Президент России распорядился сегодня о начале бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики, что, безусловно, станет новым историческим этапом в освоении углеводородных месторождений РФ. В мировой нефтяной отрасли с российской Арктикой связывают огромные надежды.
Масштабы Арктического региона РФ соответствуют масштабам самой большой страны мира. Площадь Арктического шельфа в границах, установленных международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километров. Для сравнения, общая площадь территории стран, входящих в Европейский Союз, — 4,3 миллиона квадратных километров. После выхода Великобритании из ЕС, его площадь станет меньше площади Арктического шельфа России.
Арктический регион России по степени освоения делится на две части: западную и восточную. Они сопоставимы по площади, но Восточная Арктика все же больше. Граница между ними — Енисей и его продолжение в Северном Ледовитом океане.
Западный Арктический регион России освоен намного лучше, чем восточный. Если вдоль побережья Западной Арктики расположены такие города, как Мурманск, Архангельск, Салехард и другие, то в Восточной Арктике есть только Норильск. На восток от Таймыра до самой Чукотки на территории более 3 миллионов квадратных километров, включая острова и шельф, проживает около 2 тысяч человек. Восточная Арктика не освоена и безлюдна, как Антарктида. Здесь находится полюс холода Северного полушария Земли — Оймякон, и освоение этой части планеты по сложности сопоставимо с освоением Луны или Марса. Вам не хватает адреналина и нужна романтика пограничья? Тогда вам в Восточную Арктику! Убежден, что арктический проект может стать национальной идеей России, как когда-то для Великобритании такой идеей стало освоение Вест-Индии, а для США — экспансия пионеров на запад.
Суша Восточной Арктики постепенно осваивается. Добывают алмазы, понемногу восстанавливают и строят опорные базы Северного морского пути (СМП). В ближайшие годы именно СМП будет становым хребтом экономики Восточной Арктики. Но кораблям нужно топливо, а бункеровка судов — это самый выгодный бизнес в нефтяной промышленности. Только после обеспечения СМП и новых городов — баз промышленного производства и обслуживания СМП — из региона можно будет вывозить нефть и газ.
Для освоения Арктики России необходима научная, технологическая и производственная база. Эту базу создает ПАО «НК "Роснефть"» на базе верфей «Звезда» под Владивостоком и «Росляково» под Мурманском. Однако научно-производственная база — это только средство, а цель «Роснефти» — развитие нефтяного и газового бизнеса.
Из 4,1 миллионов квадратных километров Арктического шельфа России только 2 миллиона квадратных километров сейчас считаются перспективными с точки зрения добычи нефти и газа. На всю эту территорию выданы лицензии на поиск, разведку и разработку нефтегазовых месторождений. Лицензии на 78 процентов этой территории принадлежат «Роснефти».
За 2014-2016 годы методами сейсморазведки «Роснефть» изучила 0,8 миллионов квадратных километров Арктического шельфа. На шельфе Карского моря, в Западной Арктике было открыто новое нефтегазоконденсатное месторождение «Победа». Пришло время Восточной Арктики.
Первым «испытательным полигоном» в Восточной Арктике стало море Лаптевых. На начало сейсморазведочных работ «Роснефти» здесь было выявлено 28 перспективных в смысле нефти и газа структур. Сейчас их количество увеличилось до 114.
Для бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики был выбран Хатангский лицензионный участок, перекрывающий акваторию Хатангского залива моря Лаптевых. Площадь участка — 18 709 квадратных километров, глубина моря — до 32 метров. Это идеальный «лягушатник» для испытания новых технологий и оборудования, предназначенного для разведки и освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.
Промышленная нефтегазоносность района Хатангского залива давно доказана. Однако никаких геологоразведочных работ на нефть и газ на шельфе Хатангского залива никто еще не вел.
Лицензия на Хатангский участок была получена «Роснефтью» в конце 2015 года. В начале 2016-го на побережье Хатангского залива, на полуострове Хара-Тумус была создана круглогодичная научная база «Роснефти». Менее чем за полтора года «Роснефть» провела разведку Хатангского участка и выбрала Центрально-Ольгинскую перспективную структуру для бурения первой поисковой скважины.
В районе Хатангского залива никто не живет и нет никакой инфраструктуры. Поэтому в период навигации 2016 года, который продолжался немногим более двух месяцев, на место буровых работ было доставлено свыше восьми тысяч тонн грузов. Пришлось завозить абсолютно все, что требуется для жизни и работы в суровых условиях Восточной Арктики: модульный жилой комплекс, буровую установку, топливо, расходные материалы и многое другое. Все это привезли из Архангельска, за 3 600 километров отсюда.
Центрально-Ольгинская структура находится на шельфе Хатангского залива, но скважина Центрально-Ольгинская-1 будет заложена на суше, на берегу полуострова Хара-Тумус. Проектная глубина скважины — до 5000 метров с последующей боковой горизонтальной врезкой, которая пройдет под акваторией моря Лаптевых и вскроет отложения триаса Центрально-Ольгинской структуры, которые могут содержать нефть. По этой технологии «Роснефть», мировой лидер по ее применению, осваивает часть шельфовых месторождений Сахалина.
Освоение Хатангского участка на шельфе Восточной Арктики началось раньше с технически более простого освоения предшельфового Восточно-таймырского участка, лицензию на который получила в конце 2015 года частная компания «Лукойл». Однако ничего удивительного в этом нет: ведь «Лукойл», как известно, не настроен на реализацию стратегических национальных проектов, предпочитая вкладывать инвестиции в добычные активы за рубежом, а российские месторождения осваивает лишь формально, ставя их себе на баланс и повышая таким образом капитализацию.
В условиях падения цен на нефть все крупнейшие нефтяные компании мира свернули работы на шельфе. В этот сложный период «Роснефть» сохранила и расширила свою инвестиционную программу на шельфе Арктики, что утвердило Россию на позиции мирового лидера по освоению Арктического региона.
Стратегическая задача России на ближайшие годы — завершение обустройства Северного морского пути. Необходимо обеспечить топливом и энергией базы Севморпути и проходящие суда. Затем наступит этап разработки арктических месторождений для экспорта нефти, газа и нефтепродуктов.
Бурение первой скважины на шельфе Восточной Арктики — важный шаг в освоении огромного и пока не тронутого региона России. Возможно, это станет и шагом к осознанию освоения Арктики как национальной идеи России. Ведь это уже было: вспомним Главное управление Северного морского пути и его руководителей Отто Юльевича Шмидта и Ивана Дмитриевича Папанина.