«Зенит» и ЦСКА совершили спортивный подвиг, «Краснодар» выиграл в Зальцбурге, а «Ростов» пропустил пять мячей там, где проиграть никому не зазорно — даже с таким счетом. Вроде бы все хорошо. Турнирные очки российские клубы спасли, но осадок, как говорится, остался.
Наш чемпион играл с немецким середняком, в составе которого в основном молодые игроки. И то, что они в начале матча делали с лучшей в России обороной, иначе как издевательством назвать нельзя. Хорошо, что забили только два, за что большое человеческое спасибо Игорю Акинфееву и Ее Величеству Фортуне. Ну и неточности немцев, естественно. Лишь после этой встряски армейцы вспомнили, на каких скоростях принято играть в современном футболе, и достаточно уверенно вернули равенство. Хотя до последних минут исход матча оставался непредсказуемым.
Аналогичная ситуация была в Израиле. Хозяева 75 минут вдохновенно гоняли многомиллионных гостей по полю, совершенно не задумываясь, что один Аксель Витсель стоит больше, чем вся местная команда. Увлеклись. Слишком рано уверовали в победу и стали играть на удержание счета. Гости воспряли духом, насели на ворота, а тут еще судья спорными решениями внес сумятицу в настроение эмоциональных хозяев. В итоге россияне победили, что делает честь их морально-волевым качествам, но не снимает вопросов к качеству игры.
Только «Краснодар» в Австрии обошелся без эксцессов. Впрочем, здесь особый случай. Клуб из Зальцбурга принадлежит производящей энергетические напитки компании «Ред Булл», у которой кроме него есть еще четыре одноименные команды в Германии, Бразилии, Гане и США, и воспринимают они это футбольное хозяйство как единую структуру. Посему когда в августе австрийский клуб не смог преодолеть лигочемпионский отбор, владельцы перенесли основной рекламный удар на немецкий сегмент, отправив (формально — продав) троих ведущих игроков на усиление «Ред Булла» из Лейпцига, который вышел в первую бундеслигу. Еще несколько футболистов разошлись по арендам, а лидера обороны и игрока сборной Австрии Мартина Хинтереггера выгодно продали в «Аугсбург». Хотя в решающем матче третьего отборочного раунда с загребским «Динамо» он еще играл и, конечно, остался бы в Зальцбурге, если бы «быкам» удалось победить. То есть надо понимать, что к сентябрю это оказалась совсем не та команда, которая в мае выигрывала чемпионат Австрии.
Формально результаты наших клубов довольно пристойные для выезда: две победы и ничья в четырех встречах. Взяли больше половины очков, что в гостях расценивается удачным исходом. Правда, если посмотреть на уровень соперников, дело обстоит несколько иначе.
Последние пару недель спортивная общественность обсуждает слова Леонида Слуцкого, усомнившегося в том, что Россию можно назвать футбольной страной. Споры эти почти затмили поднадоевшую выборную тему, тем более что здесь для проявления патриотизма позиции оказались более очевидными. Правда, аргументов в поддержку тезиса «Россия — футбольная держава» оказалось немного, зато лозунгов и громких заявлений было предостаточно. Особенно в тех СМИ, которые принято называть государственно-корпоративными.
А что на деле? Что изменилось после очередного провала на Евро? Какие выводы сделаны? Ну, поменяли тренера сборной. То есть, по обыкновению, выбрали крайнего, забыв, кто вытащил нас во Францию. Сыграли примирительный матч с турками, нужный скорее политикам, чем футболистам. А что еще? В структуре футбольного хозяйства изменения есть? Посмотрите на последние матчи: кто забивал решающие голы? Из россиян лишь Алан Дзагоев и Александр Кокорин, добавивший мяч уже в пустые ворота. А еще Жоазиньо, Моурисио, Джулиано, Джорджевич…
Из-за экономического кризиса мы потеряли Халка, Гарая и Мусу, которых заменили менее раскрученные игроки аналогичного происхождения. То есть структурно ничего не изменилось, разве что «труба пониже да дым пожиже». Теперь мы на равных сражаемся с австрийскими и израильскими клубами и продолжаем гордиться своими спортивными подвигами.
