Экономика
13:29, 12 мая 2016

Мотив Биг-Мака Почему российская экономика не станет советской

Александр Бирман
Александр Бирман

Накануне майских праздников в Луганске произошел весьма примечательный и совсем не военный инцидент: там обнаружилось заведение, оформленное в стиле закрытого два года назад ресторана McDonald's.

Со ссылкой на фото, полученные от свидетеля, агентство Reuters сообщило, что в этом луганском кафе продаются картошка фри и бургеры, похожие на те, что продаются в McDonald's по всему миру. Все вывески и логотипы McDonald's убраны, но на фасаде остались буквы «Mc». А рядом — сине-красно-голубой флаг самопровозглашенной ЛНР.

Нарушение условий франшизы, обход санкций — все эти неблаговидные с точки зрения глобальной корпорации действия, скорее всего, имеют место быть. Но есть и хорошие новости для McDonald's и других флагманов общества потребления: даже в Донбассе стремление к тихим обывательским радостям сильнее психологии осажденной крепости. А символизирующие эти радости американские бренды оказываются не менее привлекательными, чем нематериальные символы «русского мира».

Поэтому Владимир Жириновский должен благодарить российские власти за то, что они два года назад не откликнулись на его смелую инициативу — закрыть рестораны McDonald's по всей России в отместку за решение сети свернуть деятельность в Крыму. Как бы сейчас ЛДПР зарабатывала предвыборные очки, если бы потенциальные избиратели простаивали в очередях не на Серова, а в немногочисленные доморощенные заменители былого фастфудного великолепия?

Ведь когда речь заходит о собственном кошельке или желудке — мещанина не вытравить не только из единоросса, но и из жириновца с зюгановцем. Неслучайно даже те эксперты, которые совсем недавно горячо приветствовали глазьевские инициативы по экономической мобилизации, крайне нервно отреагировали на очередной прогноз Минэкономразвития, где говорится о возможности ограничения роста зарплат.

Каких только эпитетов не удостоился Алексей Улюкаев и возглавляемое им ведомство! Хотя, во-первых, речь шла не о рекомендациях, а всего лишь о сценариях. А во-вторых, запуск печатного станка и удешевление кредита, за которые ратуют многие оппоненты правительства и ЦБ во главе с президентским советником Сергеем Глазьевым, ударят по доходам трудящихся не меньше, чем зарплатная заморозка, — из-за неизбежного раскручивания инфляции в неконкурентной экономике.

Более того, этот минус съест все плюсы от масштабной финансовой накачки реального сектора, если попутно не отказаться от любых индексаций. Иначе все выхваченные из монетаристских лап рубли уйдут на зарплаты, и в стране ничего не будет расти, кроме цен.

Но эту тайну отечественные дирижисты хранят, как Мальчиш-Кибальчиш. Ностальгировать по СССР и через губу рассуждать о якобы погубившем его «гуляш-социализме» — сколько угодно. Воспевать советскую уравниловку и призывать избирателей затянуть пояса — моветон для любого российского политика, какими бы красными ни были его знамена. Наоборот, логичнее обрушиваться всей полемической мощью на правительственных и центробанковских «либералов», доводящих народ до нищеты. И пусть они выступают с возвращающими в СССР инициативами вроде наказания за тунеядство в виде налога на безработных, о котором заговорили в Минтруде.

Материальная мотивация сегодня — основной стимул для работы в России. Таков итог исследования Высшей школы экономики: про зарплату говорили две трети опрошенных. Про конкретные результаты труда — только семь процентов. Можно сказать, что выборка не репрезентативна, что «вышка» интересовалась мнением исключительно изнеженного и избалованного «креативного класса». Но тогда почему левые едва ли не сильнее правых возбудились из-за сенсации от Минэкономразвития и гипотетической заморозки зарплат?

Когда разум возмущенный кипит из-за невозможности граждан зарабатывать больше, ностальгия по Советскому Союзу напоминает пожелание жены пациента из пикантного анекдота: чтобы боль прошла, а опухоль осталась. Не менее демагогичной выглядит и «мобилизационная» риторика. Идти на жертвы ради великой, но отдаленной цели готовы единицы. Они не обеспечат места в новой Госдуме и не сделают выручку луганским бизнесменам, под шумок организовавшим клон McDonald's.

И хотя бы за это надо поблагодарить Улюкаева и его коллег: скандальный сценарий Минэкономразвития стал индикатором, доказательством от противного того факта, что ни одна политическая сила не решится кардинально менять действующую экономическую модель и предпочесть мотивации мобилизацию.

А если так — то и рулить экономикой по-прежнему будут проклинаемые на все лады «либералы», поскольку из имеющихся управленцев никто лучше них не знает, как работает именно эта машина и именно в такой комплектации.

И никакие они не «военспецы», чей кредит доверия, как могло показаться всего пару лет назад, вот-вот будет исчерпан. Назначение Алексея Кудрина главным экономическим стратегом — наглядное подтверждение обратного. И очень показательно, что состоялось оно буквально в преддверии майских праздников, когда у сетевых пропагандистов и пассионариев хватало других, далеких от экономики тем для обсуждения — от православной Пасхи до Дня Победы.

А к окончанию праздничной декады подоспело Минэкономразвития с зарплатным сценарием. Хорошо бы вспомнить, что Улюкаев — давний кудринский сподвижник и тоже заместитель главы экономического совета при президенте. Но если глава Минэка умеет так просчитывать ходы — за российскую экономику точно можно не беспокоиться.

< Назад в рубрику