Во вторник Дмитрий Медведев доложил Владимиру Путину об окончании работы правительства над проектом бюджета на 2017-й год и трехлетнюю перспективу. Со дня на день документ поступит в Государственную Думу. Прогноз основан на консервативных оценках, при цене нефти в 40 долларов за баррель, хотя сейчас она выше. Но при этом главное, что было заявлено: в проекте бюджета заложены средства на исполнение всех социальных обязательств. В первую очередь речь идет о выполнении майских указов президента, возвращении к плановой индексации пенсий и разовой выплате по 5 тысяч рублей всем пенсионерам. Также принципиальным является наличие ресурсов для начала реализации предвыборной программы правящей партии «Единая Россия». На той самой встрече с премьер-министром Владимир Путин обратил внимание, что предстоит «очень внимательно работать с депутатским корпусом — с тем, чтобы не разбалансировать макроэкономические показатели…» На самом деле значительный поток популизма удалось отсечь на ранней стадии бюджетного процесса, перенеся выборы с декабря на сентябрь.
Депутаты, совсем недавно получившие мандат народного доверия, смогут всецело сосредоточиться на этой работе и стать полноправными участниками бюджетного процесса. Можно в красках представить, во что превратилась бы работа над столь сложным документом как трехлетний бюджет, если бы параллельно разворачивалась предвыборная кампания: кто кого и на каком этапе громче перекричит — не более. Время показало, что инициатива «Единой России» перенести выборы в Госдуму с декабря на сентябрь была взвешенной и абсолютно правильной. Есть и еще одно важное обстоятельство, почему решение о переносе на сентябрь с точки зрения формирования бюджета было правильным: избранные только в декабре 2016 года депутаты новой Думы уже ничего не смогли бы поправить. Пассивное наблюдение — это единственное, на что могли бы рассчитывать народные избранники.
Итак, с этого года Минфин вернулся к практике принятия бюджетов сразу на трехлетний период. Экономика стабилизируется. Задаются рамки бюджетной и социально-экономической политики сразу на три года, а не на один. Вновь появляется горизонт планирования. Мы видим сейчас, как при обсуждении проекта бюджета на 2017-2019 годы Минфин стремится уменьшить расходную порцию «бюджетного пирога», подлежащую обсуждению, и в то же время максимально увеличить количество ингредиентов его доходной части (по принципу «проси больше — получишь хоть что-то»). В новых условиях, после выборов, проект бюджета еще не был внесен в парламент, а Госдума уже провела парламентские слушания по вопросам бюджетной и налоговой политики и направила в правительство свои рекомендации. Партия «Единая Россия» со своими региональными отделениями и фракциями запустила параллельный контур сбора предложений для учета в бюджетном процессе: и на текущей региональной неделе (первой для депутатов седьмого созыва) бюджетные вопросы станут одной из основных тем на местах. Уже в первый месяц работы Госдумы нового созыва на заседаниях думских комитетов выступали ключевые министры социального блока, пройдя, если угодно, «преднулевые чтения» по проекту бюджета. Правительство, министры финансово-экономического блока вынуждены считаться с мнением депутатов, за каждым из которых стоят голоса десятков тысяч россиян в их избирательных округах.
Оставив позади избирательную кампанию, мы избежали еще большей турбулентности при формировании главного экономического документа страны и вышли на плановую работу.
«Единая Россия» рассчитывает, что и другие парламентские партии проведут такую же работу на территориях. Создаваемая вертикаль работы парламентской и региональных фракций «Единой России» послужит тому, чтобы обеспечить надлежащий парламентский контроль и за последующей реализацией бюджета на местах.
Важно, чтобы со следующего года все основные стратегические документы, от которых зависит содержание проекта бюджета, правительство вносило в Думу единым пакетом (основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики).
Несмотря на укрепление позиций «Единой России» в Госдуме, во главе некоторых ключевых для бюджетного процесса социальных комитетов утверждены представители оппозиции. И это осознанное решение: в работе Думы принимают полноценное участие представители всех парламентских партий, а не только конституционного большинства. Ключевой «социальный» комитет, как и комитет по экономической политике, возглавляют представители ЛДПР — партии, которая показала на выборах наиболее заметный прирост во многом благодаря своей яркой позиции в социально-экономических вопросах. «Аграрный» комитет получила КПРФ. Комитет по ЖКХ и жилищной политике остался в активе «Справедливой России». У этих партий иные подходы к решению социально-экономических проблем, чем у «Единой России», но в принципе все стремятся к достижению схожих целей в вопросах социального и экономического развития и готовы вместе обеспечивать парламентский контроль.
