Россия
12:22, 27 октября 2016

Место бюджетных дискуссий Будут ли исполняться социальные обязательства государства

Евгений Ревенко (депутат Госдумы, фракция «Единая Россия»)
Евгений Ревенкодепутат Госдумы, фракция «Единая Россия»

Во вторник Дмитрий Медведев доложил Владимиру Путину об окончании работы правительства над проектом бюджета на 2017-й год и трехлетнюю перспективу. Со дня на день документ поступит в Государственную Думу. Прогноз основан на консервативных оценках, при цене нефти в 40 долларов за баррель, хотя сейчас она выше. Но при этом главное, что было заявлено: в проекте бюджета заложены средства на исполнение всех социальных обязательств. В первую очередь речь идет о выполнении майских указов президента, возвращении к плановой индексации пенсий и разовой выплате по 5 тысяч рублей всем пенсионерам. Также принципиальным является наличие ресурсов для начала реализации предвыборной программы правящей партии «Единая Россия». На той самой встрече с премьер-министром Владимир Путин обратил внимание, что предстоит «очень внимательно работать с депутатским корпусом — с тем, чтобы не разбалансировать макроэкономические показатели…» На самом деле значительный поток популизма удалось отсечь на ранней стадии бюджетного процесса, перенеся выборы с декабря на сентябрь.

Депутаты, совсем недавно получившие мандат народного доверия, смогут всецело сосредоточиться на этой работе и стать полноправными участниками бюджетного процесса. Можно в красках представить, во что превратилась бы работа над столь сложным документом как трехлетний бюджет, если бы параллельно разворачивалась предвыборная кампания: кто кого и на каком этапе громче перекричит — не более. Время показало, что инициатива «Единой России» перенести выборы в Госдуму с декабря на сентябрь была взвешенной и абсолютно правильной. Есть и еще одно важное обстоятельство, почему решение о переносе на сентябрь с точки зрения формирования бюджета было правильным: избранные только в декабре 2016 года депутаты новой Думы уже ничего не смогли бы поправить. Пассивное наблюдение — это единственное, на что могли бы рассчитывать народные избранники.

Итак, с этого года Минфин вернулся к практике принятия бюджетов сразу на трехлетний период. Экономика стабилизируется. Задаются рамки бюджетной и социально-экономической политики сразу на три года, а не на один. Вновь появляется горизонт планирования. Мы видим сейчас, как при обсуждении проекта бюджета на 2017-2019 годы Минфин стремится уменьшить расходную порцию «бюджетного пирога», подлежащую обсуждению, и в то же время максимально увеличить количество ингредиентов его доходной части (по принципу «проси больше — получишь хоть что-то»). В новых условиях, после выборов, проект бюджета еще не был внесен в парламент, а Госдума уже провела парламентские слушания по вопросам бюджетной и налоговой политики и направила в правительство свои рекомендации. Партия «Единая Россия» со своими региональными отделениями и фракциями запустила параллельный контур сбора предложений для учета в бюджетном процессе: и на текущей региональной неделе (первой для депутатов седьмого созыва) бюджетные вопросы станут одной из основных тем на местах. Уже в первый месяц работы Госдумы нового созыва на заседаниях думских комитетов выступали ключевые министры социального блока, пройдя, если угодно, «преднулевые чтения» по проекту бюджета. Правительство, министры финансово-экономического блока вынуждены считаться с мнением депутатов, за каждым из которых стоят голоса десятков тысяч россиян в их избирательных округах.

Оставив позади избирательную кампанию, мы избежали еще большей турбулентности при формировании главного экономического документа страны и вышли на плановую работу.

«Единая Россия» рассчитывает, что и другие парламентские партии проведут такую же работу на территориях. Создаваемая вертикаль работы парламентской и региональных фракций «Единой России» послужит тому, чтобы обеспечить надлежащий парламентский контроль и за последующей реализацией бюджета на местах.

Важно, чтобы со следующего года все основные стратегические документы, от которых зависит содержание проекта бюджета, правительство вносило в Думу единым пакетом (основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики).

