Карабасы против бармалеев Кто и как рисует картины мира

Многим памятны добрые герои детства — Чебурашка, Буратино, Дед Мороз и Айболит. Были и злые — Змей-Горыныч и Кощей, Карабас и Бармалей. Известно, в сказках добро побеждает зло. Но нынче нередко зло бьет зло, а добро — добро. Как на картине Звездочетова «Борение хорошего с прекрасным»: Деды Морозы посохами лупят Айболитов, а те их — костылями.

А вот обложка солидного журнала: дерутся две бригады Буратин — черные и белые. Да так жестоко, что щепки летят.

Что отражают эти метафоры? Ситуацию, когда по воле тех, кто владеет методами внедрения в сознание нужной им картинки действительности и создания к ней нужного им отношения, все явления и процессы можно предъявить аудитории какими угодно — в зависимости от текущей задачи. И большая ее часть (не зная об этом) такими их и примет.

Отношение к чему угодно люди формируют с древнейших времен. И до нашей эры, и потом китайские авторы часто описывают народы, живущие за Великой стеной, как северных варваров. И так глубоко впечатывают этот образ в сознание народа, что несмотря ни на что он во многом остается таким по сей день.

Геродот, другие античные и более поздние европейцы часто пишут о дикарях-кинокефалах с песьими головами, живущих в Скифии, Индии и далее. На карте мира французского картографа Пьера Деселье, составленной в 1550 году, на северо-востоке Московии, в земле Colmogora, изображен некто в шкурах, с ружьем и песьей головой.

В XVI веке в Испании спорили: а люди ли индейцы? Решили: люди. Что во многом определило судьбу Южной Америки. А победи иная точка зрения?

В конце ХV века из Кастилии и Арагона изгнали евреев, объясняя это «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями», которые «всегда стараются… отвратить христиан от святой веры… привлечь и совратить их в свою нечестивую веру». Так язычники когда-то гнали христиан, объясняя это именно их опасной нечестивостью, порождая страх и ненависть зажигательными сочинениями и речами.

Сильный маркетинговый ход: обернуть конкуренцию депортацией, сыграв на суеверии. И вот в разных краях мира антисемитизм намеренно и умело подогревают, сочиняя о евреях дикие сказки. В ряде стран Европы, включая Россию, они веками живут от погрома до погрома. В начале ХХ века, чтобы подгореть ненависть, выпускают шедевр пропаганды — фальшивые «Протоколы сионских мудрецов», план установления глобального контроля и разрушения христианского мира. А скоро создадут нацизм, примут Нюрнбергские законы, запустят газовые камеры. На Холокост будут работать тысячи слухов, присказок, речей, газет, брошюр, выставок, радиопередач и киносюжетов.

В старину страх перед другим рождала узость знаний о мире. За века они расширились. И все же… В канун ХХ века читаем у Киплинга про «угрюмых мятущихся дикарей, / наполовину бесов, / наполовину людей», глядя на коих, ты, белый, «распознаешь / языческую нерадивость, / предательскую ложь». Разве это невежество? Нет. Видный поэт, авторитет разъясняет европейцам, кто они — «народы с края земли». Рисует их образ — отталкивающий и опасный. А ведь слово поэта продвигает идеи лучше всякой газеты.

Но «каждый добытый слоновий клык / ты ему в мясо и сердце — тык», — европейцу то есть, советует всем угнетенным и обделенным поэт Маяковский. И они, похоже, слышат, ведь его стихи переведены на их языки. Впрочем, с ними работает не он один. И они тычут. Не клыки — так ножи.

А когда белые уходят, то друг в друга: индийцы и пакистанцы, хуту и тутси, шииты и сунниты… А Талибан и ИГ (организация запрещена в России) — во всех неверных. Их к этому побуждают политики и пропаганда. В Руанде «Радио тысячи холмов» призывало хуту истребить тутси, объясняя зачем: «Чтоб не дать “тараканам” остановить жизнь».

Более 500 тысяч тутси убивают. Мачете, пулями, кольями, бульдозерами — в домах, храмах, на дорогах и во рвах, полных горящих покрышек. Специалисты считают: в гибели 10 процентов виновны авторы пропагандистских эфиров.

Но это — в Руанде 90-х. А в технически лучше оснащенных краях и тогда, и раньше, и после главный пропагандист — телевидение. Но базовые принципы использования ТВ — те же, что и при работе другими инструментами.

1. Крайняя простота — чтоб приняли даже самые простые адресаты.
2. Постоянные повторы слов-знаков: «нас» и «наших» хотят захватить, покорить, погубить. Кто? Юг, хунта, каратели, предатели, они; за нас: Север, власти, ополченцы, герои, мы.
3. Обобщения типа «Север», «Юг», названий стран, народов, религий, взглядов и т.п.; глумливые клички: «косоглазые», «чурки» и пр.; анимализация: «тараканы» и т.п;
4. При наличии оппонентов — беспощадное их «затыкание»;
5. Ноль сомнений, колебаний, версий — выбора; он уже сделан, воздействие на эмоции и рефлексы; внедрение штампов: вот — зло, вот — добро, а вот это — неизбежно.

В конфликте у пропаганды каждой из сторон есть только одна задача: обеспечить полную и безраздельную веру в ее силу и правоту и в слабость (или в ослабление) и вину «партнера». Этой задаче служат все жанры — от песен и фотожаб до новостей и ток-шоу.

При этом все как бы знают: и на Востоке, и на Западе в странах, власти которых конфликтуют, живут очень разные люди. И многие из них — не враги. Условно говоря, там есть Айболиты и Бармалеи, Карабасы и Буратино. Народы не однородны: часть может быть агрессивной, а другая — мирной. Культуры не едины: одним подавай лапти и сериалы, другим — спектакли Райкина и художественное фото. Религии не цельны: верят и фанатики-мракобесы, и люди широких взглядов. И, наконец: силы, проводящие групповую и государственную политику, и подвластные им народы и группы — часто не одно и то же.

Но цель пропаганды — внедрить в сознание масс картину мира, сшитую из обобщений. А к ней, утверждает в одной из лекций профессор МГИМО Валерий Соловей, невосприимчивы лишь 3-5 процентов людей. Но их, если надо, легко назвать «пятой колонной». А таких же у «партнеров» — трезвыми, здравыми, объективными людьми. Коих мало (вспомним присказку «и среди евреев (арабов, русских, украинцев, американцев) попадаются приличные люди»). Поэтому пустим их на свое ТВ, чтоб наши знали: мы — стальной монолит, а те — каша.

Итак, те, кто владеет навыками и инструментами внедрения в сознание нужных им систем образов и предпочтений, управляют миллионами людей? Хищные Бармалеи и циничные Карабасы определяют правила и нормы их поведения и деятельности? То есть имеют власть почти надо всеми? Управляют выбором Дедов Морозов и Айболитов, отправляя их драться друг с другом? Будя (или усыпляя) гражданский долг. Поднимая чей-то рейтинг и «нагибая» другой. Побуждая защищать и убивать.

Да. «Политическая и государственная пропаганда — это не просто инструмент власти. Это сама власть», — это открытие, по словам писателя Бориса Хазанова, автора эссе «Творческий путь Геббельса», сделал главный пропагандист Третьего рейха. Хазанов прав. И об этом пишет не он один. Про это написаны тонны книг и статей, сняты фильмы, прочитаны лекции. И все равно: Карабасы и Бармалеи продолжают драку. Руками тех, кто им верит.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше