Россия
17:22, 9 марта 2017

Нас обманули Как феминистки испортили 8 Марта

Анна Федорова
Анна Федорова

История с феминистской акцией у стен Кремля значительно интереснее, чем казалось на первый взгляд.

Хотя еще в момент ее проведения, 8 Марта она представлялась самой яркой женской акцией со времен Pussy Riot. Хотя бы по статусу объекта, где она была проведена. Феминистский баннер на стене и на башне Кремля?! Да ладно, позавчера никто в России не подумал бы, что это вообще возможно.

Даже бывшие национал-большевики выразили свое восхищение. Говорят, что они в былые времена месяцами планировали акцию на одной из башен Кремля, а в итоге отказались от этой идеи, сочтя ее нереализуемой. И вдруг это удается небольшой группе активисток, да еще и в государственный праздник.

Казалось бы, феминистки вернули нам праздник 8 Марта — в его изначальном значении. Не день тюльпанов и красоты-хрупкости, а день активной борьбы женщин за свои права, за присутствие в публичном и политическом пространстве.

И эта радость продолжалась почти сутки.

Скажу честно, что меня поразило с самого начала. С акции в Кремле есть довольно много фотографий — часть «обычных», с плакатами активисток в руках, но две — абсолютно поразительных. Баннер «200 лет мужчины у власти — ДОЛОЙ!» на кремлевской стене и баннер «Феминизм — национальная идея» — высоко на башне. Как же у них получилось сделать и то, и другое, изумленно подумала я. Фантастика, два (!) баннера в Кремле.

Общественность удивилась этому не меньше, чем я, — и разумеется, сразу пошли конспирологические версии. Это же продолжение нашей «политической оттепели!» — догадались пять авторов телеграм-каналов одновременно. Самой вероятной казалась идея, что активисткам немного помогли — точнее, не мешали. Позволили провести акцию, потом задержали — и обратите внимание, почти сразу отпустили. И даже поздравили с 8 Марта. История про Pussy Riot наоборот — тогда ожидали мягкого наказания, а вышло жесткое; а здесь власть поступила гуманно, хотя кто бы ждал от нее такого. Логичное продолжение цепочки событий, в которой — освобождение Евгении Чудновец, Ильдара Дадина, Оксаны Севастиди. Новый стиль во внутренней политике.

Но не это самое интересное (и, в конце концов, это всего лишь версии и измышления). Самое интересное началось в тот момент, когда Илья Варламов обвинил участниц акции в том, что баннер на башне — это фотошоп.

Да ну, нет, подумала я. Я видела видео с кремлевской стены — оно выглядит абсолютно достоверным. Если это видео настоящее, то зачем же врать про баннер на башне?

Проблема в том, что вчера в эту историю поверили все. Даже те, кто ненавидит феминисток. Даже те, кто считает эту акцию дурацкой. Но поверили и даже восхитились, даже против собственного желания. Потому что это было круто, это был яркий художественный жест.

Поэтому я задала участницам акции вопрос — скажите, а баннер на башне действительно был? Леда Гарина и Елена Тищенко не ответили мне на вопрос прямо. Одна посмеялась, что, мол, «ФСО организовала акцию и приписала феминисткам», другая сказала, что Варламов — женоненавистник.

А тем временем Катрин Ненашева — активистка, принимавшая участие в организации и съемке акции, подтвердила, что баннера действительно не было. «Мне больно сейчас за российский арт-активизм и феминистское сообщество, — написала она. — Фотография на Арсенальной башне оказалась фотошопом. Об этом знали только несколько участниц, а сейчас узнала и я».

Знаете, что я чувствую сейчас? Ярость. Я ненавижу разговоры о дискредитации феминизма, но сейчас происходит именно это. 8 Марта была огромная информационная волна, очень полезная для фем-движения, к которому и я себя причисляю. Сегодня это полностью испорчено. Героини превратились в фотошопперш. Их пытаются защитить, говоря, что это неважно, был ли баннер или нет. Потому что в мире постправды важны эмоции и информационный резонанс, а не реальность куска пластика на каменной башне.

А еще в мире постправды по-прежнему важно не обманывать людей, которые вам доверяют. Каково сейчас тем участницам группы, которые не знали о фотошопе? Каково сейчас тем женщинам, которые радовались, видя феминистские баннеры? Сейчас из каждого утюга несется: да поглядите на этот российский феминизм, они все врут! И как с этим спорить?

И это обесценивает ту часть акции, которая была на самом деле. Баннер-то на стене был, его бы одного хватило для вау-эффекта, но теперь и его ставят под сомнение.

Дорогие участницы акции! Благодаря вам мне с сегодняшнего дня будет труднее говорить с людьми о феминизме, чем раньше. Вы дали противникам феминизма в руки лишние карты. Плохой подарок к 8 Марта. На самом деле плохой.

< Назад в рубрику