Какую часть автомобиля по праву можно назвать самой важной? Думаю, большинство ответит — двигатель, кузов, подвеска, а может даже клаксон. Но именно колесо контактирует с дорожным покрытием, именно колесо принимает на себя всю нагрузку, возникающую при движении транспортного средства. Поэтому я убежден, что важнейший элемент любого автомобиля — колесо, одно из древнейших изобретений человечества.
В результате многовековых раздумий инженеров конструкция колеса разделилась на два элемента: колесный диск и пневматическую шину. Мы предлагаем поразмышлять о том, насколько важен для автомобиля именно колесный диск.
Неумолимый прогресс наградил современное автомобилестроение следующими ныне популярными видами колесных дисков: штампованными, литыми, коваными.
Наряду со штампованными стальными дисками, широкое применение в современной автомобильной индустрии нашли легкосплавные колесные диски. Высококачественные сплавы на основе алюминия наиболее распространены в качестве основных материалов, используемых для изготовления колес. Алюминиевые колесные диски оказались в легковых автомобилях вовсе не ради снижения веса. Их ввели ради дизайна, чтобы придать дорогим и престижным моделям автомобилей индивидуальный облик. Однако уже сегодня алюминиевые колесные диски разных ценовых сегментов доступны для всех автолюбителей.
Основным преимущества алюминиевых дисков:
• геометрическая точность,
• меньший вес и обеспечение плавности хода транспортного средства,
• улучшенный теплоотвод от тормозной системы,
• разнообразие дизайна.
На рынке алюминиевых колесных дисков РФ действуют современные отечественные предприятия, располагающие новейшими технологиями и оборудованием c полным производственным циклом, от переработки сырья до продукта, готового к эксплуатации конечным потребителем. Речь о таких предприятиях, как ООО «КиК», ООО «ЛМЗ «СКАД», ООО «Азов-Тэк».
Тем не менее, несмотря на наличие собственного современного производства, в Россию по-прежнему идет поток дисков иностранного изготовления. По данным таможни, только из соседнего Китая в нашу страну ввозятся сотни тысяч колесных дисков (в пиковый 2012 год — почти 5 миллионов дисков). Насколько это выгодно и безопасно для автомобилистов и российских производителей? Попробуем разобраться.
На мой взгляд, импорт из Китая — наиболее туманное направление. Практически все 650 тысяч импортированных за полгода из Китая дисков попали на прилавки шинных/колесных магазинов. Популярность таких дисков всецело обусловлена их низкой стоимостью. Все бы ничего, но китайские диски обычно некачественные, они не соответствуют ГОСТу, не проходят простейшие испытания надежности конструкции и лакокрасочного покрытия. Да, они «сертифицированы», однако сертификат в данном случае — обычная бумажка, выданная на скорую руку без проведения обязательных стендовых испытаний.
В итоге от избытка низкокачественной продукции страдают все — ответственные производители, вынужденные конкурировать в неравных условиях; оптовики, сталкивающиеся с постоянным браком; потребители, рискующие своей жизнью и жизнями близких людей ради краткосрочной экономии. Достаточно вспомнить ужасающие картинки разлетевшихся вдребезги дисков в дорожных авариях…
Европа, наученная былым засильем китайских дисков и его последствиями, уже давно ввела жесткий контроль и сертификацию ввозимой продукции, а также подняла импортную пошлину на колесные диски из стран Азии более чем на 20 процентов.
Для российских реалий эти меры могут показаться жесткими, однако в настоящий момент отечественные производители располагают достаточными мощностями и избыточным ассортиментом для удовлетворения спроса на колесные диски, продолжая вкладывать средства в расширение производственных мощностей. К тому же по качеству отечественные диски значительно превосходят китайские и фактически соответствует стандартам европейских, что подтверждается отлаженными экспортными поставками основных российских производителей в страны ЕС, в том числе и на автозаводы.
Парадоксальная ситуация! В стране с высокотехнологичным производством надежных колесных дисков потребитель часто выбирает опасный «серый» продукт, руководствуясь лишь незначительно меньшей ценой и совсем не задумываясь о безопасности.
Неужели производители, экспортирующие высококачественные колеса в Европу сотнями тысяч, неконкурентоспособны на отечественном рынке? В это сложно поверить. Но если не принять ответные меры на программы масштабного демпинга и ввоза низкокачественной продукции из Китая по примеру Европы, то последствия для отечественной автомобильной промышленности и дорожной безопасности могут быть весьма плачевными.
Российские предприятия отвечают сегодня всем мировым требованиям автомобильной индустрии, успешно прошли сертификацию по стандартам ISO/TS 16949, ISO 14001. Эти международные отраслевые стандарты подтверждают высокий уровень системы менеджмента качества предприятий, возможность выпуска качественной продукции с минимальным воздействием производственной деятельности на окружающую среду. Кроме того, они дают право работать с крупнейшими мировыми автоконцернами.
На практике это подтверждается серийными поставками и запущенными проектами по локализации производства алюминиевых колесных дисков для потребностей сборочных конвейеров ведущих российских и мировых брендов, представленных на территории Российской Федерации, а именно «Рено-Ниссан-АвтоВАЗ», Ford Sollers, «Фольксваген», УАЗ, ПСМА и так далее. Однако это лишь часть предприятий автомобильной промышленности России. Перед производителями алюминиевых дисков стоят сложные задачи по расширению производства, освоению новых продуктов для автозаводов, импортозамещение китайской продукции и выход на иностранные рынки.
Что мы имеем в итоге? На отечественном рынке много низкокачественных китайских дисков с поддельными сертификатами. Покупателям таких колес не гарантирована безопасность. Не стоит доверять красивым бумажкам, возможно, это обман. Дешевые колеса непонятного происхождения — весомый повод усомниться в их качестве и отказаться от покупки. Требуйте сертификаты соответствия при покупке такого важного компонента автомобиля, как колесный диск!