Бывший СССР
00:11, 21 апреля 2016

Весенние проблески Есть ли шанс на сближение между Москвой и Киевом

Михаил Погребинский (директор Института политических исследований и конфликтологии, Киев)
Михаил Погребинскийдиректор Института политических исследований и конфликтологии, Киев

Арсений Яценюк, который претендовал на роль лидера украинской «партии войны», отправлен в отставку. Украина получила нового премьера и на две трети обновленное правительство.

Есть ли шансы на разрядку напряженности в украино-российских отношениях, вывод из тупика минского процесса, прекращение обстрелов на линии соприкосновения в Донбассе?

Большинство экспертов — как украинских, так и российских — таких шансов не усматривают, и у них более чем достаточно оснований для такой точки зрения.

С формированием нового правительства политический кризис в стране не завершился. Хотя бы потому, что ключевые перестановки в исполнительной власти прошли с нарушением конституции и регламента Верховной Рады. Соответственно, велик риск, что оппоненты Петра Порошенко попытаются оспорить в Конституционном суде легитимность премьерства Владимира Гройсмана.

Новая коалиция, избравшая премьера, опирается на ту же фракцию Яценюка, депутаты которой отрицают какие-либо компромиссы с Донбассом, да и во фракции Порошенко «ястребов» предостаточно.

Сам Владимир Гройсман неоднократно демонстрировал готовность солидаризироваться с провокационным курсом «партии войны». В бытность свою спикером Рады он поддерживал предложенные радикалами постановления и законопроекты. А его преемником на этом посту стал радикальный украинский националист Андрей Парубий, один из создателей печально знаменитой партии «Свобода». Кроме того, во власти остались такие клинические русофобы, как секретарь Совбеза Александр Турчинов и вице-премьер Вячеслав Кириленко.

Наконец, нельзя забывать весьма противоречивое отношение администрации США к процессу мирного урегулирования кризиса на востоке Украины, что позволяет украинской «партии войны» блокировать любые попытки вывести минский процесс из тупика.

Все это, конечно, верно. Но есть, на мой взгляд, и моменты, внушающие осторожный оптимизм.

На первом же заседании нового состава кабмина Владимир Гройсман поручил отозвать из Верховной Рады все законопроекты, поданные правительством Яценюка, и заново пересмотреть целесообразность их внесения. Критерии такого пересмотра пока неясны, поскольку правительство Гройсмана не обозначило четко свои приоритеты. Представленная в Раде программа кабмина по сути решала лишь одну задачу: получить иммунитет на год. Тем не менее есть шанс, что наиболее деструктивные инициативы Яценюка, в том числе и касающиеся украино-российских отношений, будут забракованы.

А министр социальной политики Андрей Рева тем временем заявил, что жители Донецка и Луганска имеют такие же права на получение пенсии, как и жители остальной Украины. В том же духе высказался и Вадим Черныш, глава ведомства, курирующего вопросы взаимодействия с неподконтрольными (или, как их называют в Киеве, «временно оккупированными») территориями. «Все граждане Украины имеют одинаковые права. Этот месседж ключевой. Из него вытекает все. В том числе пенсии и все виды социальной помощи. Моя позиция в этом отношении однозначна: платить. То же самое могу сказать по поводу "кормить — не кормить". Если мы интегрируем эти территории и людей в Украину, то к чему здесь экономическая блокада?» — рассуждает Черныш.

Соцблок в новом правительстве курирует Павел Розенко, который, будучи креатурой Яценюка, придерживается прямо противоположной точки зрения. Но Рева и Черныш прошли по «винницкой квоте», то есть являются людьми Гройсмана, поэтому не исключено, что премьер не просто их поддержит, но и в известной степени инициировал соответствующее изменение социальной политики в отношении Донбасса.

Нельзя не заметить также, что в правительстве Гройсмана нет явно выраженных американских лоббистов. Все члены кабмина — граждане Украины, что, по крайней мере, минимизирует риски «двойной лояльности». Зато, конечно, не обошлось без влияния олигархов. Без их участия Порошенко просто не удалось бы собрать в Раде необходимое для избрания нового премьера число голосов. Но, в отличие от некоторых коллег, я не склонен видеть в олигархате исключительно негативный фактор.

Как это ни парадоксально, крупный украинский капитал сегодня является едва ли не основным препятствием для полного перехода страны под внешнее экономическое управление. Именно из-за местных олигархов западные транснациональные корпорации не могут получить полный контроль над важнейшими украинскими активами, включая земельные. Кроме того, отечественные капиталисты, в силу собственных сугубо прагматических интересов, мешают полному разрыву экономических отношений с Россией и другими странами СНГ.

Обращает на себя внимание и ряд внешнеполитических сигналов. Владимир Путин во время прямой линии довольно позитивно отозвался об идее Петра Порошенко разместить в Донбассе вооруженных наблюдателей ОБСЕ, хотя данная мера не предусмотрена «Минском-2». А донбасские лидеры и близкие к Кремлю российские эксперты ранее высказывались категорически против подобной «полицейской миссии».

В свою очередь Саманта Пауэр, официальный представитель США при ООН, которой обычно свойственны весьма резкие высказывания, в воскресном интервью «Голосу Америки» отвергла возможность предоставления летального оружия Украине, поскольку это, по ее мнению, приведет к эскалации конфликта на востоке Украины.

Примирительные нотки звучат и из Донбасса. Лидер непризнанной ДНР Александр Захарченко предположил, что конфликт с Киевом завершится миром уже в этом году. А Порошенко (правда, не в Киеве, а в Токио) даже намекнул, что ради достижения мира готов пойти на «непопулярные в обществе шаги».

И, несомненно, переломным моментом может стать обмен Надежды Савченко и, возможно, еще нескольких осужденных в России украинских граждан на удерживаемых под стражей или осужденных украинским судом россиян. Принципиальная договоренность как будто достигнута, хотя детали пока не разглашаются, как и возможные сроки обмена.

Разумеется, позиции «партии войны» пока еще очень сильны и в истеблишменте, и во всем украинском обществе. И наступление «эпохи детанта» под очень большим вопросом. Но игнорировать позитивные сигналы, на мой взгляд, в высшей степени безответственно. Хотя бы потому, что не замечать их — значит вольно или невольно подыгрывать «ястребам».

< Назад в рубрику