Экономика
19:21, 20 сентября 2016

Шок без Кудрина Чем грозит правительству триумф «Единой России»

Александр Бирман
Александр Бирман

«Новая Дума должна стать парламентом развития», — написал в своем «твиттере» Алексей Кудрин, чем вызвал весьма скептические отклики многих своих единомышленников.

А вскоре Владимир Путин, также ссылаясь на итоги выборов, призвал членов правительства отказаться даже от намека на шоковую терапию. И не «допускать перекладывания на плечи людей всей нагрузки в ходе преобразований».

Выходит, кудринский твит и правда получился слишком уж оптимистичным. По крайней мере — для его автора. Если развитие и будет — точно не в том направлении, куда призывает Кудрин. Ведь шок ассоциируется в первую очередь с ним. И как с наиболее востребованным властью соратником Егора Гайдара. И как с активным пропагандистом непопулярных мер, вроде повышения пенсионного возраста или жесткого ограничения бюджетных расходов.

Соцопросы фиксируют стойкое неприятие гражданами любых попыток сэкономить на социалке и обороне. А в ходе парламентской кампании ни одна из партий не решилась включить наиболее радикальные предложения Кудрина в свою программу.

Да, дебют яростных кудринских критиков из «Партии роста» оказался провальным. Но результаты гипотетической «Партии экономии», исповедующей в чистом виде идеологию экс-главы Минфина, могли бы быть еще скромнее.

В то же время нежелание избирателя получать резкие толчки в спину — будь то секвестры всего и вся или взлет инфляции из-за запуска печатного станка — вовсе не подразумевает, что он в принципе не хочет никуда двигаться. Правы те, кто говорят о 54 процентах голосов, отданных за «Единую Россию», как о запросе на стабильность. Однако падение реальных доходов более, чем на 8 процентов в годовом выражении, неиндексируемые пенсии, многомиллиардные долги по зарплате довольно сложно назвать стабильностью.

Причем все эти и многие другие социальные минусы не устраняются по щелчку. Либо нужно кардинально менять систему перераспределения национального богатства, либо во что бы то ни стало запускать экономический рост. И шока не избежать в любом случае.

Наглядный пример — повышение страховых взносов и НДС, предлагаемое, по данным «Ведомостей», Минфином. Напрямую это коснется исключительно предпринимателей. Но чтобы не уйти в минус, они переложат возросшие издержки на потребителей. Или — увеличат долю «тени» в своей бухгалтерии. Что, впрочем, приведет к сходному результату.

Наивно полагать, что миллиарды, обнаруженные у полковника Дмитрия Захарченко, поставят крест на рынке обналички. С него просто уйдет «засветившийся» антикоррупционный главк МВД. Но свято место пусто не будет. Тем более, что — в отсутствие конкуренции и при наличии новостей от Минфина, гарантирующих постоянный приток страждущих, — этот бизнес обещает стать самым рентабельным в стране. А главными генераторами прибыли и здесь выступят карманы населения, вынужденного покупать товары с уже учтенной в их цене «антикоррупционной» рентой.

Иными словами, правительство Дмитрия Медведева обречено на создание новых шоков. Пусть и помимо своей воли. Российская экономика сейчас напоминает дом, неожиданно для его архитекторов очутившийся в сейсмоопасной зоне. Здание выдержало толчки, но на фундаменте и несущих стенах образовались большие трещины. И даже мебель переставить нельзя, не рискуя спровоцировать разрушение.

С другой стороны, поддерживать статус-кво и исповедовать «принцип недеяния» тоже нельзя бесконечно. Трещины-то никуда не исчезают и точно не затягиваются сами по себе. А учитывая, что следующие выборы — президентские, и они состоятся уже через два года, времени у Медведева и его подчиненных в обрез. Чем больше экономические трещины — тем меньше шансов, что к 2018-му избирателям будет достаточно стабильности.

И электоральный триумф «Единой России» лишь усугубляет ситуацию, в которой оказался ее лидер. Никакое правительственное решение, а равно и отсутствие такового, теперь не спишешь на необходимость считаться с мнением оппозиции.

Зато смена правительства — при создавшейся думской конфигурации — де-факто сводится к внутрипартийному голосованию. То есть заведомо гарантирована от каких-либо неожиданностей или, тем более, парламентского кризиса.

Не потому ли Кудрин написал про «парламент развития», готовясь отметить пятилетие своего ухода из правительства?

< Назад в рубрику