Россия
14:19, 29 июля 2016

Вспоминая Повелителя мух Почему важно уметь остановить друзей

Мариам Новикова
Мариам Новикова

Дошло до суда дело Станислава Соболевского и Льва Каменецкого, участников нашумевшего изнасилования восемнадцатилетней Ирины С. во время прошлогоднего празднования посвящения в студенты МАДИ. В списке обвинений не только насильственные действия сексуального характера, но также распространение порнографических материалов и нарушение неприкосновенности частной жизни.

Стоит вспомнить недавний нашумевший флешмоб #янебоюсьсказать, показавший, что с домогательствами сталкивается практически каждая женщина. Огромный массив происходящего в обществе насилия оказался выведен из тени, где был скрыт долгие годы. Тем девушкам, кто находчивей, хитрее и, главное, удачливей, удается избежать изнасилования. Но с теми, кто не находчив и невезуч, изнасилование может случиться несколько раз в жизни. Причем очень часто в роли насильника выступает родственник жертвы или ее хороший знакомый.

Именно это произошло в МАДИ. Станислав Соболевский, приличного вида юноша в очках, — тот самый, кто пригласил на студенческий праздник бывшую одноклассницу и предложил ей перед входом в клуб выпить некий напиток. А потом, как утверждается в материалах следствия, подстрекал своего приятеля Льва Каменецкого надругаться над девушкой.

Он же, Соболевский, снимал происходящее на видео и позже разместил его в интернете. По одной из версий, таким образом он хотел отомстить за обиду, нанесенную ему в школьные годы. Что тут скажешь? «Пацан к успеху шел», как говорится, и пришел. Разрушив не только жизнь Ирины, но и свою собственную, своего подельника и родителей. Жалко ли молодых парней? Да как-то не особо. Тем более что раскаяния они долго не выказывали.

Отец Каменецкого, приглашенный на одно из телевизионных шоу, произнес цензурный вариант классической насильнической «отмазки»: «Если женщина не захочет, мужчина не сможет». В соцсетях развернулась настоящая травля пострадавшей. Не в последнюю очередь благодаря интернет-сообществу МАДИ, находящегося под патронажем студенческого профкома.

Вуз этот интеллигентским не назовешь. Достаточно понаблюдать за компашками студиозусов, которые периодически стоят с пивом в переходе к метро «Аэропорт» и, обсуждая злободневное, не выбирают выражений. Не церемонились они и с пострадавшей девушкой. С ее фотографией целый год делали похабные демотиваторы, ее называли «шкурой».

Это блатное слово — еще из уголовного сленга двадцатых годов прошлого века, вновь откуда-то всплывшее и широко сейчас употребляющееся в подростковой среде. «Шкуры», по представлению «школоты», как бы находятся вне зоны действия УК, и стало быть, насилие над ними легитимно.

Внезапно оказалось, что от той «чистой дружбы между мальчиком и девочкой», которую 70 лет воспевали в советских фильмах и книгах, ничего не осталось. Те моральные нормы, что выработала для себя значительная часть нынешних подростков, скорее соответствуют книге «Повелитель мух» Голдинга. В этой повести, если помните, описывается, как группа детей в результате авиакатастрофы попала на необитаемый остров и начала разрабатывать собственные правила жизни. Дело кончилось убийствами.

Травля в сети принесла свои плоды. Всего пару недель назад, 15 июля, жертва совершила попытку самоубийства. Трагедию, чуть было не разыгравшуюся на станции метро «Волоколамская», удалось предотвратить — Ирина с небольшими травмами и сотрясением мозга попала в больницу. Это не остановило сетевых юмористов. Через несколько дней в сообществе МАДИ появился новый издевательский демотиватор. Администрация паблика и их добровольные помощники продолжают резвиться без оглядки на статью УК РФ об ответственности за доведение до самоубийства, предусматривающую, к слову, наказание до трех лет тюрьмы.

Почему? Потому что среди нынешнего поколения около-двадцатилетних очень много людей функционально неграмотных. Если перефразировать крылатое выражение министра Сергея Лаврова, «Неумные люди, Боже мой!». Будущие инженеры, не умеющие складывать два и два и прогнозировать последствия своих действий. Сначала они приглашают одноклассницу в клуб, спаивают, насилуют ее и сами же выкладывают доказательства своего преступления в интернет на всеобщее обозрение. После чего искренне удивляются, почему за ними пришли люди в форме, а на их родителей косо смотрят знакомые и коллеги.

Есть еще один важный урок, который стоит извлечь из этой печальной истории: нужно планомерно учить общество адекватно реагировать на происходящее рядом насилие. Важно не только учить своих сыновей не насиловать, но и учить их останавливать друзей, если у тех гормоны заглушают мораль. Важно учить дочерей не принимать участие в травле жертвы — нет никакой гарантии, девушки, что в следующий раз «шкурой» не окажетесь вы.

Подростки — существа стадные и часто нападают группой. При этом не все в группе являются убежденными насильниками. Многие действуют «за компанию», чтобы показаться «крутыми», руководствуясь ложным, но опьяняющим чувством групповой анонимности и вседозволенности. Другие из чувства «мужского братства» отводят глаза и стараются не замечать насилия, происходящего рядом. Важно учить детей личной ответственности. Умению сказать «нет» друзьям. Это сложно, однако это может спасти не только жизнь жертвы, но и их собственную.

«Промолчи — попадешь в палачи», — пел Александр Галич. Не остановил друга-насильника — стал насильником сам.

< Назад в рубрику