Несмотря на укрепление позиций «Единой России» в Госдуме, во главе некоторых ключевых для бюджетного процесса социальных комитетов утверждены представители оппозиции. И это осознанное решение: в работе Думы принимают полноценное участие представители всех парламентских партий, а не только конституционного большинства. Ключевой «социальный» комитет, как и комитет по экономической политике, возглавляют представители ЛДПР — партии, которая показала на выборах наиболее заметный прирост во многом благодаря своей яркой позиции в социально-экономических вопросах. «Аграрный» комитет получила КПРФ. Комитет по ЖКХ и жилищной политике остался в активе «Справедливой России». У этих партий иные подходы к решению социально-экономических проблем, чем у «Единой России», но в принципе все стремятся к достижению схожих целей в вопросах социального и экономического развития и готовы вместе обеспечивать парламентский контроль.

Даже несмотря на консервативный подход к бюджетному планированию, при котором Минфин взял за основу умеренный прогноз цен на энергоносители, уже при подготовке нового проекта бюджета «Единой России» удалось добиться от правительства учета предвыборной программы партии.

В вопросах развития экономики и поддержки бизнеса главная новость — сохранение моратория на прямое повышение налогов для бизнеса на ближайшие два года. Несмотря на отсутствие новых крупных источников доходов, в проект основного финансового документа страны заложены решения по дополнительной поддержке региональных бюджетов. Централизация 1 процента налога на прибыль с последующим перераспределением собранных средств в пользу нуждающихся регионов (под конкретные целевые задачи и проекты); решение ограничить ставки по коммерческим банковским кредитам регионам; повышение возвращаемой регионам доли «водочных» акцизов с 40 процентов до 50 процентов — для стимулирования вывода рынка розничной торговли алкоголем из «серой зоны»; сохранение за Фондом обязательного медицинского страхования обратного трансферта (почти 100 миллиардов рублей за 2016 год) для выполнения майских Указов по зарплатам медикам — все эти решения родились в ходе предвыборной кампании и благодаря наказам наших избирателей. Это поможет региональным бюджетам в нынешний непростой период.

В бюджет также заложены социальные обязательства партии, данные избирателям. Помимо пенсий, подготовлен законопроект о переходе к единому порядку и срокам индексации всех социальных выплат: 1 февраля каждого года (а не с апреля, как ранее по ряду социальных выплат), и тоже по фактической инфляции, необходимые средства на 2018 и 2019 годы уже заложены в бюджете. Несмотря на сокращение размера прожиточного минимума пенсионеров по сравнению с прогнозными расчетами (из-за более низкой инфляции, чем предполагало правительство год назад), все социальные доплаты к пенсиям для неработающих пенсионеров в регионах будут сохранены на уже достигнутом уровне. Памятуя об огромных социальных проблемах, с которыми столкнулись регионы год назад из-за отмены пригородных электричек, «Единая Россия» поддержит инициативы правительства России об антикризисных льготах по налогу на имущество для железнодорожных путей общего пользования и пролонгацию «антикризисного» нулевого НДС на пассажирские перевозки в электричках и поездах дальнего следования до 2030 года. Это должно помочь сдержать рост тарифов на пассажирские перевозки в системе РЖД. Однако Госдуме потребуется найти в бюджете средства на компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов от льгот на железнодорожную инфраструктуру.

Все это стало возможным только благодаря тому, что 54 процента избирателей, пришедших на выборы в Госдуму, поддержали «Единую Россию» и выдали партии и правительству кредит доверия на реализацию программы вывода страны из кризиса.

Важнейшим политическим аспектом бюджетного процесса является особая ответственность «Единой России» как партии конституционного большинства. Именно поэтому партия готова к тому, что в запале политической борьбы другие фракции будут воздерживаться от голосования «за» по острым вопросам бюджетной политики, какими бы объективными и рациональными ни были доводы. Это было явлено со всей очевидностью при голосовании за поправки в бюджет текущего 2016 года, которые Госдума рассматривала в предыдущую пятницу. Решение было принято только голосами «Единой России», поправки эти лишь фиксировали статус-кво, приводили формальные показатели закона о бюджете на текущий год с фактическими результатами его реализации за прошедшие девять месяцев.

Популисты без устали критиковали «Единую Россию» в ходе избирательной кампании за то, что партия не сулила на выборах не обеспеченные финансами золотые горы. Однако избиратель проголосовал не за красивые обещания вне зависимости от макроэкономических реалий, а за ответственную и честную антикризисную политику. Поэтому только результаты работы над проектом бюджета на 2017-2019 годы покажут, кто берет на себя реальную ответственность за ситуацию в стране и следует своим предвыборным обещаниям, а кто после выборов стремится уйти от ответственности или пытается замещать реальные дела политическими играми.

< Назад в рубрику