Экономика
00:08, 14 июля 2016

Прокурорский транш Как Юрий Чайка помогает Эльвире Набиуллиной

Александр Бирман
Александр Бирман

У предпринимателей маленький праздник. Не у всех, правда, а только у тех, чьи деньги зависли в рухнувших банках. До возврата многочисленным ИП потерянных миллионов пока очень далеко, но первый и весьма важный шаг сделан. Генпрокуратура проводит проверку надзорного блока ЦБ. А источники РБК сообщают: поводом для визита прокуроров на Неглинную послужили жалобы бизнесменов, пострадавших из-за громких банковских банкротств.

Реагировать на ущемление прав предпринимателей — это как раз в тренде. Об этом неоднократно говорит Владимир Путин, когда речь заходит об улучшении делового климата. Для самих силовиков готовятся новые наказания за «совершение действий, приведших к необоснованному уголовному преследованию предпринимателей и прекращению ими хозяйственной деятельности». А Генпрокуратура для сбора соответствующих сигналов создала специальный «почтовый ящик».

Но недобросовестные банкиры доставляют бизнесменам не меньше проблем, чем силовики и чиновники. Частный вкладчик имеет возможность вытащить свои деньги из лопнувшего банка, хотя бы в пределах суммы, оговоренной законом о страховании вкладов. У крупной корпорации-кредитора тоже достаточно рычагов воздействия на конкурсного управляющего или санатора. А вот шансы ИП залатать образовавшуюся совсем не по его воле финансовую дыру фактически равны нулю.
Неслучайно такой резонанс вызвал прошлогодний крах «Пробизнесбанка», который вполне соответствовал своему названию, работая главным образом с малыми и средними предприятиями. В итоге более 200 его клиентов-юрлиц подали коллективное заявление в правоохранительные органы с просьбой проверить правомерность действий руководства банка, сотрудников ЦБ и Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Незадолго до отзыва лицензии «Пробизнес», например, перевел 600 миллионов рублей в «Российский капитал» — дочерний банк АСВ. Формально это было погашением обязательств по банковской гарантии. Фактически — действием, вызывающим вопросы. «При банкротстве все сделки до шести месяцев будут оспариваться в суде. И получится, что АСВ как аккумулятор требований кредиторов первой очереди станет судиться со своей "дочкой" — то есть с нами. Зачем допускать конфликт интересов?» — рассуждал позднее в интервью «Ленте.ру» глава «Роскапитала» Михаил Кузовлев.

600 миллионов вернулись в «Пробизнес», но осадок остался. В январе 2016-го Генпрокуратура по результатам проверки АСВ внесла представление «в отношении осуществивших указанный денежный перевод работников агентства, входивших в состав временной администрации».

Не думаю, что клиентам «Пробизнесбанка» от такого вердикта стало намного легче. Да и потери, связанные с оздоровлением отечественной банковской системы, в связи с этим инцидентом не уменьшились — скорее наоборот. К середине июня АСВ выбрало 358 миллиардов рублей из кредитов ЦБ, предоставленных для пополнения фонда страхования вкладов, а на санацию проблемных банков уже потрачено не менее триллиона рублей.

Минимизировать соответствующие расходы государства вроде бы призван тот самый «Роскапитал». «Не будет необходимости срочно и за любые деньги отдавать проблемный банк частному санатору», — объяснял Кузовлев еще минувшей осенью роль банковской «дочки» АСВ. Но стратегия превращения «Роскапитала» в мегасанатора до сих пор не одобрена из-за торможения со стороны ЦБ. А Эльвира Набиуллина тем временем предлагает создать под эгидой регулятора специальный фонд консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков.

«Идея здравая. Это практика, которая в мире себя оправдала», — признает глава АСВ Юрий Исаев. Однако отечественная специфика санационного бизнеса такова, что здесь далеко не все определяется мнением регулятора и руководства профильного государственного агентства. И опять же доказательством тому является Михаил Кузовлев, точнее — сентябрьская история с его отставкой и практически мгновенным восстановлением в должности главы «Роскапитала».

Пресса ссылалась на разногласия по поводу развития банка, возникшие у Кузовлева с руководством АСВ. Но, по сведениям «Ленты.ру», кузовлевского увольнения добивалась именно Набиуллина. И судя по времени этих событий, нельзя исключать, что глава «Роскапитала» впал в немилость у руководства ЦБ именно из-за истории с 600 миллионами.

В любом случае непотопляемость Кузовлева не менее примечательна, чем сам повод для атаки и уровень нападавших. Некоторые наблюдатели в связи с этим инцидентом напомнили о послужном списке зампреда «Роскапитала» Сергея Лукаша, который до 2001 года трудился в ФСО и считается креатурой Виктора Золотова — влиятельного силовика, недавно назначенного главнокомандующим Нацгвардией.

Если эта версия верна, то кузовлевские возможности по отражению нападок со стороны ЦБ теперь существенно возросли. Но если Генпрокуратура по результатам проверки в ЦБ обнаружит серьезные надзорные «прорехи», и они в той или иной степени будут связаны с деятельностью «Роскапитала», — победа Кузовлева в затянувшейся схватке с Набиуллиной представляется не столь очевидной. Тем более что на кону уже не санационные миллиарды и даже не честь мундира, а деловой климат, от темпов оздоровления которого по большому счету зависит и первое, и второе.

< Назад в рубрику