Россия
11:03, 1 сентября 2016

Министр образования — не главное в образовании О важности троечников для них самих и для родителей

Михаил Лабковский (психолог)
Михаил Лабковскийпсихолог

Когда я работал в школе, в моем классе учились два мальчика из стран соцлагеря — чех и поляк. Однажды после какой-то важной городской контрольной по математике меня атаковала толпа родителей, всех интересовало: НА СКОЛЬКО мой (моя) написал работу? И только два отца спокойно переждали эту истерику и подошли ко мне с вопросами совершенно иного свойства: не перенервничал ли мой ребенок? как он себя чувствовал во время контрольной? Как вы догадались, это были папы чеха и поляка. И только они волновались по делу.

Это я к тому, что школа, конечно же, нужна. Но пока вы волнуетесь из-за оценок и вопроса, «тянет» ли ваш ребенок школьную программу, вы упускаете что-то действительно важное в развитии его личности и в ваших с ним отношениях. А тем временем и основы его личности, и основы ваших с ним взаимоотношений закладываются именно сейчас. И на всю жизнь.

Первейшим родительским долгом у нас считается «отдать» своего ребенка в сильную школу, с сильной программой. Сильной — значит сложной, насыщенной, «углубленной» до невозможности. В такую школу, которая потребует предельного напряжения сил ребенка и его домочадцев, которая подчинит учебе весь жизненный ритм семьи, заставит непрерывно волноваться и работать на износ. И как минимум превратит его в невротика и испортит осанку. Детство для ученика сильной школы заканчивается сразу после того, как он идет первый раз в первый класс. Все! — ни тебе погулять, ни тебе поиграть. Вместо этого домашние задания, репетиторы чуть не с начальной школы и допзанятия после уроков…

Однажды на моей лекции мама второклассника рассказала, что его задания по математике они решают вместе с мужем, опытным инженером, и секретаршей мужа, которая тоже закончила хороший вуз. «Требования-то высокие!» Я спросил, уверена ли она, что их ребенку нужны такие нагрузки и сложности? Или это только амбиции родителей? Она растерялась.

Школы заинтересованы в статусе, престиже и учениках, поэтому усложняют программу, превращая среднюю школу в школу выживания. И играют как раз на комплексах и амбициях взрослых, нащупав слабые места и потаенные желания типа «дедушка был крепостной, а правнук станет нобелевским лауреатом». Так родителей втравливают в якобы состязание интеллектов, а на самом деле — в гонку понтов и нервов.

И ладно бы это работало. Вы так уверены, что, обеспечив ребенку самое лучшее (самое тяжелое) среднее образование, обеспечиваете и его будущее? Как бы не так. Мировая статистика, наблюдения и жизненный опыт говорят о том, что:

а) наиболее успешны в жизни троечники, не отягощенные комплексом неполноценности;

б) 60 процентов миллионеров не имеют высшего образования;

в) у отличников карьера развивается очень тяжело в силу того, что они невротики и перфекционисты, которые не способны взяться за дело, если на 300 процентов не уверены, что справятся.

Ваша хорошая школа — это хороший бэкграунд только для наемных работников, и это тоже подтверждено статистикой. Чтобы быть руководителем и работать на себя, нужны совершенно другие качества, которые не имеют отношения к потогонной образовательной системе, скандалам из-за оценок и слезам из-за четверок. Это — уверенность в себе, способность рисковать, принимать нестандартные решения, идти против общественного мнения, авторитетов и правил…

Умнейшие люди в истории — Эйнштейн, Нильс Бор, Эдисон — в школе считались недоразвитыми. Самые богатые люди мира — Стив Джобс и Цукерберг — вообще не закончили университета. Это общеизвестно, но никого из родителей не останавливает.

Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок не прозябал на вторых ролях и не стал представителем запуганного офисного планктона, старайтесь не перегружать его нервную систему и не отдавайте его в снобскую элитную школу, где он будет вынужден непрерывно что-то доказывать и подтверждать, где его будут сравнивать, унижать, поддевать и пр. И в семье, и в школе маленький человек должен чувствовать себя уверенно и спокойно, чувствовать себя личностью и хотя бы время от времени — победителем.

И замечание специально для тревожных мамаш, которые воображают, что в элитной школе ребенок будет «тянуться» к звездам и здоровая конкуренция стимулирует его к учебе и росту над собой. Запомните: конкуренция здоровой не бывает.

На самом деле самая лучшая школа (особенно на первых порах) — та, где работает вменяемая, адекватная «учительница первая моя», которая пришла в школу по призванию. Добрая, спокойная, уравновешенная — не только в разговоре с вами, но и при взаимодействии с детьми. Вот кого надо искать, определяя ребенка в первый класс. Кроме того, при выборе школы хорошо бы ориентироваться на собственные ощущения: какая атмосфера в школе — напряженная, нервическая или дружелюбная, располагающая? Школьные годы должны стать школой самой жизни, научить не столько решению уравнений и правописанию, сколько умению дружить, общаться, строить отношения, отвечать за себя, свои слова и поступки, самостоятельно решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться временем. Именно эти навыки помогают человеку уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать на жизнь.

Попробуйте отложить битву за диплом, понаблюдайте, в случае чего — ближе к девятому классу ребенка можно перевести в школу с нужным ему «уклоном».

Сильная специализированная школа необходима только в том случае, если ваш ребенок проявил себя юным математиком, биологом, филологом, физиком — если он забывает поесть, но не забывает решить уравнение, если он действительно влюблен в науку, если потребность в познании сильнее всех остальных потребностей, и он с четвертого класса грезит о Массачусетском технологическом.

И последнее: лучшим образованием в мире признано финское, где в принципе нет понятия «элитная школа», а оценки ставятся условные — не для учителя, а для ученика, и нет никаких экзаменов — в колледж принимают на основании собеседования. И, конечно, здорово, когда на уровне государства образованием рулят умные, адекватные люди, ведь от генеральной линии партии (министерства) зависит немало. Но нормальная обстановка в доме, умение и желание общаться с ребенком, разговаривать с ним о важных вещах, читать и гулять вместе вполне способны сгладить промахи любой государственной системы и любого министра.

Родители, помните: чтобы человек вырос психически здоровым и гармоничным, а не тревожным и закомплексованным, чтобы он был способен реализовать свои способности и таланты, да и просто чувствовать радость бытия — его детские годы должны пройти спокойно и счастливо.

И никакие теоретические знания не заменят ему упущенных в детстве положительных эмоций.

< Назад в рубрику