Россия
11:33, 7 марта 2016

Шимпанзе под запретом Чем опасно дело ставропольского атеиста Виктора Краснова

Мариам Новикова
Мариам Новикова

«....отец Федор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул:
— Сам ты дурак!
— Что? — крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щелкнул замок. Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
— Почем опиум для народа?»

И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев».

Жителя Ставрополья Виктора Краснова впервые в истории современной России судят за публичное (в соцсети) высказывание атеистических воззрений. Усилиями Госдумы нынешнего созыва в Уголовном кодексе появилась статья 148, угрожающая реальными тюремными сроками за «оскорбления чувств верующих». И теперь создается прецедент, когда она применяется в отношении человека, не совершившего никаких действий, а только выразившего свое личное мнение по поводу церковных догматов.

Хотя в истории нашей страны ответ на сакраментальный вопрос «есть ли Бог?» звучал по-разному.

В СССР официальной точкой зрения считалась как раз атеистическая. Тех, кому сейчас 35-40 лет и больше, учили смотреть на религию как на «опиум для народа». Книгу «Двенадцать стульев» в брежневские времена экранизировали дважды. А ведь священство в ней осмеивается самым бесцеремонным образом.

Помню, как в начале 80-х годов в нашем отряде в пионерлагере оказалась верующая девочка, которая молилась по вечерам. Другие девочки не знали, как с ней общаться: ее религиозность воспринималась как непонятная форма инвалидности, поэтому в разговорах с ней все были очень осторожны, и время она проводила в основном в одиночестве.

Можно ли сегодня всерьез судить людей, которые лишь следуют тому, чему их учили в детстве? К тому же конституция постулирует равенство граждан перед законом. А из упомянутой статьи 148 УК РФ следует, что чувства верующих защищены законом, а чувства атеистов — нет. Более того, формально рассуждая, верующие разных конфессий самим фактом своего существования наносят оскорбления верованиями друг друга. Получается, что надо сажать всех?

Разумеется, религия многое значит для многих граждан. И хорошо, что советские методы навязывания атеизма остались в прошлом. Жестоко отнимать костыли у тех, кто в них нуждается. Но и верующие не должны действовать по принципу «дали палец — откуси руку».

На смену кафедрам научного атеизма в советских вузах пришли кафедры теологии — в российских. Однако ученые от этого не превратились в священнослужителей.

Зоолог Десмонд Моррис пишет: «В поведенческом смысле религиозная деятельность состоит в том, что большие группы людей собираются вместе для (...) изъявлений своей покорности некоему доминирующему индивиду. Доминирующий индивид, о котором идет речь, в различных культурах принимает те или иные обличья, но всегда является воплощением огромного могущества. (...) Если эти выражения подобострастия осуществлены успешно, то доминирующий индивид оказывается умиротворен. Поскольку его власть чрезвычайно велика, умиротворяющие церемонии должны осуществляться через регулярные и частые промежутки времени».

Возникновение религии Десмонд объясняет нашим происхождением от общего с современными обезьянами предка. В социальных группах ближайших родственников человека — шимпанзе — властвует альфа-самец, которому подчиняются остальные члены группы. Человеческая система коммуникации намного сложнее, чем у шимпанзе, но общего тоже до смешного много. При опасности низкоранговые животные просят у высокорангового самца защиты, принимая «позу подставления» — в свою очередь, высокоранговое животное принимает «позу покрытия». Это может быть похлопывание по спине или плечу: наше, человеческое, похлопывание по плечу — это выражение поддержки, идущее от «сильного» к «слабому», и в принципе является той же «позой покрытия», как и вытянутая вперед рука, с которой стоят на трибунах вожди. Могущественная фигура бога является проекцией древней фигуры «вожака стаи» и приносит нашей внутренней обезьяне то душевное спокойствие, которое низкоранговые животные испытывают, твердо зная, что именно их альфа-самец — самый крупный и могучий во всей округе.

И действительно, журнал Scientific Reports недавно сообщил, что группа шимпанзе в Африке создала проторелигию и молится пирамидкам из камней в пустых стволах старых деревьев.

Написала все это и задумалась — не подпадает ли сегодня теория Дарвина тоже под статью 148, как и высказывание ставропольского атеиста Виктора Краснова? Так действует автоцензура, для распространения которой дело Краснова создает опасный прецедент.

Ведь только кажется, что положения конституции о свободе слова придуманы, чтобы угодить либералам, — на самом деле это повышает конкурентоспособность государства и приносит пользу всему населению, включая, хочу заметить, верующих.

Я уже писала, как работает цензура: она искажает информационное поле, в результате чего общество перестает адекватно понимать само себя. Представление страны о себе искажается, и на этой — искаженной — основе принимаются неверные решения. Усиливается атомизация в социуме: раз вокруг доносчики и никому нельзя доверять, нельзя и кооперироваться. Приносятся ненужные жертвы ради неправильных целей, и общество становится несчастным. Последний параметр вполне поддается измерению: в несчастных социумах повышается уровень агрессии и автоагрессии, а продолжительность и уровень жизни падают.

< Назад в рубрику