«Алло, добрый день! Можно у вас заказать окна? Нам нужны алюминиевые. Невозможно? Долго и дорого?» — примерно таким будет диалог практически со всеми отечественными компаниями, занимающимися установкой окон в жилых помещениях. На сегодняшний день российский потребитель, то есть мы с вами, ограничены выбором между деревянными окнами и ПВХ. Почему сложилась такая ситуация с одним из самых, казалось бы, доступных металлов? Почему отечественные компании не осваивают эту нишу? Давайте разбираться.
По сути, алюминиевые окна применяются в нашей стране достаточно давно: большинство промышленных и конторских зданий советской архитектуры укомплектовано окнами из алюминиевого профиля. Сегодня технологии шагнули вперед, алюминий стал более доступным, поэтому теперь их можно увидеть не только в крупных офисных центрах, но и в жилых комплексах комфорт-класса.
Миф о «недостатках» алюминиевых окон уже развеян. До момента появления новых оконных систем из алюминиевого профиля алюминиевые окна были дороже деревянных и ПВХ. Сейчас ситуация изменилась. Стоимость алюминиевого окна меньше деревянного на 30 процентов и на 15-25 процентов дороже ПВХ, если речь идет о цветном профиле.
При этом мы говорим только о стоимости изготовления и приобретения, но если просчитать еще и эксплуатационные расходы, которые становятся актуальными для домов, построенных пять-десять лет назад, когда качество окон из ПВХ было, мягко говоря, не самым лучшим, то окна из алюминия здесь явные фавориты: они намного надежнее и долговечнее. А ведь эти расходы ложатся не на застройщика, а на собственника жилья.
То, что алюминиевое окно пропускает холод, тоже стереотип: у алюминия высокий коэффициент теплопроводности. Холод же не проходит потому, что алюминиевый оконный профиль разделен на внутреннюю и наружную части, и между ними находится вставка из специального материала с низкой теплопроводностью (так называемый термомост).
Благодаря этому температура на поверхности профиля внутри помещения в самый холодный месяц года не опускается ниже 12 градусов, что, согласно действующим нормативным документам, выше минимально допустимых значений. Сюда также можно добавить более высокую сопротивляемость к ветровым нагрузкам: у ПВХ-профиля момент инерции в разы меньше, поэтому очень часто уже на относительно небольшой высоте окна ПВХ не проходят по расчету на ветровую нагрузку.
Если у алюминиевого окна столько преимуществ, почему мы не можем его установить? В массовом строительстве потребление алюминиевых окон в России имеет один из самых низких показателей в мире — на уровне 5 процентов. Мощным двигателем потребления алюминиевых окон в развитых странах является учет затрат на эксплуатацию (стоимость жизненного цикла) и обеспечение экологического баланса.
У нас алюминиевое окно в рознице практически не представлено. Розничные точки и дилеры продают в основном окна ПВХ. Сервис по окнам ПВХ достиг очень высокого уровня, и от момента звонка оператору до установки окна в проем проходит трое-четверо суток. С алюминиевым окном ситуация совершенно иная: сервиса и высокотехнологичных производственных линий с низкими издержками в России практически нет. Если потребитель решит заказать алюминиевое окно в квартиру, ему придется потратить много времени на поиск компании, готовой взяться за подобный заказ, а также заплатить необоснованно высокую цену. Срок ожидания доставки и установки окна при этом составит до двух месяцев.
Сегодня продавать жилые дома по типовым сериям с унылой архитектурой становится все труднее. Застройщики повышают привлекательность объекта за счет ярких и выразительных архитектурных решений фасадов даже на объектах экономкласса.
Алюминиевые окна обладают широкими возможностями и в лучшем качестве удовлетворяют потребность в цвете. Помимо порошковой полимерной покраски в любой цвет по шкале RAL есть возможность декорирования профиля под дерево и натуральный камень по специальной технологии — без использования пленок, как это делают на ПВХ; также алюминиевой профиль анодируется под бронзу, серебро, золото — вариантов много.
Мы находимся на этапе, когда потребитель только начинает привыкать к этому относительно новому материалу, как в свое время было с окнами ПВХ. Применение алюминиевых окон в новостройках — не событие, которое должно произойти в будущем с какой-то долей вероятности, а объективная современная реальность, и рост потребления алюминиевых окон будет продолжаться. Тем более что на рынке в конце 2016 года появились оконные системы из алюминиевого профиля для массового жилищного строительства, и алюминиевые окна стали более доступными для застройщиков.
Сегодня в России около 1800 компаний-производителей окон, еще больше дилеров, которые предлагают услуги по установке окон в квартиры. Компании, работающие с алюминиевым профилем на розничном рынке, можно пересчитать по пальцам — все крупные производители алюминиевых светопрозрачных конструкций ориентированы на застройщиков, на коммерческие крупные объекты. Ниша розничной продажи алюминиевых окон пока не занята.
Сейчас рынок окон ПВХ высококонкурентный, но за последние три года он существенно снизился — растут цены на сырье и комплектующие. Такое положение дел заставляет задуматься о предложении рынку новых продуктов с лучшими потребительскими качествами и с более высокой рентабельностью. Именно таким продуктом и станет алюминиевое окно.