Экономика
19:14, 5 апреля 2016

Панамки для ребят Кто выиграл от офшорного скандала

Мария Голованивская
Мария Голованивская

Не успели толком обсудить «Касьяновгейт», как земля задрожала от песковских предупреждений: «Основной целью расследования об офшорах, опубликованного международным консорциумом журналистов, является президент РФ Владимир Путин, …особенно в контексте грядущих парламентских выборов, и в контексте уже дальнесрочной перспективы, я имею в виду президентские выборы через два года… А также, наверное, в целом политическая стабильность в нашей стране».

Песков так «грел» информполе, что мы и впрямь, кто с надеждой, а кто с ужасом, ждали откровений про 40 миллиардов Путина — так некогда оценивал личное состояние президента политолог Белковский. Ждали хоть тушкой, хоть чучелом. А также адресов, паролей, явок и, конечно, прямых доказательств.

Как остроумно заметила в своем Facebook кинокритик Ирина Любарская, уик-энд начался с двух процентов, а закончился двумя миллиардами на виолончельном счету. Происхождение которых, заметим, может быть вполне занятным. Да занятность эту на хлеб не намажешь: мировые СМИ никак не хотят видеть в этом прямой компромат на главу РФ. Да и вообще, на фоне комментариев других глав государств, названных прямо по имени, упоминают немного, ну а что поделаешь: не пойман — не вор.

Да и внутри страны чувствуется некое разочарование: мало денег нашли, и прямых улик нет. Закрадывается недобрая мысль: не для того ли так грели поле, чтобы потом услышать свист с галерки?

Но ведь незадолго до обещанных разоблачений были пропутинские заявления и демарши Дональда Трампа. Он снял уморительный предвыборный ролик с Путиным, где тот усмехается в ответ на демократическое кудахтанье (в прямом смысле слова) европейских лидеров, в частности Меркель, со смелым названием The democrats have the perfect answer. Посмотрите. Трамп после этого ролика однозначно смотрится как рука Москвы. Свои симпатии в адрес Путина и России Трамп подтвердил и неоднократными высказываниями: «Путин по-доброму обо мне отзывается; по-моему, это очень приятно», «Хорошие отношения с Россией? Разумеется». Вот тут бы по Путину бы жахнуть, чтобы не лез в чужой предвыборный огород. Ждали, ждали мы, что страшные обещания Пескова могут быть связаны и с этим.

Когда вышло панамское расследование, стало очевидно: Россия тут и лично президент если и не выигрывает на фоне остальных (хотя можно сказать и так), то уж во всяком случае меньше всего проигрывает. Попались 140 крупных политических деятелей, из них 33 ныне действующих или недавно действующих глав государств. Названы они лично, поименно, и всем им теперь в суд или долой с должностей, конкретно. А у нас — виолончелист, крестивший дочь будущего президента (имеется фото) и уже выученные всеми наизусть фамилии Ротенберг и Ковальчук.

Ни сенсации, ни доказательств. Путину даже нечего комментировать, при том что европейские СМИ пестрят комментариями первых лиц, попавшихся на отмывании и уходе от налогов, и открывается расследование за расследованием. «Ну, у меня много друзей», — может сказать Путин. «Ну, у вас путинофобия», — говорит Песков. Это рядом нельзя поставить с Исландией, где проходят многотысячные манифестации, и премьер уже подал в отставку. Да, Исландию дестабилизировали, господин Песков, но никак не Россию.

Любопытно, что театрально-драматическую тревогу бил только он. Когда «панамские бумаги» увидели свет, стало понятно, что остальные 140 упомянутых в них важнюков, ничего не знали об этом расследовании. Ни сном ни духом. Никто не трепыхался, не ерзал. Во всяком случае, аналогичных заявлений пресс-секретарей мы не видели.

Ни Си Цзиньпин, ни премьер-министр Исландии Сигмюндюр Давид Гюннлёйгссон, ни глава Азербайджана Ильхам Алиев, ни премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, отец которого, скончавшийся в 2010 году, также упомянут в этих файлах, ни многие другие мировые политики, по делам которых уже открыты дела во Франции, Норвегии, Швеции, Австралии.

Олланд благодарит журналистов. У него появились основания для большой чистки. Кто-то открывает дела в отношении конкретных лиц, кто-то — в отношении банков. Содрогаются Европа, Азия, Австралия (не говоря уже об Украине и других мелочах на этом вселенском фоне). А Россия потирает руки. Нигде лично Путин не засвечен, и что в голове ни думай, какие схемы ни строй, ему намного лучше 140 упомянутых поименно.

Как получилось так, что якобы, если верить Пескову, замахивались на Россию, а попали по всему остальному спокойно спящему миру? В отличие от Европы, США, Китая, Австралии, где, можно не сомневаться, расследования пройдут и удар по политической элите будет нанесен существенный. А у нас пока что нет состава преступления. Ничего не доказано. И миллиарда, черт, всего два.

Для меня самый главный вопрос: почему именно Россия информационно участвовала в подготовке вброса? Почему, кажется, только в Кремль прислали запросы доблестные журналисты, совершившие и вправду большое дело? И почему их не получили представители остальных 140 персон? Или получили? И что они сделали? Ничего не сделали? Кто тот анонимный источник, предоставивший миллионы документов о 214 488 компаниях и 14 153  клиентах юридической фирмы Mossack Fonseca немецкой газете Sueddeutsche Zeitung, которая, в свою очередь, привлекла к работе над проектом Международный консорциум журналистов-расследователей. Кто он? В чьих интересах действовал? Кто заказчик?

Как бы то ни было, журналисты опять расшатали устои. Причем не только и не столько российские. Заглянули в карманы всему мировому истеблишменту. Ликвидирован еще один уголок, где делаются деньги, которые ведь любят тишину. И не потому ли на главной родине мирового капитала — в США — пока не готовы восхищаться панамскими терабайтами? Американский Минфин отказывается комментировать «по существу». А медийные титаны — The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal — отнеслись к титаническим усилиям коллег чуть ли не также, как и российские ТАСС и РИА «Новости». Можно сказать, проигнорировали сенсацию. Не видели документов целиком, не знают, как они были подготовлены, нужно время на изучение и т.п.

Мало кто захочет стоять рядом, когда открывается ящик Пандоры. Особенно если сверхзадача такого «открытия» все равно не выполнена.

< Назад в рубрику