Талантливому украинскому писателю и не слишком удачливому политику Владимиру Винниченко приписывают ставшую крылатой фразу: «Историю Украины нельзя читать без брома». То, что сегодня происходит в нашей стране, заставляет вновь вспомнить это высказывание.
Одна попытка «выноса тела» Арсения Яценюка с трибуны Верховной рады чего стоит. Буквально за несколько секунд до инцидента премьер заявил, что «не держится за кресло». Но эта убежденность не помешала Яценюку так вцепиться в трибуну, что оторвать его не удалось даже отчаянному депутату, решившему ради достижения цели ухватить чиновника за весьма пикантные части тела. После чего миллионы зрителей по всему миру смогли лицезреть традиционный кулачный бой в парламенте.
Через пару дней участники высокого собрания под названием Национальный совет реформ стали свидетелями скандала с нецензурной бранью и метанием стаканов с водой. Поводом послужили доклад того же Арсения Яценюка и содоклад главы общественного совета по борьбе с коррупцией Михаила Саакашвили. Одесский губернатор в привычной экспрессивной манере обрушился на правительство с обвинениями во мздоимстве. В ответ министр внутренних дел применил крепкие выражения по отношению к самому Саакашвили и предложил бывшему грузинскому президенту «убираться из нашей страны». Главу МВД, используя сходные эпитеты, поддержал и премьер, назвавший Саакашвили «гастролером» и призвавший изгнать назойливого «варяга» из Украины.
В украинском обществе мало кто отдает себе отчет в том, что экс-президент Грузии всего лишь играет роль «бескомпромиссного борца с коррупцией». Надо отдать ему должное — играет Саакашвили весьма убедительно, я бы даже сказал талантливо. Неслучайно он — единственный политик, который, согласно соцопросам, вызывает доверие у граждан Украины.
И неважно, что в своих обличениях коррупционеров Саакашвили зачастую пользуется цифрами, взятыми с потолка. Очевидно, что, глядя на нынешний конфликт одесского губернатора и команды Яценюка, общество скорее займет сторону первого. А это лишает Петра Порошенко маневра, подобного тому, который в свое время применил один из его предшественников — Виктор Ющенко. Тогда, в сентябре 2005-го, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Порошенко вступил в жесткое противостояние с премьером Юлией Тимошенко. В ответ Ющенко выбрал «нулевой вариант», отправив в отставку обоих конфликтующих чиновников.
Не менее (а может, и более) важно то, что деятельность Саакашвили довольно активно поддерживается американским посольством. А недавний визит вице-президента США Джо Байдена продемонстрировал, насколько подобострастно руководство Украины готово следовать рекомендациям из Вашингтона. СМИ пишут, что президент якобы называл Байдену возможных «сменщиков» Яценюка, в том числе зарубежных политиков, в частности — Карла Бильдта. На что Байден якобы отреагировал негативно: мол, как можно назначать премьером человека, не знающего украинского языка?
Избавиться от премьера и его друзей — давняя мечта Порошенко. Но сегодня он позволить себе этого не может. Ему нужно, чтобы Верховная рада проголосовала за бюджет и налоговую реформу — это категорические требования МВФ, иначе следующего транша не будет. А отставка премьера чревата отказом его фракции (или ее значительной части) голосовать за эти законы.
Не исключено, что президент попытается провести через парламент и изменения в конституцию, что потребует 300 голосов. Их и с фракцией Яценюка собрать вряд ли возможно, а уж без нее — абсолютно нереально. Так что инициировать смену главы правительства до конца текущей парламентской сессии, то есть до 10 января 2016 года, Порошенко, скорее всего, не решится. Подтверждение тому — заявление тройки Порошенко-Гройсман-Яценюк о том, что отставка премьера не входит в повестку дня.
Трагикомичность ситуации особенно ярко проявилась в истории с картинами, похищенными почти 11 лет назад из Музея Западной Фрисландии (Нидерланды). Известно, как ревностно относятся в Киеве к тому, какой образ Украины и «героев Майдана» формируется на Западе. Предпринимаются экстраординарные шаги для противодействия «российской пропаганде». Создано даже министерство информполитики, запускается канал для вещания за рубежом и т.п. Трудно представить на этом фоне менее своевременное событие, чем скандал с попыткой продажи «героями Майдана» ворованных полотен. По крайней мере, убедить голландское общество в высоких моральных качествах «воинов света», противостоящих «российской агрессии», будет практически невозможно: сюжет о переговорах командира батальона ОУН Бориса Гуменюка с нидерландским посольством был в «топах» тамошних СМИ. Гаага официально заявила, что Гуменюк выразил готовность вернуть похищенное за вознаграждение, и сделка не состоялась лишь потому, что не сошлись в цене. По информации голландской стороны, к переговорам причастны видные фигуры украинского националистического лагеря — лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок и экс-глава СБУ Валентин Наливайченко.
Удар по имиджу Украины нанесен поистине сокрушительный: батальон ОУН в репортажах называют «неонацистским» и «темными силами», цитируются слова директора музея, который прямо сказал, что «Порошенко не отдает картины». Голландские эксперты, комментировавшие ситуацию, признавали, что «в Украине много лжи», отмечали, что Гуменюк баллотировался по спискам «Свободы», напомнили, что Украина, возможно, не готова к тесному сотрудничеству с ЕС. А ведь весной в Нидерландах пройдет референдум (результаты коего, впрочем, носят рекомендательный характер) о ратификации соглашения об Ассоциации Украины с ЕС.
Степень неадекватности реакции «прогрессивной общественности» Украины на скандал с картинами можно оценить по словам ведущего политического обозревателя «либерально-майданного» еженедельника «Зеркало недели» Сергея Рахманина. Он считает, что голландцы ведут себя неправильно: «…за несколько дней сформировали у мало (будем откровенны) интересующегося происходящим обывателя представление об Украине как о гремучей смеси Сомали и Третьего рейха. Возникает резонный вопрос: они действительно хотят, чтобы украинское государство оказало помощь в розыске картин?» Каково? Рахманин, попросту говоря, шантажирует голландцев: прекратите обзываться, или мы искать ваши картины не станем!
А пассаж про «гремучую смесь Сомали и Третьего рейха», увы, довольно точно описывает изменения, происходящие в стране. Как и промелькнувшая в другой публицистической статье реплика про «Верхнюю Вольту с атомными электростанциями».
Обосновывая свое право и далее вести страну к катастрофе, наши лидеры ссылаются на «демократический выбор народа». В этой связи еще одна цитата Владимира Винниченко, бывшего почти месяц премьером Директории: «Будем честны с собой и другими: мы воспользовались несознательностью масс. Не они нас выбирали, а мы им навязали себя». От наших лидеров подобного признания мы точно не дождемся.