Бизнес
13:52, 18 февраля 2016

Законы компенсации Почему РЖД приходится тратить деньги на отставников

Александр Бирман
Александр Бирман

Госкомпании — по-прежнему лучшие работодатели в стране. Несмотря на кризис, они по итогам 2015-го увеличили выплаты членам правления.

Правда, это обстоятельство радует главным образом самих топ-менеджеров. У акционера (государства) и налогоплательщиков наличие таких «островков благополучия» вызывает меньше энтузиазма. В эпоху дешевого барреля не надо быть Ломоносовым или Лавуазье, чтобы понимать: если в госкомпании (и особенно монополии) что-то прибудет — в бюджете и/или у потребителей непременно убудет.

Тем более неприятно, когда самой госкомпании тоже нет никакого прибытка от щедро мотивированных сотрудников. Потому что они — бывшие.

На днях выяснилось, что выплаты членам правления РЖД за год выросли на 14 процентов. При этом в самой компании ссылаются на необходимость выполнять обязательства, «предусмотренные трудовым законодательством и коллективным договором ОАО "РЖД" при досрочном прекращении действия трудовых договоров и в связи с выходом на пенсию работников». Иными словами, 1,6 миллиарда рублей, потраченных на зарплаты топ-менеджерам госкомпании, — это в том числе отступные и пенсионные для ее бывшего президента Владимира Якунина, бывших вице-президентов Вадима Морозова, Валерия Решетникова и Олега Атькова, а также бывших членов правления Галины Крафт и Бориса Лапидуса. Все они покинули РЖД как раз в 2015-м. И по колдоговору вправе рассчитывать на компенсацию.

Наверняка нынешнее руководство будет пересматривать многие решения предыдущего — по причине их неэффективности, а то и расточительности. Подходы к вознаграждению топ-менеджмента у нового главы РЖД Олега Белозерова тоже отличаются от якунинских: индексация зарплат управленческому звену в этом году отменена «в целях оптимизации расходов». А сам Белозеров обещал обнародовать данные о собственных доходах и имуществе. Хотя его предшественник, как известно, долгое время отказывался называть суммы, причитавшиеся ему за управление железнодорожной монополией.

Но каковы бы ни были — в среднесрочной, а то и краткосрочной перспективе — последствия действий новоиспеченных отставников, компания должна заплатить им сполна. В хорошем смысле слова. Ведь она обязана действовать в правовом поле. Раз уж есть колдоговор, и составлен он не «жульническим путем».

К тому же «полюбовное расставание» при всей своей дороговизне позволяет минимизировать издержки, связанные с обновлением команды. Скандалы и конфликты никак не способствуют управляемости и ликвидации сделанных предшественниками просчетов. Это тот случай, когда легче заплатить, чем судиться.

Тем более что формальных претензий к уволенным руководителям не предъявлялось. О том, что Владимиром Якуниным его работодатели были недовольны, остается только догадываться. Косвенные подтверждения есть. Прямого — ни одного.

Можно, конечно, сослаться на западный опыт. Например, гендиректор Barclays Боб Даймонд, вынужденный уйти в отставку на фоне скандала из-за манипулирования с процентными ставками, отказался от «золотого парашюта», который мог составить 20 миллионов фунтов стерлингов. А глава PSA Peugeot Citroen Филипп Варен пренебрег 21 миллионом евро выходного пособия. «Учитывая то уважение, с которым я отношусь к сотрудникам нашей компании, и принимая во внимание сложность и необходимость этого решения, я намерен отказаться от такого пенсионного пакета», — объяснил Варен.

Один нюанс. На эти широкие жесты капитаны европейского и американского бизнеса «вдохновляются» публикациями в прессе, выступлениями профсоюзных лидеров и политиков — главным образом левого толка. А само существование и укрупнение госкомпаний — это как раз дань левой идее: предполагается, что государство справедливее распорядится национальным богатством, нежели частные собственники.

Но за что боролись — на то и напоролись. И количество «золота», расходуемого госкомпаниями на своих «парашютистов» (и не только), заставляет с надеждой ждать приватизации. Она дает шанс на появление акционеров, которые будут внимательно изучать расходы на компенсации, корпоративы, подряды и т.п. И по возможности прекращать аттракционы неслыханной щедрости.

Хотя, как гласят все те же физические, а не юридические законы, ничто не исчезает бесследно. Глядишь, выплаты отставникам РЖД, подобно бриллиантам воробьяниновской тещи, обернутся новой «фабрикой мысли», которая будет публиковать исследования в том числе и о повышении прозрачности госкомпаний.

< Назад в рубрику