Россия
17:58, 27 марта 2017

От формы к содержанию Как теперь говорить с молодежью

Анна Федорова
Анна Федорова

Молодежная политика возвращается на улицы — вместе с молодежью.

Впервые за долгое время мы увидели митинг, на котором было реально много совсем молодых и юных людей. Больше, чем на Болотной площади и всех последующих мероприятиях оппозиции. Сюрприз.

Фактически это открывает новый этап политического процесса. Во многом потому, что это стало сюрпризом для всех. Вчера сильно удивились и в штабе Навального, и в администрации президента. Никто из политических экспертов этот феномен не предсказал. Все до сих пор обсуждают этот факт и в себя прийти не могут.

Очень горько удивились и в Росмолодежи, я думаю. Трудно объяснить, как же успешная молодежная политика государства привела к таким последствиям. Ведь все же было хорошо: форумы, фестивали, гранты. А потом эти неблагодарные создания берут и выходят за Навального.

Но все сложнее. Кто внимательно смотрел трансляции с митинга или был там сам — прекрасно знают, что значительная часть молодежи вчера вышла вовсе не «за Навального». Или, по крайней мере, не в первую очередь «за Навального».

Они вышли с вопросом о своем будущем, это раз. Многие не могли четко сформулировать, что именно их тревожит, но это не повод для смеха. Ничего, сформулируют в следующий раз.

И они вышли, потому что митинг вдруг показался им не затеей каких-то нелепых взрослых, да еще и политиков — а нормальной темой, к которой можно присоединиться. Как так произошло и почему это не работало с теми же митингами Навального раньше — загадка. Но это факт. Митинг оказался достаточно крутой затеей, чтоб оттуда можно было постить фотки, а на следующий день рассказывать в школе. Внезапно.

Не знаю, отдавали ли вчера полицейские себе отчет в том, какая чудовищная на них ответственность. Они-то тоже не могли знать, что будет столько молодежи. И если бы кто-то получил серьезные травмы при столкновениях с полицией — ну это была бы жуткая информационная история. Буквально про «слезу ребенка» и сильно в плюс Навальному. Но этого не произошло, и это одна из безусловных побед (или удач) власти вчера.

Генералы — молодцы, а вот многим другим надо крепко задуматься. Уверена, что вопрос о работе с молодежью в регионах сейчас встанет так остро, как не вставал с 2005 года. И что же губернаторы смогут по этой линии предложить? Патриотические круглые столы о Великой Отечественной? Зачитывание вслух списков «врагов народа», как было в Московской консерватории? Лекции помятых немолодых учителей? Просто деньги? Деньги вряд ли, в стране кризис.

Но те молодые губернаторы, у которых хоть что-то по этой линии получится, — станут героями. Есть надежда, что не все они еще забыли, что такое быть подростком.

Стоит задуматься и титулованным российским оппозиционерам. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — сколько школьников выйдет на ваши митинги по доброй воле? Ау? Не слышу ответа!

Очевидно, молодежная политика превращается в главную политику в стране. Ее уже не получится профанировать, банально осваивая выделяемые на нее бюджеты. Вопрос «сколько школьников и студентов за тобой идет или за тебя голосует?» становится определяющим.

И не надо думать, что у кого-то ответ. В том числе и у Навального, которому еще предстоит убедить участников вчерашней акции, что ее организаторы сделали все от них зависящее, дабы вытащить всех задержанных.

Подростки не терпят фальшь. Воскресные события — одно из ярких тому подтверждений. Но именно поэтому я надеюсь, что случившееся вчера оздоровит политическую систему. И молодежь из разменной карты в политэкономических разборках и источника очередной ренты превратится в полноценного участника общественного диалога.

< Назад в рубрику