Бизнес
09:04, 15 июня 2016

Маски Маска Как появляются бизнес-герои

Владимир Сидорович (директор Института энергоэффективных технологий в строительстве)
Владимир Сидоровичдиректор Института энергоэффективных технологий в строительстве

Российская пресса и блогосфера больны Tesla и ее новинками. Критика и апология представлены в убойных дозах. Возгласы «Акела промахнулся!» перемежаются с обожествлением. Глава компании Илон Маск по числу упоминаний вполне может соперничать с самыми популярными представителями российского истеблишмента.

Случай Tesla — это, так сказать, повторяющийся феномен. Г. Форд, С. Джобс, И. Маск — герои, бросившие вызов сложившемуся технологическому укладу. Их подрывные инновации уничтожают конкурентов, меняют окружающую среду и образ жизни поколений.

Можно спорить о достоинствах и недостатках, о том, чья заслуга является первичной и настоящей — изобретателя колеса и интернета или создателя автомобиля и социальной сети. Не важно. И массам, и СМИ нужен герой — современник, с открытым забралом нападающий на что-то большое и сильное, и «мы наш, мы новый мир построим».

Сегодняшний недостаток (или недостаточная известность) подобных персонажей из родных палестин в сочетании со стыдом за несовершенства отечественной экономики вызывает болезненную ревность, побуждающую развенчать «миф» и словесно уничтожить героя. Полное равнодушие самого Маска к далеким и неизвестным злопыхателям (как, впрочем, и воздыхателям) делает послания обществу о его проколах особенно жалкими.

Электромобили Маска — без сомнения подрывная инновация. Она угрожает бизнесу не только автоконцернов, но и могущественных нефтяников. Не важно, что внутри электрического авто, если это работает, продается и, главное, выполняет свою миссию — менять (и даже ломать) традиционный автомобильный и сырьевой бизнес. Умение организовать, правильно скомпоновать и запустить ценится в инновационной системе куда выше, чем умение изобрести.

Маск — тот, кто умеет придумывать и структурировать сумасшедшие проекты и убеждать инвесторов в том, что они не окончательно сумасшедшие. То есть умеет «поднимать», привлекать деньги. Чрезвычайно ценная способность для предпринимателя. Авантюризм? Куда же без него! Для оценки градуса авантюризма существуют банковские аналитики и инвесторы. Они сегодня смотрят на Tesla вполне благожелательно.

Заводы открываются, продукты разрабатываются и выпускаются, рынок имеет колоссальный потенциал роста. Электрический транспорт — безусловный тренд. Это доказывает и статистика продаж, и планы ряда государств ограничить или запретить в ближайшем будущем продажи бензиновых и дизельных автомобилей (Норвегия, Нидерланды, Индия...), и расширение числа стран, назначивших субсидии для покупателей электромобилей. В мае 2016 года Goldman Sachs впервые за три года сменил рекомендацию по акциям Tesla Motors с «держать» на «покупать». А инвестор Рон Бэрон ожидает, что в течение одного-двух десятилетий капитализация Tesla достигнет 700 миллиардов долларов, сделав ее крупнейшей компанией мира.

Безусловно, пиар-технологии крайне важны сегодня в деле назначения главного хорошего парня. Что вы ждете от «караоке-капитализма», при котором в свете софитов оказывается громче всех кричащий персонаж? Именно поэтому, несмотря на широкий ассортимент бытовых систем хранения энергии на рынке, «прорывом новой энергетики» СМИ назначают заурядный домашний аккумулятор Tesla Powerwall, а, скажем, не немецкий Sonnen, который является мировым лидером продаж. Но в этом и миссия героя. Выставляя на первый план себя и свою технику, он тем самым ускоряет развитие нового рынка, сливки с которого будут снимать и другие. А системы хранения энергии, как и электромобили — это тоже подрыв основ. На сей раз — удар по бизнесу энергетических компаний старой закалки.

К тому же Маск очень грамотно эксплуатирует экологический запрос. Сегодня трудно найти кого-то, кто вносит больший вклад в продвижение «чистой энергетики» и борьбу с глобальным потеплением. Такое «подвижничество», строительство чистого будущего для всех не может не быть вознаграждено. И не удивительно, что бизнесмен-инноватор получил госсубсидий почти на 5 миллиардов долларов. О чем не преминула сообщить Los Angeles Times — мол, герой-то работает на нерыночных принципах, а в основе его успехов — деньги налогоплательщиков.

Но ведь умение выбить субсидию — не самое плохое качество для бизнесмена. Тем более что из упомянутой суммы далеко не все деньги безвозвратные и далеко не все — государственные. Сюда входят, например, средства фонда поддержки автомобилей с нулевыми выбросами, который формируется из взносов самих автопроизводителей. А штат Невада предоставил Маску 20-летний налоговый кредит более чем на 1 миллиард долларов лишь при условии, что он создаст 6500 рабочих мест с четко оговоренным сроком. Я был бы горд за российских губернаторов, которые из местных бюджетов предоставляли бы многомиллиардные субсидии российским компаниям, создающим прорывные технологии и высококвалифицированные рабочие места. Есть такие?

Здесь мы подошли к важному вопросу. В какой среде смог состояться Маск? Как работает современная экономика, заряженная на инновационные прорывы?

Для такой экономики характерна, прежде всего, развитая финансовая система. Чтобы процентные ставки стимулировали инвесторов вкладываться в рискованные, но доходные проекты. Чтобы инноваторы имели возможность не только брать деньги в долг, но и оперативно удовлетворять свои финансовые потребности за счет биржевого размещения акций. Ведь на входе это гораздо дешевле и не так обременительно для нового бизнеса, не способного генерировать наличность в тех объемах, которые необходимы для обслуживания кредитов или облигационных займов. И неслучайно гигафабрика Tesla построена именно на средства новоиспеченных акционеров.

Но создавать крупные производства и на постоянной основе выпускать инновационные продукты невозможно без господдержки. Причем с ее помощью может пристегиваться и спрос, и предложение. Упомянутые выше налоговые кредиты в тех же западных странах сочетаются с субсидиями или иными льготами, предоставляемыми покупателям соответствующих товаров, например электромобилей.

Именно этот вывод — необходимость массивной государственной финансовой поддержки инновационных производств — является для меня главным в истории успеха Tesla.

Что же касается потребительских качеств, ценности продуктов для человечества и перспектив бизнесов Илона Маска — не сомневаюсь, что невидимая рука рынка расставит все по своим местам. Заодно показав налогоплательщикам, правильно или неправильно обошлась с их средствами видимая рука государства.

< Назад в рубрику