше 28 процентов голосов. Заметим, к примеру, что партия «Оппозиционный блок» получила в 4-х областях — Запорожской, Днепропетровской, Донецкой и Луганской (части областей, контролируемые Киевом) — от 30 до 46 процентов.
С другой стороны, все попытки Вашингтона делегировать ЕС ответственность за «демократичность» украинского правящего режима пока успехом не увенчались. Брюссель, Берлин и Париж ограничиваются долгоиграющим «минским процессом» и регулярными выговорами типа: где борьба с коррупцией, где реформы? В свою очередь наши лидеры идти навстречу настоятельным увещеваниям европейцев не очень спешат. Иное дело — с рекомендациями Госдепа. Таким образом, именно американцам приходится брать на себя неблагодарную миссию по «облагораживанию» Киева.
И тут обращает на себя внимание забавное совпадение. Не успел Джон Керри заявить, что Донбасс должен получить особый статус и что должен сделать Киев до того, как получит контроль над границей, — как Порошенко и его команда немедленно приступили к «обезвреживанию» главных «ястребов». Массированной атаке подверглись структуры Коломойского-Корбана, способные профинансировать бунт против любых попыток двигаться по пути исполнения минских соглашений.
Насколько профессионально и эффективно здесь сработало СБУ — важный, но, что называется, уже второй вопрос. По крайней мере, отправка Геннадия Корбана под домашний арест, которой все-таки добились его адвокаты, не означает, что силовики не справились с поставленной задачей и не сумели нейтрализовать игроков, представляющих опасность для Порошенко.
Думаю, что и отставки генпрокурора Украины американцы тоже все-таки добьются скорее рано, чем поздно. Хотя в этом вопросе Порошенко на удивление долго сопротивляется, чем вынудил уже не только американского посла на Украине Джеффри Пайетта, но и саму Викторию Нуланд публично высказаться с требованием освободить правоохранительное ведомство от коррумпированных кадров.
Следующий на очереди, по-видимому, премьер Арсений Яценюк. Позиция США в этом вопросе пока недостаточно понятна. По информации депутата от Блока Петра Порошенко, журналиста Сергея Лещенко, США не возражают против отставки Яценюка, но их не устраивает перспектива досрочных парламентских выборов. Скорее всего, у американцев нет пока единого представления о том, кто должен сменить Яценюка. В экспертной среде упоминается Михаил Саакашвили, да и посол Пайетт поддерживает его «реформаторскую» активность в Одессе. Но, на мой взгляд, шансов возглавить правительство у Саакашвили нет. Особенно после того, как он продвигал в мэры Одессы такую абсолютно шаржированную и неизбираемую фигуру, как Саша Боровик.
Более вероятно, что Вашингтон будет лоббировать назначение в качестве нового, «технического премьера» нынешнего министра финансов, гражданку США Наталью Яресько.
Тем временем упоминавшийся выше Лещенко призывает США вмешаться в антикоррупционную чистку правительства и администрации президента. «Убедить Яценюка и Порошенко очистить свое окружение под силу только Вашингтону», — утверждает Лещенко.
Столь откровенное признание одного из организаторов Майдана через два года после «революции достоинства» дорогого стоит! Чтобы американцы усвоили, чем для них грозит сохранение status quo, Лещенко пишет: «Поражение Украины нанесет удар по идее демократических трансформаций через протесты, продвигаемой американцами, и может привести к геополитическому фиаско администрации Барака Обамы».
Это называется — приехали!