Обратите внимание, какой вопрос был первым поднят после Евро: отмена лимита. И ратовали за это, конечно же, представители элитных клубов. Так же, как ранее — за изменение календаря на осень-весна, что привело к массовому падежу клубов низших лиг. О них подумать забыли, хотя именно регионы должны быть основанием футбольной пирамиды и растить кадры для элиты. А изменилось что-нибудь в распределении денежных потоков, пришли они в детский футбол? Нет. По-прежнему две трети средств, суммарно приходящих в наш футбол, уходят на клубы премьер-лиги. В основном — на первые шесть-семь, потом сразу двукратный разрыв, а далее прогрессия уменьшения становится геометрической. И понятно, что по мере ухудшения экономической ситуации, но при сохранении нынешнего порядка вещей футбольные дела будут становиться все печальнее.
Очевидно, что нужна смена приоритетов, государственный подход к детскому футболу, как это делается в европейских странах. Необходимо, чтобы крупные корпорации и региональные бюджеты — а именно они фактически содержат наш футбол — вкладывали средства не только в элитные клубы, но и в развитие футбольной инфраструктуры, в детские спортшколы и клубы, чтобы они спонсировали наших детских тренеров, а не заморских легионеров. Это не значит, что хорошие иностранные футболисты российскому футболу не нужны, но в приоритете должны быть не они.
Собственно, это не новость. Наш футбол довольно давно в состоянии стагнации — со времен «тучных лет». Несколько лет назад была сделана попытка перемен, когда президентом РФС под давлением определенных сил «наверху» был назначен «государственник» Николай Толстых. И он попытался начать структурные реформы. Прежде всего, стал реально бороться с агентским лобби, которое просто уводило деньги из футбола. Ведь одно дело, когда клуб платит за переход игрока другому клубу — в этом случае деньги остаются в футболе. И совсем другая ситуация, когда львиная доля этих денег уходит на оффшорные счета некоего частного посредника. Понятно, что в этих комбинациях были задействованы не только сами агенты, но и клубные функционеры, иначе и быть не могло. И понятно, что им нововведения, мягко говоря, не понравились.
В итоге против Толстых была организована кампания, своего рода гибридная война — финансовая, политическая, медийная. Временами даже с привлечением силовых структур, с обысками и уголовными делами. Сейчас мы уже можем точно сказать, что история с долгами РФС была липовой, или, как сейчас говорят, фейковой. Долги существовали лишь в медийном пространстве, а постоянные разговоры о них провоцировала группа журналистов, близких к организаторам этой травли. В то же время сам Фабио Капелло молчал, поскольку в реальности долга не было. Деньги он, видимо, получал, но не через РФС. «Лента.ру» тогда писала об этом. Теперь же, когда пресловутые долги попросту испарились, ситуация выглядит предельно понятной. Интересно, что все спонсоры, с которыми вел переговоры Толстых, в итоге пришли в наш футбол. Но после его ухода. И они не скрывали, что получали убедительные просьбы до поры не помогать РФС…
А теперь о самом печальном. Через две недели выборы нового главы РФС. Есть четыре кандидата. Руководители премьер-лиги и ФНЛ Сергей Прядкин и Игорь Ефремов — ставленники клубов, полностью от них зависимые. Их смешно рассматривать как самостоятельные фигуры. Валерий Газзаев, бывший президент разорившейся «Алании», последнее время пропагандировавший фантасмагорический проект Объединенного чемпионата России и Украины, — тоже человек, не чуждый клубному лобби. Четвертый — Виталий Мутко. Получается, что он единственный из кандидатов, понимающий и способный хоть как-то отстаивать государственный интересы… Пятнадцать месяцев назад он «слил» Толстых, хотя программу его на словах поддерживал.
Министру было выгодно, чтобы тогдашний президент РФС делал грязную работу и воевал с власть имущими, позволяя самому Мутко оставаться над схваткой. А теперь он идет на выборы с позиции самого радикального реформатора и государственника. Правда, на носу чемпионат мира, и для опытного чиновника успешное выступление на нем, скорее всего, превратится в главную задачу. Методы достижения успеха нам хорошо знакомы по Сочи: натурализация звезд, привлечение больших денег и, не дай бог, игры с разными препаратами. Лозунг «немедленная победа любой ценой» несовместим с реформами, работающими на перспективу, а нашему футболу нужны именно такие перемены. Без них прогресса не будет, что последние матчи наших клубов еще раз и подтвердили.