Россия
00:44, 22 апреля 2016

Будьте как дети В чем ценность флешмоба в поддержку Степана — короля динозавров

Мария Голованивская
Мария Голованивская

История не по сезону святочная. 11-летний москвич Степа Савельев в одночасье стал селебрити — к нему приезжают федеральные каналы, его приглашают в офисы самых модных IT-компаний и в музеи, он, наконец, появляется в эфире Первого канала. Сам Степа не сделал для этого ровно ничего — его мама обратилась к своим друзьям в соцсетях с просьбой поставить мальчику немного лайков на его странице «ВКонтакте». Потому что Степу обозвали лузером. Мама рассчитывала на три десятка лайков — а случилась большая всероссийская слава.

Собственно, вознесли маленького Степана до небес именно за то, что он позволил себе небывалую свободу — оставаться сущим ребенком в свои одиннадцать и не стремиться к взрослости, к пацанскости, к модности. Но вышло так, что массовое социальное поглаживание лайками — самая бесхлопотная, максимально необременительная форма солидарности — выросло в гораздо большее. И не только по масштабу неожиданно свалившейся славы, но и по остроте проблемы, которую начали обсуждать: о праве ребенка оставаться ребенком и не стремиться к имитации взрослости.

История повсеградного облайкивания Степы Савельева стала историей о реабилитации детскости. В самом деле, нужно обладать недетским мужеством, чтобы в предтинейджерском возрасте, в одиннадцать лет, вести себя в соответствии с детскими, а не молодежными нормами.

Социум требует раннего взросления, он вообще беспощаден к детям гораздо больше, чем к взрослым. Например, общая учебная нагрузка на среднего школьника зачастую больше и плотнее, чем у офисного работника за весь рабочий день. И вот, кажется, впервые за много лет прозвучало отчетливо и весомо: ребенок предподростковых лет может быть инфантильным! Он может играть в динозавров, в кукол, в машинки и танчики, смотреть мультики, ходить в ТЮЗ, а не на концерт. Иначе говоря, «только детские книги читать, только детские думы лелеять». Может. Имеет право. И именно к такому мальчику придет рэпер Баста, именно такого мальчика позовут в самые сверкающие IT-храмы, задарят игрушками и десятками тысяч лайков.

Инфантилизма у нас через край, а вот честной возрастной инфантильности — еще поискать. Всем хорош, к примеру, «Голос. Дети» — и голосами, и детьми, но, увы, не образами. Когда нежная десятилеточка изображает томную фемину-роковуху, вся такая секси, вся такая влекущая, к поцелуям зовущая, а семилетний, едва оторвавшийся от няньки, смешно бычит и мужланится, что твой Магомаев, и по-пацански так топырит пальцы, как-то грустно делается, с тоской вспоминаешь детский хор Всесоюзного радио, «Крылатые качели», золотой голос солиста: «Детство кончится когда-то, ведь оно не навсегда». Ну а чего же вы его так торопите, так гоните? Если еще черепаха Тортилла, Рина Зеленая, завещала Буратине из кувшиночьих зарослей: «Ты взрослеть не торопись». Но — торопят, подгоняют, стирая последние грани между детским и молодежным, обряжая малышей во взрослые униформы, взрослую культуру, взрослые привычки. Ничего давно уже не стыдно, а соответствовать своему возрасту почему-то западло.

Но решает ли этот гуманистический флешмоб проблемы одного мальчика, у которого не очень складываются школьные дружбы? Скорее всего — нет, не решает.

И мы не знаем, как Король динозавров распорядится своей нечаянной славой. Может статься, и так, что слава кончится, а проблемы останутся, что беззащитность и уязвимость — черты не вполне возрастные, хотя, надо сказать, вполне преодолимые. И совсем не факт, что одноклассники перестанут считать Степу Савельева лузером и лохом. Может быть, они будут считать его лузером и лохом, вытянувшим некий счастливый билет. Может быть, когда схлынет медийная волна, их недоброжелательность выйдет на новый уровень.

Но как бы ни развивалось дело дальше, общество — именно общество, а не одноклассники Степы —получило совершенно определенное послание: детскости больше можно не стесняться. Инфантильность в инфантильном возрасте — одобряема и даже вознаграждаема. Играйте в свои игрушки, дорогие мальчики, потому что мы, не доигравшие в свое время, на самом деле больше всего хотели бы дружить с динозаврами и пускать кораблики по весенним ручьям.

И самое главное, дорогие дети, — «будьте как дети». Это явно не то, за что вас горячо возлюбят ближние, но то, что несомненно распахнет перед вами двери каких-то будущих царств.

< Назад в рубрику