Даже несмотря на консервативный подход к бюджетному планированию, при котором Минфин взял за основу умеренный прогноз цен на энергоносители, уже при подготовке нового проекта бюджета «Единой России» удалось добиться от правительства учета предвыборной программы партии.
В вопросах развития экономики и поддержки бизнеса главная новость — сохранение моратория на прямое повышение налогов для бизнеса на ближайшие два года. Несмотря на отсутствие новых крупных источников доходов, в проект основного финансового документа страны заложены решения по дополнительной поддержке региональных бюджетов. Централизация 1 процента налога на прибыль с последующим перераспределением собранных средств в пользу нуждающихся регионов (под конкретные целевые задачи и проекты); решение ограничить ставки по коммерческим банковским кредитам регионам; повышение возвращаемой регионам доли «водочных» акцизов с 40 процентов до 50 процентов — для стимулирования вывода рынка розничной торговли алкоголем из «серой зоны»; сохранение за Фондом обязательного медицинского страхования обратного трансферта (почти 100 миллиардов рублей за 2016 год) для выполнения майских Указов по зарплатам медикам — все эти решения родились в ходе предвыборной кампании и благодаря наказам наших избирателей. Это поможет региональным бюджетам в нынешний непростой период.
В бюджет также заложены социальные обязательства партии, данные избирателям. Помимо пенсий, подготовлен законопроект о переходе к единому порядку и срокам индексации всех социальных выплат: 1 февраля каждого года (а не с апреля, как ранее по ряду социальных выплат), и тоже по фактической инфляции, необходимые средства на 2018 и 2019 годы уже заложены в бюджете. Несмотря на сокращение размера прожиточного минимума пенсионеров по сравнению с прогнозными расчетами (из-за более низкой инфляции, чем предполагало правительство год назад), все социальные доплаты к пенсиям для неработающих пенсионеров в регионах будут сохранены на уже достигнутом уровне. Памятуя об огромных социальных проблемах, с которыми столкнулись регионы год назад из-за отмены пригородных электричек, «Единая Россия» поддержит инициативы правительства России об антикризисных льготах по налогу на имущество для железнодорожных путей общего пользования и пролонгацию «антикризисного» нулевого НДС на пассажирские перевозки в электричках и поездах дальнего следования до 2030 года. Это должно помочь сдержать рост тарифов на пассажирские перевозки в системе РЖД. Однако Госдуме потребуется найти в бюджете средства на компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов от льгот на железнодорожную инфраструктуру.
Все это стало возможным только благодаря тому, что 54 процента избирателей, пришедших на выборы в Госдуму, поддержали «Единую Россию» и выдали партии и правительству кредит доверия на реализацию программы вывода страны из кризиса.
Важнейшим политическим аспектом бюджетного процесса является особая ответственность «Единой России» как партии конституционного большинства. Именно поэтому партия готова к тому, что в запале политической борьбы другие фракции будут воздерживаться от голосования «за» по острым вопросам бюджетной политики, какими бы объективными и рациональными ни были доводы. Это было явлено со всей очевидностью при голосовании за поправки в бюджет текущего 2016 года, которые Госдума рассматривала в предыдущую пятницу. Решение было принято только голосами «Единой России», поправки эти лишь фиксировали статус-кво, приводили формальные показатели закона о бюджете на текущий год с фактическими результатами его реализации за прошедшие девять месяцев.
Популисты без устали критиковали «Единую Россию» в ходе избирательной кампании за то, что партия не сулила на выборах не обеспеченные финансами золотые горы. Однако избиратель проголосовал не за красивые обещания вне зависимости от макроэкономических реалий, а за ответственную и честную антикризисную политику. Поэтому только результаты работы над проектом бюджета на 2017-2019 годы покажут, кто берет на себя реальную ответственность за ситуацию в стране и следует своим предвыборным обещаниям, а кто после выборов стремится уйти от ответственности или пытается замещать реальные дела политическими играми.