Экономика
08:05, 4 июня 2016

Миродержавно! Фофудья как лейтмотив рекламных щитов на Рублевке

Мария Голованивская
Мария Голованивская

Кажется, все уже отсмеялись — а я имела удовольствие ознакомиться только сейчас. Утонченная блондинка, владелица «агентства элитной недвижимости», духовная сподвижница известного финдеятеля Василия Бойко-Великого запустила обширную кампанию: билборды на Рублево-Успенском шоссе с корявыми сентенциями типа «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю» и серия интервью о покупке рублевских просторов как патриотическом долге всякого уважающего себя россиянина. Даже один телеканал-единомышленник, обслужив диву, поделился радостью: на приунывшую было Рублевку, на приятную уцененку стали возвращаться клиенты, затеплилась новая жизнь, веселится и ликует весь рублево-успенский народ. Приевшееся «время жить в России» заиграло новыми коннотациями.

Не знаем, способствуют ли эти слоганы собиранию бизнес-алии, в самом ли деле возвращают из рассеяния ум-честь-совесть девяностых, но кампания имела большой резонанс: про изысканную блондинку в костюме боярыни заговорили. Кампания удалась благодаря небывалому стилистическому исполнению. «Красота — меч веры в руках мудрого», логотип агентства, сайт. Россия — миродержавная сила, последняя надежда БОГА на земле», логотип, сайт. «Ищущий МУДРОСТИ шествует на ВОСТОК, любящий суету бежит на запад», опять же — логотип и сайт, и т.д. Эти слоганы и тезисы — редкостной красоты сплав дремучести и патетики, мегаломании и слюнявости, монархического бреда и отчаянной безграмотности, — кажется, приходилось выдавливать из себя целой команде страшно хохочущих циничных криэйторов. Сколько литров выпили, сколько баянов порвали во время этой веселухи — страшно предположить.

Вот, к примеру, спрашивают боярыню, какой аудитории адресованы ее слоганы. «В первую очередь — это знак Небу, что мы — русские предприниматели, жители Рублевки и не только — готовы к созиданию Родной Земли. Это свидетельство преданности нашему делу и государству». В другом интервью доходит до высокой, почти сорокинской глоссолалии: «Россия — это духовная скрепа, Миродержавная сила, которая стоит не на власти, а на духовной дисциплине, она позволяет человеку влиять на стихии мира, помимо техники, поэтому Россия — Миродержавная сила, последняя надежда Бога на земле». Кажется, по трезвости такого и не выговорить, тут уже дорогой Мартин Алексеевич подмигивает из смирительной рубашки.

Эта карикатура будоражит многих домашних конспирологов: уж не фейк ли, не троллинг ли, не заслана ли эта блондинка-Джеймс-Бонда злоковарными либералами для компрометации патриотического дискурса? Но очевидно, что перед нами в некотором роде культурное целое. Легкий серфинг показывает, что пышный безграмотный вздор богиня недвиги генерировала и прежде, во времена докрымской невинности. Тогда же и первые рекламы запустила, со слоганами «Русские идут — тут не Голливуд». Но не была услышана в должной мере.

И прежде высказывалась культурная озабоченность: «Ходя по улицам или стоя в пробках, мы видим сакральные места… Хочется уже смотреть на небо над Красной площадью и видеть двуглавых орлов — символ могущества России, а не рубиновые кровавые звезды… Глаза русских православных людей ищут иконы на башнях Кремля, надо вернуть их на историческое место из запасников музеев». Так и вижу, как со Спасской башни снимают часы, чтобы водрузить на их место рублевскую «Троицу», вызволенную из музейного пленения.

Прекрасное должно быть величаво: у политического мыслителя есть и фондец по поддержке образования, и мощная пропаганда русского костюма, и ценные педагогические соображения. Например, о том, что «мультики — средство искажения русского менталитета». Нет, постмодернизму тут негде приткнуться, это свежее, искреннее, честное мировоззрение.

В сущности — ничего страшного. А если вспомнить риторику Бойко-Великого, главы партии «Святая Русь», — так и все понятно. Мало ли фриков в Отечестве? Есть демшизовые, есть и русофильские. Пусть расцветают сто цветов. Но «сумасшедший-то сумасшедший, а ассигнаций не рвет».

Очень даже не рвет ассигнаций — она их рубит.

В недавнем прошлом нувориш так же неуклюже цитировал какого-нибудь фон Мизеса или де Кюстина, блекотал про страну рабов, которую исправит только ношение эксклюзивных бюстгальтеров и кормление высокоинтеллектуальными молочными смесями, или что там у него на складах. В последние годы тренд поменялся.

Чтобы спихнуть «величественный Версаль недалеко от Огарева» (1350 квадратных метров, 25 миллионов долларов, «зона отдыха с купелью» и «эффектные интерьеры данного особняка особенно интересны своим изысканным стилем»), красавица объявляет очередной закат Европы. Чтобы сдать хатку на Арбате за 20 тысяч долларов, говорит: «Любое дело в России должно иметь социальную направленность, способствовать укреплению нашего государства. Невозможно разорять землю бесконечно. Все имеет предел. На смену прошлому приходит настоящее и будущее — период Возрождения Новой Русской Империи».

Так кампания «Щиты России» предлагает новый образ российского патриотизма. Это не те, кто работают, воюют, волонтерствуют, растят детей, создают производства, мужественно переносят тяготы новейшего времени. Сегодняшний патриот, как утверждает риэлторский гений, — это тот, кто спешит отряхнуть прах недвижимости в деградирующих и оттого недружелюбных цивилизациях («сегодня в Европе можно потерять все») и спешит припасть к рублево-успенскому роднику нравственности с семью валютными нулями. Вот моя деревня, вот мой дом родной, мой версаль величественный с купелью ледяной. А поскольку рано или поздно встанет неделикатный, плебейский вопрос о происхождении дровишек, неизбежно усложнение образа. На билбордах должны появиться мозолистые руки и седые виски возвращенцев: все заслуженные перестрадавшие люди, трудом и талантом поднявшиеся от босоногости до самых космических, самых барвихинских высот. Есть куда расти, есть чему продаваться.

Туманным остается только один момент: если и в самом деле «причина проблем современной России — в пропаганде русофобии», то зачем же с такой яростью, с такой страстью она этой самой русофобии предается? Зачем работает на формирование тяжкого отвращения к постулируемой ею «русскости», на отождествление «патриотического» и «воровского»? Дама, вы точно не засланная?

Нет ответа, но подозреваю, что прекрасные глаза из-под кокошника мечтательно смотрят совсем не на родные просторы. А куда-то на замки Луары, на брега Марбельи, на тротуары Пикадилли — в общем, на нескончаемый закат Европы, на фоне которого так элегантно засверкают все брильянты и жемчуга нового русского сарафана.

< Назад в рубрику