Ад замаячил снова

Дело о пяти миллионах

Кирилл Разлогов доктор искусствоведения, культуролог

Проект о взыскании с кинокомпаний 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение вызвал бурную полемику в печати. Если это абсурдное предложение будет принято, его последствия для отечественной киноиндустрии и для кинотеатрального показа фильмов вообще могут оказаться необратимыми. В этом убеждает опыт отечественных кинореформ, о которых стоит напомнить.

Начнем с «Перестройки». Ослабление цензуры привело, с одной стороны, к стремительному распространению видеопиратства, а с другой — к массовой закупке кинопрокатчиками дешевого продукта преимущественно из США и Гонконга. Проблема кассового успеха тогда представлялась элементарной: его должно было обеспечить доселе запретное сочетание крови и обнаженного тела. Зритель оказался умнее: краткосрочный взлет интереса к запретному плоду сменился крахом системы проката и кинотеатрального показа. Кинозалы превратились в мебельные салоны, а ходить в кино стало занятием неприличным. Высокохудожественными фильмами (в чудовищном качестве) зрителей обеспечивали пираты.

Параллельно разрабатывалась «новая модель» кинематографии при участии цвета отечественного киноискусства и высокой науки — экономистов и социологов в первую очередь. Благие намерения привели в ад. За основу была взята рыночная модель, нигде в мире (даже в Голливуде) в чистом виде не работающая. Кинематографисты в восторге стремились освободиться от обременительного налога на каждый проданный кинобилет (55 процентов от сборов в СССР перечислялись в местные бюджеты и шли на зарплаты бюджетникам) — и не учли тот факт, что кривые кинопосещаемости (вниз) и централизованных государственных капиталовложений (вверх) к тому времени уже пересеклись и отрасль в целом стала убыточной. В результате переход к рыночной модели привел к постепенной самоликвидации кинопроизводства (и, соответственно, кинотворчества).

Отечественный кинопрокат, ставший кинодистрибуцией, как известно, возродил тот самый Голливуд. Премьера «Титаника» в Калининграде в конце девяностых в специально завезенном модернизированном кинотеатре, оснащенном системой dolby, организованная лично Джеймсом Кэмероном в благодарность за помощь отечественных ученых в подводных съемках, транслировалась «Первым каналом» и стала общенациональной сенсацией. Переоборудовать пустующие кинозалы, а затем и строить новые кинотеатры и мультиплексы стало выгодно, а ходить в кино (естественно, с попкорном) — модно. В начале XXI века благодаря квалифицированной государственной поддержке постепенно возрождалось и отечественное кинопроизводство.

Крах кино в результате реформ произошел за два-три года, а восстановление кинопроцесса, и то далеко не в полном объеме, потребовало несколько десятилетий.

«Перестройку» начала статья Юрия Гейко «Зачем пришла к нам Анжелика?», где автор уличал Госкино СССР в фальсификации статистики: на отечественные фильмы было куплено не 70 процентов кинобилетов, а всего 50! Вскоре уровень посещаемости кинотеатров рухнул с 12 посещений кино в год на душу населения до 0,025. Сегодня 25 процентов кассовых сборов на отечественные фильмы — предел мечтаний. А аргументы все те же: зачем пришел к нам Голливуд?

Уровень грамотности реформаторов за эти годы заметно снизился. Где теперь экономисты и социологи? Корифеев отечественного киноискусства сменили живущие за государственный счет продюсеры. Может быть это и к лучшему? Ведь ситуацию в кино порой тоньше чувствуют киномеханик и билетер, нежели оторванный от жизни большой начальник или доктор наук.

Вот Минэкономразвития задумало приобщиться к кинопроцессу и создать Фонд кино. Чтобы экономически обосновать его необходимость, чиновники заказали большое исследование, заметьте, не отечественным, а британским специалистам! Те блестяще выполнили поставленную задачу: с помощью сложных формул «доказали», что государственное финансирование кинопроизводства с помощью нового механизма (Фонда кино) за несколько лет приведет к нормализации кинопроцесса и потребность в государственной поддержке кинематографа отпадет сама собой. Любому киномеханику было ясно, что этого не будет никогда. Однако, послушавшись экспертов из-за рубежа, правительство таки Фонд создало, а через несколько лет разгорелся скандал: почему обещанный рай не наступил? Поругались, сменили руководство фонда, а рая все нет.

А вот ад замаячил снова: 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение не только освободит кинорынок от «мелочевки», но и, как ясно любому синефилу, лишит кинопроцесс импульсов творческого развития, заложенных именно в кустарном характере кино как искусства. Если профессия сегодня формируется преимущественно в «бульоне» потока телесериалов, то творческие поиски сосредоточены в деятельности малых и средних производственных и прокатных компаний, в киноклубах и пока единичных специализированных кинозалах, которые и падут первыми жертвами предлагаемой Минкультом реформы.

Обсудить
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Цена ошибки
Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Ни минуты покоя
Как Мэтт Митрион отправил Федора Емельяненко в нокаут в первом раунде
Хотели как лучше
Ну, вы поняли. Сборная России покинула Кубок конфедераций
«Ну что мне, пойти повеситься?»
Как футболисты и болельщики отреагировали на вылет России из Кубка конфедераций
Кто сделал первый кроссовер в мире
Вопрос – один, ответов – минимум семь. Кто же был первым?
Все... сошли с ума
Как в Баку прошла одна из лучших гонок в истории Формулы-1
Автомобильные братья, которых разлучили маркетологи
Одна марка, одна и та же модель, но очень разные машины
Самые качественные машины в мире
Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе