Итак, интрига относительно конкурса «Евровидение» частично разрешилась. Москва сделала ход, назвав участницу европейского певческого ристалища. Ею стала 27-летняя певица Юлия Самойлова, прикованная к инвалидному креслу. Девушка мужественная с несокрушимым характером.
Она стала инвалидом в детстве, в 13 лет, после неудачно сделанной прививки полиомиелита. Что не помешало ей социализироваться так, как не удается множеству людей, буквально пышущих здоровьем. Получила высшее образование на факультете психологии Современной гуманитарной академии. Со школьных лет активно занималась музыкой. В 19 стала альтернативщицей, организовав группу TerraNova, игравшую тяжелый рок.
В нулевые изрядно «помягчела», попав в результате в поле зрения Аллы Пугачевой. То есть оказалась на фабрике, которая с большой производительностью выпускает звезд шоу-бизнеса.
Пик карьеры Юлии Самойловой — сольное выступление в 2014-м на открытии в Сочи Паралимпийских игр. Это было и талантливо, и в полной мере созвучно идее мероприятия, и транслировалось на весь мир. Подобной чести в прежние годы удостаивались немногие звезды. Например, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Фредди Меркьюри, Монтсеррат Кабалье...
У Юлии Самойловой для того, чтобы достойно представить Россию в Киеве, есть все необходимые качества — прекрасный голос, яркая внешность, исполнительская экспрессия, основанная на чувстве сопереживания эмоциям, заложенным в слова и музыку. Скорее она даже несколько выходит за рамки заложенного, которое в песенной эстраде уже давно оставляет желать лучшего.
Собственно, то же самое можно сказать и о конкурсе «Евровидение». Демонстрируя достижения массовой поп-культуры, он ориентируется на усредненный массовый вкус многомиллионной телеаудитории. (Массовая поп-культура — это не тавтология, поскольку в рамках этой культуры порой работают истинные художники). Поэтому на «Евровидении» не побеждают артисты, которые впоследствии становятся звездами мировой поп-культуры. Конкурс проводится с 1956 года. И за все это время лишь трижды случались исключения из этого незыблемого правила: АББА (1974), Селин Дион (1988) и Тото Кутуньо (1990).
Ориентируясь на среднестатистические вкусы, продюсерам, имиджмейкерам, визажистам и прочим членам национальных команд, выдвигающим своего представителя на конкурс, приходится изощряться. Помимо вокальных данных и сценического образа, необходимо, чтобы певец/певица имели яркую биографию. Чтобы публику это, что называется, цепляло. И тут не подходят такие банальности, как увлечение котиками, топлес, 20-сантиметровые каблуки...
Тут надо, чтобы люди, прильнувшие к телевизору, отхлебывая пиво или ловко орудуя спицами, оторвались от пива и спиц и синхронно выдохнули: «Во дает!»
Тут нужна бородатая женщина. Что и было в полной мере продемонстрировано в 2014 году, когда Кончита Вурст/Том Нойвирт стала/стал победительницей/победителем конкурса. Тем самым было продемонстрировано, что нравы за сто с лишним лет практически не изменились — в конце XIX века большой популярностью пользовался показ в цирках и на площадях именно бородатых женщин.
Ни в коей мере не подвергая сомнению творческую состоятельность Юлии Самойловой, необходимо сказать, что инаковость певицы, к которой должна расположиться телеаудитория, — это ее ограниченные возможности.
Тут есть и еще один момент — тем самым Москва как бы опровергает европейское устоявшееся мнение, что в России по улицам бродят люди в валенках и медведи, напившиеся водки (и те, и другие). То есть подается сигнал о российской толерантности.
Однако в Киеве назвали выбор России (точнее — Первого телеканала) политической провокацией. Иначе и быть не могло, поскольку любой шаг Москвы квалифицируется Киевом как враждебный. Правда, определенный повод имеется — в 2015-м Юлия Самойлова выступала в Крыму в коллективном концерте. И следовательно, тем самым позиционировала себя как «врага Украины».
Вполне понятно, что первыми откликнулись украинские неформатные радикалы. Андрей Клименко, председатель «Майдана иностранных дел», организации сугубо общественной, заявил, что нога певицы не должна ступить на украинскую землю. Аналогичное мнение высказал советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. Что более весомо — хоть всего лишь и советник, но советник министра, напрямую представляющего государство.
В конце концов дело дошло и до министра — министра иностранных дел Украины Павла Климкина. И это уже тяжелая артиллерия. Он заявил о провокации Кремля, которая ставит под угрозу безопасность страны. Заинтересовались биографией певицы и в СБУ. И это ведь не Расторгуев-батяня в портупее, и не Пореченков, позировавший с пулеметом калибра 12,7 миллиметров, а всего лишь хрупкая девушка с ограниченными возможностями.
Противоход Киев сделал сильнейший. Поскольку практически все способные хоть что-либо продемонстрировать на эстраде певцы и актеры побывали в Крыму после 2014 года. Разве что Михаил Круг побывать не успел. Но в силу известных причин выступить на конкурсе он не может.
Завязалась дискуссия. От лица Кремля выступил пресс-секретарь Дмитрий Песков. Он сказал, что конкурс международный. А посему страна-организатор должна следовать тем правилам, по которым этот конкурс проводится. И нажал на кнопку спаренных шахматных часов, предоставив возможность обдумывать следующий ход украинским коллегам.
Действительно, право участия представителя той или иной страны в международных официальных форумах, как бы к нему ни относились в стране-организаторе, незыблемо. Уж как не любили в США Фиделя, но он неизменно приезжал в Нью-Йорк на Генассамблеи ООН. И по четыре часа подряд с высокой ооновской трибуны метал на головы американцев громы и молнии. И ничего, терпели.
Выступление Юлии Самойловой, несомненно, будет иметь противоположную тональность. Так что бояться ее не стоит. Надо принимать. И по возможности цветами оценить голос и мужество этой хрупкой девушки.