Россия
00:17, 23 апреля 2016

Наше агрессивное начало или Безжалостные законы эволюции

Этери Чаландзия

В ежегодном рейтинге мирной и спокойной жизни, составляемом Австралийской аналитической организацией Institute for Economics and Peace, принимают участие 162 страны. Оценка производится по 23 показателям, из которых основной — уровень насилия внутри страны и в ее внешней политике. В очередной раз самым спокойным государством в мире признали Исландию. В 2015 году Россия заняла 10-е место. С конца… Из-за уровня оргпреступности, коррупции, военной активности, размеров военного бюджета, количества заключенных и полицейских мы оказались на 152-м месте этого списка. Между Нигерией и Северной Кореей.

Мир никогда не был безмятежен. Войны и природные катаклизмы всегда угрожают безопасности и жизни. Но все чаще ученые пророчат, что не столкновение с метеоритом, эпидемии или природные катастрофы, а склонность человека к насилию и патологической агрессии может поставить под вопрос существование нашего вида.

Венец творения

«Человек — это звучит гордо!», венец творения, верхушка цивилизации — но так ли далеко мы ушли от животного мира? Молекулы ДНК человека и шимпанзе совпадают на 95 процентов. 10 миллионов лет понадобилось, чтобы появилось это 5-процентное отличие. Точно так же, как животные, мы боремся за территорию, партнера и пищу. Точно так же испытываем тревожность при приближении незнакомца. Точно так же, объединившись в стаи, травим чужаков.

Но в животном мире агрессия — не худшее качество. Дарвин считал половой отбор одной из самых важных движущих сил эволюции. Рога сражающихся за самку оленей смертельно опасны, но противник никогда намеренно не ударит противника в незащищенный бок, притом что один такой удар решил бы исход поединка. Задача оленей — не перебить друг друга, а выяснить, кто сильнее и, соответственно, чьи гены закрепятся в потомстве.

И лев, убивающий зебру, испытывает к ней не больше агрессии, чем мы, разделывая цыпленка. Для него это всего лишь обед, а не система этических взглядов. Человек готов убить за поцарапанное авто. За идею истребляются народы.

Враг или друг?

Основные провокаторы человеческой агрессии — гнев и страх. В православии и католицизме гнев не случайно считается одним из самых тяжких смертных грехов. В буддизме, наряду с эгоизмом и глупостью, его называют одним из трех «ядов ума», отравляющих жизнь человека. Гнев в иудаизме — болезнь души. Но у гнева есть и обратная сторона. Не случайно в сознании закреплено понятие «праведного гнева», поднимающего человека и народы на правое дело, защиту и борьбу.

Страх — еще одно из тех амбивалентных состояний, которое может быть нашим помощником или злейшим врагом. С одной стороны, разумные опасения помогают нам избежать опасности. Выжить. Сохраниться и спастись. С другой — испуг провоцирует агрессию. Загнанные в угол, мы нападаем от страха, отчаяния и бессилия. Как и в дикой природе, в человеческом обществе напуганное существо — одно из самых опасных.

Муля, не нервируй меня!

Нейробиологи в Гарвардском университете изучали поведение одного из самых миролюбивых существ на земле — мушки дрозофилы. Оказалось, достаточно всего лишь немного увеличить температуру в вольере и перенаселить его, чтобы вызвать у насекомых вспышку агрессии и спровоцировать нападения и драки.

Мы, конечно, не дрозофилы, но посмотрим, например, на Москву. Больше 12 миллионов человек. Более 5,5 миллиона автомобилей (в 1970-м — их было всего 500 тысяч). Столица переполнена. Дороги забиты. Все спешат. Торопятся. Мешают друг другу. Раздражение висит в воздухе. И время от времени кто-то срывается.

Под ударом

Человеческое общество традиционно считается мужским, и именно мужская агрессия в хорошем и плохом смысле формирует картину и карту мира. Именно мужчины решают, каким мир будет завтра. Именно они те самые три черепахи, на которых все держится. А что если черепахи вдруг устали?

Социологи и кардиологи давно говорят, что современный мужчина оказался под ударом. Не только войны, хронический стресс, алкоголизм и сердечно-сосудистые заболевания, но и культ силы, и необходимость соответствовать победительному образу влияют на растущие показатели мужской смертности.

В мире все еще рождается больше мальчиков, чем девочек, во взрослом возрасте количество тех и других сравнивается, но к 50-60 годам женщин оказывается в 3-4 раза больше мужчин.

Женщина — это новый мужчина?

Хотим мы того или нет, но мир и правда меняется. Посты премьер-министров в Германии и Норвегии занимают женщины. Глава МВФ — Кристин Лагард. Экс-министр обороны Испании Карме Чакон в 2011 принимала присягу, будучи беременной.

Размывается понятие традиционно мужских профессий — дирижеров, боксеров, прокуроров. Все больше женщин ломают стереотипы, занимают руководящие и ответственные посты и теснят мужчин в сферах управления, экономики и большой политики. В каком-то смысле современная женщина демонстрируют не меньшую, чем мужчина, готовность к агрессии. Однако генетическая программа сохранения и поддержания жизни заставляет ее пользоваться этим мощным оружием принципиально иначе.

В животном мире есть примеры процветающего матриархата. В стаях гиен, среди слонов, крыс, сурикатов, косаток вся власть — у главной самки. И в большинстве этих сообществ не наблюдается ничего похожего на борьбу за доминирование или агрессию. Например, косатки внутри такой стаи никогда не сражаются друг с другом из-за самок, территории или добычи.

Чем дело кончится?

Конечно, вероятность того, что в обозримом будущем человеческое общество станет гомогенным и кто-то, например мужчины, вымрут, а выживут только тараканы и женщины, ничтожна. Это всего лишь одна из теорий, и амазонки скорее всего так и останутся мифическими персонажами.

Но, возможно, правы и те ученые, которые утверждают, что на наших глазах происходит размывание мужского и женского психотипов, и уже нельзя с уверенностью сказать, кто и с каким счетом победит в схватке тестостерона и эстрогена.

А если с точки зрения эволюции целесообразным окажется менее агрессивный мир, то кто знает, каким станет общество завтра? И какие черты, возможно, прекрасные, он приобретет? Ведь мы все — дети природы. И в конечном счете подчиняемся ее законам.

#Так кто же выживет?

Этери Чаландзия

< Назад в рубрику