Бывший СССР
15:57, 18 января 2016

Мир без вопросов Почему Порошенко нравится журналистам больше, чем населению

Михаил Погребинский (директор Института политических исследований и конфликтологии, Киев)
Михаил Погребинскийдиректор Института политических исследований и конфликтологии, Киев

Новый год по старому стилю украинский президент отметил большой пресс-конференцией. Петр Порошенко построил общение с журналистами так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что он успешный лидер. Он полностью контролирует ситуацию в стране, да и сама ситуация, по его словам, вполне благополучная.

Журналисты отвечали взаимностью, благодарили главу государства за его открытость и демократичность при взаимодействии с масс-медиа, острых или неприятных вопросов не задавали. Благо представителей российских СМИ, у которых таковые могли бы возникнуть, на пресс-конференцию демократично и благоразумно не пустили.

Ни слова о падении ВВП (официально — более чем на 10 процентов, по экспертным оценкам — значительно больше), об уровне инфляции (официально — свыше 43 процентов) или катастрофической деградации социальных стандартов на пресс-конференции, конечно не было сказано. Зато прозвучало много слов об успехах и грандиозных планах на будущее.

В политической части выступления Порошенко дезавуировал идею «Минска-3». Хотя буквально накануне его представитель в трехсторонней контактной группе Роман Бессмертный заявил о провале «Минска-2» и фактическом переходе к переговорам в выдуманном им формате «Минск-3». Но нет, украинский лидер, как водится, в очередной раз подтвердил приверженность «Минску-2». И вновь повторил формулу — «вначале разоружение незаконных вооруженных формирований в ДНР-ЛНР, передача границы Киеву и лишь потом проведение выборов на этих территориях». Но во-первых, такая интерпретация противоречит букве минских соглашений, а во-вторых, не имеет ровным счетом никаких шансов на реализацию.

То есть Порошенко, по сути, поторопился опять выступить против реализации «Минска-2», игнорируя резко активизировавшийся дипломатический процесс принуждения Киева к следованию букве этих соглашений.

Еще в конце прошлого года соответствующие заявления делали и европейские лидеры — немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд, и посетивший Киев американский вице-президент Джо Байден. А буквально через пару дней после пресс-конференции Порошенко украинский конфликт обсуждали в Калининграде замгоссекретаря США Виктория Нуланд и помощник российского президента Владислав Сурков. Причем и Москва, и Вашингтон оценили эту встречу как весьма конструктивную. Учитывая степень влияния американской администрации на позицию президента Украины, о шансах на прогресс в реализации «Минска-2» можно говорить со сдержанным оптимизмом.

Киеву крайне сложно до конца текущей парламентской сессии провести конституционные изменения, открывающие путь для фиксации особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). А также — принять законы об амнистии и выборах в ОРДЛО. Если же эти трудности будут преодолены и в Донбассе пройдут выборы, которые признает Запад, можно будет надеяться на завершение острой фазы кризиса.

А это выгодно и самому Порошенко. Ведь согласно опросам Gallup International, уровень жизни в стране в 2015 году достиг худших показателей за всю историю наблюдений. Доля граждан, удовлетворенных своим материальным положением, за год упала с 27 до 17 процентов. Зато число пессимистов выросло с 62 до 79 процентов.

По данным Укрстата, реальная зарплата в 2015 году упала почти на четверть, а потребление ряда основных продуктов питания в стране сократилось практически на треть в натуральных показателях. Поскольку Украина и ранее была страной невысоких стандартов, такой обвал — весьма опасный симптом.

Кризис на юго-востоке позволяет правительству списывать все провалы в экономической и социальной политике на внешнюю угрозу и необходимость военной мобилизации. Но социологические службы фиксируют как раз усталость граждан от войны. Так, отвечая на вопрос центра «Деминициатива» о том, что должна делать власть в первую очередь, 78 процентов респондентов выбрали ответ: «урегулировать ситуацию в Донбассе, достичь мира». Выбрать можно было несколько вариантов, и в итоге 56 процентов отметили также, что власть должна «бороться с коррупцией и коррупционерами», 48 процентов — «повышать пенсии и зарплаты», 45 процентов — «регулировать цены, снижать коммунальные тарифы», 43 процента — «стимулировать развитие экономики, создавать благоприятные условия для ведения бизнеса».

И лишь 11 процентов опрошенных считает, что нужно «укреплять обороноспособность страны, усиливать армию», а 7 процентов поддерживает «ускорение процессов европейской интеграции Украины, выполнении требований договора об Ассоциации с ЕС».

Между тем, на фоне миролюбия населения власть продолжает искать врагов. Причем не только исполнительная и законодательная, но и судебная. 23 декабря полтавский пенсионер был осужден на пять лет за то, что предупреждал представителей ДНР о вылетах украинских бомбардировщиков в сторону Донбасса.

В приговоре говорится, что обвиняемый «считал действующую власть хунтой, а тех, кто ее поддерживает фашистами и националистами, которые расстреливают мирное население и детей… и выражал намерение вместе с сыновьями бороться с хунтой». Но это обстоятельство и обусловило сравнительную «мягкость» приговора. Суд учел, что преступление было совершено «не из корыстных побуждений, а исключительно из собственных псевдопатриотических ошибок мировоззрения». Каково?

Кстати, этот пенсионер не подлежит обмену по принципу «все на всех», поскольку в его случае есть решение суда, то есть он осужден «законно». А минские соглашения предусматривают освобождение только тех, кто «незаконно удерживается».

< Назад в рубрику