Бизнес
19:15, 23 декабря 2015

О заказной кампании в российской деловой прессе Вопреки прогнозам журналистов, «Роснефть» перевела на «Евро-5» все свои НПЗ

Никита Кричевский (доктор экономических наук, профессор)
Никита Кричевскийдоктор экономических наук, профессор

Согласно техрегламенту Таможенного союза, с 2016 года все российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должны перейти на выпуск продукции исключительно класса «Евро-5». Однако осенью правительство приняло решение продлить на полгода — до 1 июля 2016 года — срок оборота бензина класса 4 («Евро-4»). Листая электронные подшивки на эту тему, то и дело натыкаешься на тенденциозные материалы с разным градусом «непредвзятости» в отношении крупнейшей государственной нефтяной компании «Роснефть».

Не замечая официальных сообщений компании, в которых она неоднократно заявляла о том, что переведет все свои НПЗ на «Евро-5» к концу 2015 года, деловые СМИ в течение нескольких месяцев с завидным упорством перепечатывали информацию о том, что «Роснефть» якобы не успевает провести модернизацию. Более того, как писала одна уважаемая бизнес-газета, игнорируя официальные релизы «Роснефти», компания, оказывается, предупредила Ростехнадзор об изменении планов модернизации и сдвиге сроков ввода семи установок.

Можно было нарваться и на откровенную — думаю, щедро оплаченную кем-то — тенденциозность: некое карликовое автоиздание приводило слова исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, «по секрету» сообщившего, что «Роснефть» уже давно жалуется на тяжелую жизнь. Компания якобы осознала, что в текущей ситуации ей ловить нечего, и делает все, чтобы выжить. «Всем известно, — отмечал Сергиенко, — что они влезли в огромные долги, заняв средства на приобретение ТНК-BP… И это совершенно не способствует модернизации предприятий "Роснефти" до конца текущего года... Я уже не говорю о переходе на 5-й класс бензина, который также запланирован на следующий год».

Столь объемные цитаты приведены для того, чтобы любой заинтересовавшийся потенциальными медиаплощадками для размещения материалов, порочащих успешные предприятия, мог без труда найти эти ресурсы и включить их в реестр изданий, готовых поставить на кон остатки репутации ради сиюминутной наживы. Мы же пойдем дальше и обратимся к информации, ради которой, собственно, и писалась заметка.

18 декабря 2015 года НК «Роснефть» выпустила пресс-релиз, в котором, в частности, говорится: «На всех нефтеперерабатывающих заводах "Роснефти" завершен масштабный комплекс технико-технологических мероприятий, которые позволили им перейти на производство для российского рынка автобензинов и дизельного топлива только класса "Евро-5". Техническим регламентом Таможенного союза установлен срок перехода к обороту на внутреннем рынке моторных топлив класса "Евро-5" — с 1 января 2016 года. Таким образом, обязательство НК "Роснефть" по переходу на выпуск бензина и дизельного топлива высшего экологического класса выполнено в срок».

Вот так — «обязательство НК "Роснефть" выполнено в срок». А как же «не успевает провести модернизацию»? Куда делось «предупреждение» в адрес Ростехнадзора «об изменении планов модернизации и сдвиге сроков ввода семи установок»? Что случилось с «тяжелой жизнью» и «совершенной неспособностью провести модернизацию до конца текущего года»? Вот и я не знаю.

Как бы то ни было, но в 2016 году «Роснефть» планирует произвести свыше 10 миллионов тонн автобензинов и почти 16 миллионов тонн дизельного топлива класса «Евро-5», и это без учета объемов производства НГК «Славнефть». Если учесть, что по данным Минэнерго в России в настоящий момент ежегодно потребляется около 28 миллионов тонн бензина «Евро-5», то в 2016 году на долю «Роснефти» будет приходиться до 40 процентов всего российского рынка топлив этого класса.

Наконец, последний вопрос, актуальный для настоящей реплики: кто может быть заказчиком порочащих госкомпанию публикаций? Однозначного ответа лично у меня нет. Могу отметить лишь, что по сведениям Минэнерго перейти на стандарт «Евро-5» к 1 января 2016 года не успевает отнюдь не «Роснефть», а предприятия ГК «ТАИФ», расположенные в Татарстане, а также Орский НПЗ, владельцем которого числится компания «Фортеинвест». Однако ни одного публичного упоминания названных компаний в контексте срыва сроков модернизации лично я не нашел.

Думаю, что скрытое противостояние между успешными государственными и менее удачливыми частными нефтяными компаниями продолжается, и в этой борьбе, как водится, все средства хороши. Для нас же, сторонних наблюдателей, главное — научиться отделять зерна от плевел.

< Назад в рубрику