Экономика
14:12, 23 декабря 2016

Климат для Трампа Надо ли экологам и чистой энергетике бояться нового американского президента

Владимир Сидорович (директор Института энергоэффективных технологий в строительстве)
Владимир Сидоровичдиректор Института энергоэффективных технологий в строительстве

Избрание Дональда Трампа президентом США вызвало в рядах борцов с глобальным потеплением и представителей «зеленой» энергетики беспокойство, граничащее с паникой.

Трамп называл изменение климата мистификацией и китайской выдумкой, нацеленной на снижение конкурентоспособности американской промышленности. Он обещал ликвидировать Агентство по охране окружающей среды (EPA), отменить План развития чистой энергии (Clean Power Plan), выйти из Парижского соглашения, «спасти угольную промышленность», отказаться от всех «ограничений на производство американской энергии» и прочая, и прочая.

Трамп предложил в свою администрацию известных сырьевых лоббистов: главу ExxonMobil Рекса Тиллерсона — в Госдеп, бывшего губернатора Техаса, Рика Перри — в департамент энергетики, «марионетку сырьевого сектора» Скотта Пруита — в Агентство по охране окружающей среды, сторонника активизации добычи нефти и газа на государственных землях Райана Зинке — в министерство внутренних дел.

В вопросах климата, как в футболе или строительстве, разбирается каждый. И в обществе можно встретить диаметрально противоположные точки зрения на то, грозит ли человечеству экологическая катастрофа. Но большинство ученых-климатологов убеждены в реальности угрозы глобального потепления, его антропогенном характере и необходимости неотложных действий, направленных на сокращение выбросов. С этой точки зрения промедление, которое может произойти по причине изменения американской энергетической политики, смерти подобно.

Тем более что отказ от всякого «климатического финансирования» и выход из Парижского соглашения, вероятно, ослабит позиции «чистой энергетики» в бедных странах. И отмена разработанного при Обаме Плана развития чистой энергии тоже может несколько замедлить ее распространение в США в следующем десятилетии.

В то же время эти изменения могут означать скорее небольшую корректировку сроков, нежели полноценную ревизию планов трансформации энергетического сектора. Опубликованные на днях результаты опроса, проведенного Йельским университетом, свидетельствуют, что и демократы, и республиканцы приветствуют рост возобновляемой энергетики. Например, 76 процентов избирателей- республиканцев считают, что «США должны больше использовать возобновляемые источники энергии (ВИЭ)».

Кроме того, позиция пришедших в команду Трампа сырьевых лоббистов вовсе не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. В нефтяном штате Техас за время правления «отрицателя» климатических изменений Рика Перри установленная мощность ветровых электростанций увеличилась со 115 МВт в 2000 году до 18000 МВт в 2015-м. Сегодня штат с большим отрывом лидирует в США по выработке электроэнергии из ветра, а в его ветроэнергетической отрасли занято 25 000 американцев.

Очередная технологическая революция драматически меняет энергетический сектор. Поэтому не стоит думать, что дедушка Дональд, даже если он очень сильно этого пожелает, по щелчку вернет старые добрые времена, когда признаком экономического развития была копоть. Солнечная энергетика ежегодно бьет рекорды роста, несмотря на низкие цены на сырье. В уходящем году объем введенных в мире мощностей фотоэлектрической генерации превысит 70 ГВт (в рекордном 2015 году было построено чуть больше 50 ГВт). Электрохимические накопители энергии стали полноправными участниками оптовых рынков электроэнергии в США, Германии и Великобритании. А согласно исследованию инвестиционного банка Lazard, и солнечная, и ветровая энергетика на американском рынке уже конкурентоспособны с газовой генерацией без учета субсидий, а остальные способы производства электричества им проигрывают.

Американская политика — это не театр одного актера. Принятие ключевых законов и поправок невозможно без компромисса и учета интересов всех заинтересованных сторон. Поэтому популистские предвыборные simple solutions в реальной жизни превращаются обычно в более сложные компромиссные решения.

Например, чтобы «спасти угольную промышленность», Трампу придется пойти на нерыночные меры, которые вряд ли будут одобрены Конгрессом. Ведь угольная генерация США в настоящее время, пожалуй, самая неконкурентоспособная. Значит, для ее подъема не обойтись без масштабных субсидий, при том что еще администрацию Обамы критиковали за чрезмерные преференции угольщикам, вроде льготных ставок аренды федеральных земель.

Тем временем «углеводородный» вклад в благосостояние корпоративной Америки неумолимо сокращается. Двадцать две компании из списка Fortune-100 обязались использовать исключительно возобновляемые источники энергии (ВИЭ), а еще 71 компания собирается увеличивать долю ВИЭ в энергообеспечении своего бизнеса.

Как и большинство его предшественников, начиная с Никсона, Трамп обещает обеспечить «полную американскую энергетическую независимость». Для этого он предлагает универсальное решение: «убрать бюрократию с пути инноваций» — в частности, позволить сырьевикам больше бурить, больше добывать нефти и газа. Но в США нет дефицита нефтяных и газовых скважин, равно как и буровых установок. Пожалуй, главная проблема сегодня — низкие цены на «традиционное» топливо. И увеличение предложения нефти и газа эту проблему только усугубляет.

< Назад в рубрику