Бизнес
11:11, 25 января 2016

Спор брони и снаряда Почему арбитражу не дают стать сильным институтом

Глеб Кузнецов (политолог)
Глеб Кузнецовполитолог

Тезис про слабость российских общественных институтов давно набил оскомину. Одни по этому поводу скорбят. Других утешает, что человек, занимающий определенную должность, — и есть, по сути, этот институт. Стало быть, его работа напрямую зависит от доброй воли и компетентности начальника.

Его власть во вверенном ему секторе ответственности внешне безгранична, но также безгранична и его уязвимость. Потому что заменить человека или заставить его служить своим интересам легче, чем переписать десятки законов и перекроить целиком аппарат ведомства.

В итоге борьба вокруг личностей и острее, и напряженнее. И вовсе не ограничивается законодательным лоббизмом и попытками институционального строительства.

Кризис превращает такую борьбу в поистине драматическое зрелище. Сужается кормовая база для «административного предпринимательства», а значит, для сохранения прибылей надо расширить пространство пастбищ. Эта логика сегодня прорывается все острее и заявляет о себе все громче, вопреки бесконечным призывам центральной власти уменьшать давление на бизнес и защитить предпринимателя от репрессий.

Настолько же часто, насколько с высоких трибун мы слышим призывы «перестать кошмарить бизнес», в глубине госаппарата, олигархических и силовых структур, а также среди их лоббистов в парламенте, возникают все новые и новые инициативы по созданию системы, в рамках которой делать это — продолжать «кошмарить» — будет очень удобно.

Спор «брони» — заявлений о поддержке бизнеса, деятельности разного рода структур по его защите и бизнес-ассоциаций — и «снаряда» — когда тайных и закамуфлированных под «совсем другое дело», а когда явных и прямых инициатив по созданию институциональных основ и предпосылок для коррупционного администрирования экономики — идет с переменным успехом.

Логично, что ареной этого противостояния и одновременно «испытательным полигоном» для отработки и совершенствования «боевых приемов» стала система арбитражных судов.

Она развивалась параллельно с рыночной экономикой, вместе с ней переживала с начала 90-х и хорошие, и не очень хорошие времена. И сегодня система экономического правосудия на уровне общественного и экспертного мнения выглядит вполне эффективным способом защиты бизнеса как от разных форм «неконкурентной» борьбы, так и административного произвола.

Высок процент дел, выигрываемых предпринимателями против государственных органов — от контролирующих до налоговых, да и спор коммерческих структур между собой в арбитражных судах — это совсем не то же самое, что переговоры разнообразных «крыш» или доносы друг на друга в правоохранительные органы.

Оборотной стороной высокого статуса — от лица Российской Федерации выносить решения в заведомо конфликтных (а иные в суды и не попадают) ситуациях — очевидно становится не только затаенная обида проигравших, но и перманентная борьба с попытками «оказания влияния» и «взятия под контроль».

Интересующийся темой человек, наверняка, легко вспомнит яркие обличительные выступления известного теле- и радиожурналиста в связи с планами назначить председателем Высшего арбитражного суда газпромовского юриста Антона Иванова. Сюжет включал множество личных аспектов — от сексуальных предпочтений до персонального состава предполагаемых «коррупционеров» в окружении Иванова и президентской администрации. Хотя будущий глава ВАС — отнюдь не сирота в смысле влияния и поддержки, и на безответную жертву журналистского троллинга никак не походил.

Правда, чуть позже обличительный пафос померк. Как предполагали некоторые наблюдатели — после успешного окончания определенных судебных процессов. И тот же самый журналист взялся активно помогать уже председателю ВАС «выжигать коррупцию» в арбитражной системе.

Можно, конечно, иронизировать в духе «добро пожаловать в реальный мир», но тут мы вновь подходим к тому, с чего начали.

Люди и институты.

Можно ли подчинить себе институт, «сломав» возглавляющего его человека?

По результатам судебной реформы ВАС вошел в состав Верховного суда в качестве Коллегии по экономическим спорам. Ее первым председателем стал «кадровый» судья Олег Свириденко. И практически сразу после назначения, на протяжении 2015 года, Свириденко оказывается мишенью целого ряда резонансных медиа-атак.

При этом технологически выпады против Свириденко рассчитаны исключительно на медиа-эффект. — Построенные на достаточно грубых подтасовках, они легко дезавуируются, и «оргвыводов» за собой повлечь, очевидно, не могут.

Так быстротечной грозой возникает и мгновенно проходит очень громкое и вроде бы «опасное» заявление судьи московского арбитража Шевелевой о том, что Свириденко в своих интересах оказывает давление на суд сразу по многим делам. Якобы он направлял к ней своих помощников из аппарата Верховного суда в день судебных заседаний для усиления давления на суд и пытался контролировать вынесение незаконных решений, угрожал «выжить» ее из судебной системы. К расследованию тут же подключается депутат Государственной Думы от ЛДПР Ян Зелинский, запускается целая машина — запросы летят в прокуратуру, Следственный комитет...

Сразу же после публикаций в СМИ выясняется, что письмо Шевелёвой — подделка, депутат факт направления запросов опровергает, предполагая, что они были сфальсифицированы, СМИ добровольно удаляют публикации о громком вроде бы скандале, грозившим последствиями всероссийского масштаба для судебной системы. Вроде ничего особенного и не произошло — ошиблись, неведомые «спамеры» ввели в заблуждение СМИ, но осадок-то всегда в таких случаях остается.

Или история с якобы плагиатом в диссертации того же судьи. Грозный «Диссернет» нашел признаки плагиата, и чиновника решили примерно наказать. Но почему-то заявление «Диссернета» о наказании фальсификатора вдруг отправляется в диссертационный совет в провинциальном Саратове — в обход установленных легальных процедур прохождения таких жалоб. Что сделало эту историю очень похожей на дела о рейдерских захватах в конце 90-х, когда рейдеры искали «юрисдикции» посговорчивее и поудобнее для них. А в результате судьбы предприятий с тысячами сотрудников и миллиардными оборотами решали районные суды где-нибудь подальше от этих самых предприятий, по месту жительства пенсионера Тютькина, который чудесным образом оказывался владельцем одной акции.

«Диссеррейд» был обречен на провал с самого начала в силу невозможности для рейдеров обойти весьма четкую процедуру, но и безрезультатным его не назовешь — прессу история собрала обширную.

Полагаю, что по мере ухудшения экономической ситуации и обострения судебных баталий количество подобных эпизодов рискует драматически вырасти.

Антикоррупционное расследование как бы независимого фонда Х, «показания секретных свидетелей», которых никто не видел кроме журналиста Y — арсенал для возможных атак многократно практически опробован.

Фактически в лабораторных условиях, второй раз за менее чем 10 лет, при практически карикатурной несхожести главных действующих лиц, разворачивается до изумления идентичный сценарий.

Ослабь человека — а любой человек в принципе несовершенен и уязвим, его можно дискредитировать, купить или запугать — и вынудишь институт играть по твоим правилам.

Технологии апробированы, они работают, особенно в обществе, где любая негативная информация о любом чиновнике воспринимается на ура и критическому анализу не подвергается.

Чиновнику же в такой ситуации остается единственное — тратить все больше своих сил на защиту от нарастающей лавины атак. Вместо того, чтобы последовательно совершенствовать деятельность возглавляемого ведомства, он вынужден «строить стены», тренировать свое «ополчение», заключать альянсы и искать союзников.

Или же поднять белый флаг, приняв мир на условиях агрессора.

Именно в такой логике на смену римской вилле, открытой всем ветрам и стоящей на перекрестке дорог, в свое время пришел феодальный замок, цепляющийся за верхушку горы и опасливо озирающийся по сторонам сквозь бойницы — не движется ли враг.

Слабость институтов — это не врожденное свойство страны или народа, это следствие того, что эти институты подвергаются эрозии, испытывая на себе постоянные и «не предусмотренные проектом» нагрузки.

Не ломать то, что работает, не превращать администрирование в пространство перманентной конкуренции администраторов, не менять правила под очередного администратора — и мы сами не заметим, как институты станут сильными и эффективными.

< Назад в рубрику