В начале своего правления президент Владимир Путин, получив в наследство кучу долгов по выплате заработной платы, огромный внешний долг, экономический спад, дефицит денег для стимулирования экономического роста, принял решение о создании Центра стратегических реформ. Туда в том числе вошли два министра: Алексей Кудрин и Герман Греф. Прошло 15 лет, и история повторяется поистине с русским упорством. Целое поколение выросло, а мы продолжаем дискутировать об институтах и ужесточении бюджетной политики (Кудрин), необходимости стимулирования структурных реформ (Кудрин). И Сергей Глазьев (теперь в союзе с Борисом Титовым) как прежде призывает к смягчению денежной политики и государственным инвестициям в промышленность. Про дежавю с малым бизнесом уже как-то неудобно и говорить. С точки зрения «стратегии в соответствии с меняющимся миром», мы то ли не видим, что мир меняется, — поэтому можно не меняться. То ли видим, что меняется, но так, что мы можем не меняться.
Хотя есть нюансы. Нюанс первый: очередные президентские выборы состоятся лишь через два года, и примет ли Путин в них участие, еще не решено. Хотя это весьма вероятно. Второй: Греф возглавил Сбербанк. Третий: Титов зашел в политику со своей партией и мечтает стать «Глазьевым в парламенте».
Как вы думаете, какой нюанс главный? Все решат, что Путин все же идет на выборы, а его помощник по экономическим вопросам Андрей Белоусов никогда не поддержит Кудрина и не даст сократить социальные и оборонные статьи бюджета. Что господин Белоусов и подтвердил в последнем интервью «России-1».
Титов идет на выборы с программой снижения налогов для малого и среднего бизнеса и, конечно, частично поддерживает политику денежного смягчения Глазьева, двигая программу Столыпинского клуба. Итак Глазьев-Титов vs Кудрин и Минэкономики. В принципе, ничего не поменялось.
Остается Греф. Что он делает? А он как раз уже мало комментирует, мотается в Кремниевую долину и заявляет о готовности качественно изменить модель управления на одном из самых консервативных предприятий в самом консервативном секторе экономики. Нарушая все традиции обещать, но ничего не делать, безжалостно увольняет менеджеров при отказе покинуть кабинеты и работать в open space, меняет отделы на «подводные лодки» по решению одной задачи, требует забыть прошлый опыт и собирается, не дожидаясь ЦБ, удешевить кредиты для малого бизнеса. Вот он, на мой взгляд, — единственный, кто рискует и берет на себя ответственность преобразования российского продукта до уровня новых вызовов будущего.
Так может, хватить толочь крупу в ступе? Пусть каждый свою кашу сварит. Глазьев возьмет регион и денег напечатает. Кудрин в другой губернии суды независимые затеет и посадит всех, кто реально заслуживает. Титов где-нибудь освободит от налогов малый бизнес и все вопросы решит с дефицитным бюджетом. Ну, а Минэкономики пусть оторвется по полной в автомобильной отрасли и осуществит все, о чем мечтается. Не хватит денег — займут у Глазьева. И мало-помалу дело пойдет. Назовем это «эксперимент импортозамещения советской модели управления».