69-я параллель
07:03, 20 июня 2016

Полюс рисков Почему Арктике нужен столыпинский подход

Олег Курилов (глава города Норильска)
Олег Куриловглава города Норильска

Россия возвращается в Арктику. Принята госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года». Создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Активно обсуждается законодательная база развития Арктической зоны, в частности вопрос о создании опорных зон. Началось строительство новых мощных атомных ледоколов, основного инструмента освоения арктического пространства.

Наше активное присутствие в Арктике затрагивает широкий круг вопросов: от защиты национального суверенитета и освоения природных ресурсов до повышения международного влияния России и углубления научных знаний об арктическом пространстве.

В советское время по берегу Северного Ледовитого океана были расположены обитаемые метеостанции и военные аэродромы, сейчас их вновь начали восстанавливать. Это важный месседж для нас и пограничных стран-соседей. Российский флаг над Арктикой должен быть виден издалека.

Условия жизни в Арктике часто сравнивают с фронтовыми. Действительно, мы, северяне, — передовой отряд страны, который постоянно сталкивается с проблемами, неизвестными большинству территорий России: вечная мерзлота, запредельные зимние температуры, штормовой ветер, отсутствие автомобильных и железнодорожных связей с Большой землей. Решения нужно принимать здесь и сейчас, а до центра далеко, и ответственность за жизнь людей ложится на власть, которая рядом, — муниципалитеты. И от того, как налажена работа северных муниципалитетов, зависит, насколько успешным в целом будет развиваться макрорегион.

К примеру, каждое лето, когда большая часть страны отдыхает, мы решаем вопросы северного завоза. До наступления холодов, которые начинаются уже в сентябре, нужно доставить на судах оборудование, материалы, а также отремонтировать жилье и коммунальную инфраструктуру. Не успел, не справился, легкомысленно отнесся к какому-то вопросу? Нет таких слов, потому что Арктика не прощает ни ошибок, ни слабостей, ни легкомыслия. Трубы или стройматериалы самолетом не завезешь, будут по цене золота. Ответственность — вот она, а полномочий и собственных финансовых ресурсов при существующих межбюджетных отношениях у местной власти недостаточно.

Особые условия Арктики диктуют особые требования к определению круга прав и обязанностей местной власти. В Красноярском крае, к которому относится Таймырский полуостров, понимают, что невозможно решать многие вопросы поселений за две тысячи километров, поэтому муниципалитетам передаются многие государственные полномочия. Например, сейчас край подписывает с муниципалитетами соглашения, по которым функции технического заказчика по проведению капитальных ремонтов многоквартирных домов будут переданы органам местного самоуправления городов и районов. В текущем году Фонд регионального оператора все контракты на производство работ уже заключил. Но с 2017-го Норильск самостоятельно будет определять время проведения ремонтных работ, проводить торги и контролировать подрядчиков, исходя из специфики климатических условий районов Крайнего Севера. Здесь усиление роли местного самоуправления необходимо, потому что именно муниципалитет решает вопросы, от которых зависят безопасность населения, сохранение здоровья людей, стабильность и развитие территории, обеспечение трудовыми ресурсами, построение комфортной городской среды и многое другое.

В новый проект закона об Арктике внесены предложения о создании опорных зон развития, которые будут представлять собой симбиоз территории опережающего развития, особой экономической зоны и приоритетного инвестпроекта. Предполагается кластерное развитие территории, когда один проект будет генерировать развитие других отраслей. К примеру, при строительстве завода будет сразу планироваться социальная инфраструктура и логистика. Инвесторы получат налоговые и таможенные льготы. Такой комплексный подход к освоению дальних российских территорий использовался еще Петром Столыпиным, и уже тогда, 110 лет назад, оказался весьма эффективен. Для желающих переселяться на новые места было предусмотрено освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды, дотирование переезда на новое место жительства. Итог впечатляющий: за 10 лет в Алтайский край из центральной части России переселились более 3 миллионов человек.

Опорные зоны могут стать эффективным инструментом государственной политики: такие территории будут привлекать инвесторов, в них будут реализовываться проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Один из примеров ГЧП в Норильске — реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта. Проект реализуется благодаря консолидации усилий Росавиации, «Норильского никеля», региональной и местной власти. Ведь авиатранспорт на протяжении большей части года — единственный способ регулярного сообщения населения Норильского промышленного района с Большой землей. Через воздушные ворота Таймыра осуществляются пассажирские перевозки, поставки продовольствия, лекарств и других предметов первой необходимости. Реконструкция полосы — стратегическая задача.

При создании концепций, разработке законов и подготовке кампаний по освоению Арктики нельзя забывать, что и сама Арктическая зона неоднородна. Существенно различаются и климатические, и географические параметры, что отражается на условиях жизни населения, на производственной деятельности, на потенциале развития территорий. Так, одной из проблем части Арктического региона остаются нормы закупочной деятельности, определяемые соответствующим федеральным законом.

На Севере практически отсутствует конкуренция в целом ряде отраслей: строительная индустрия, поставка электроэнергии, топлива, продуктов питания для бюджетных учреждений, оказание медицинских услуг и другие. Это приводит к формализации процедуры выбора исполнителя, которая в законе изначально подразумевается как выбор между несколькими конкурентами. С другой стороны, удаленность территории и сложная транспортная логистика оказывают существенное влияние на стоимость и сроки доставки товаров, особенно в зимний период, что не всегда учитывается подрядчиками, участвующими в торгах. В результате — снижение качества и неисполнение сроков. Для развития арктических территорий в современных условиях необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, для этого требуется предусмотреть в законе отдельные нормы.

Призывая «развивать Арктику», следует помнить, что это крайне дорогостоящий проект. Северное удорожание вносит свои существенные коррективы в привычные расчеты. Основные факторы «северного удорожания» для бизнеса — это повышенные зарплаты, транспортная ограниченность, повышенные риски возникновения чрезвычайных ситуаций и затраты на их предотвращение или ликвидацию; монопрофильность ресурсных производств, зависимость бюджетов муниципальных образований от эффективности деятельности одного хозяйствующего субъекта и изменения цен на мировых рынках сырья. «Северное удорожание» должно учитываться в налоговой политике. Например, основные производственные фонды в северном исполнении существенно дороже аналогичных стандартных технических систем. Поэтому в законе о развитии Арктики необходимо учитывать интересы всех форматов бизнеса — малого, среднего и крупного. Инвестирование в Арктику должно стать выгодным для предпринимателей, а стало быть, и для страны.

Проблем освоения Арктической зоны очень много, но это регион исключительного значения для экономики, национальной безопасности и внешнеэкономических связей России. Арктика не прощает ошибок, но стоит того, чтобы вкладывать в нее деньги, время и силы.

< Назад в рубрику