Ад замаячил снова

Дело о пяти миллионах

Кирилл Разлогов , доктор искусствоведения, культуролог

Проект о взыскании с кинокомпаний 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение вызвал бурную полемику в печати. Если это абсурдное предложение будет принято, его последствия для отечественной киноиндустрии и для кинотеатрального показа фильмов вообще могут оказаться необратимыми. В этом убеждает опыт отечественных кинореформ, о которых стоит напомнить.

Начнем с «Перестройки». Ослабление цензуры привело, с одной стороны, к стремительному распространению видеопиратства, а с другой — к массовой закупке кинопрокатчиками дешевого продукта преимущественно из США и Гонконга. Проблема кассового успеха тогда представлялась элементарной: его должно было обеспечить доселе запретное сочетание крови и обнаженного тела. Зритель оказался умнее: краткосрочный взлет интереса к запретному плоду сменился крахом системы проката и кинотеатрального показа. Кинозалы превратились в мебельные салоны, а ходить в кино стало занятием неприличным. Высокохудожественными фильмами (в чудовищном качестве) зрителей обеспечивали пираты.

Параллельно разрабатывалась «новая модель» кинематографии при участии цвета отечественного киноискусства и высокой науки — экономистов и социологов в первую очередь. Благие намерения привели в ад. За основу была взята рыночная модель, нигде в мире (даже в Голливуде) в чистом виде не работающая. Кинематографисты в восторге стремились освободиться от обременительного налога на каждый проданный кинобилет (55 процентов от сборов в СССР перечислялись в местные бюджеты и шли на зарплаты бюджетникам) — и не учли тот факт, что кривые кинопосещаемости (вниз) и централизованных государственных капиталовложений (вверх) к тому времени уже пересеклись и отрасль в целом стала убыточной. В результате переход к рыночной модели привел к постепенной самоликвидации кинопроизводства (и, соответственно, кинотворчества).

Отечественный кинопрокат, ставший кинодистрибуцией, как известно, возродил тот самый Голливуд. Премьера «Титаника» в Калининграде в конце девяностых в специально завезенном модернизированном кинотеатре, оснащенном системой dolby, организованная лично Джеймсом Кэмероном в благодарность за помощь отечественных ученых в подводных съемках, транслировалась «Первым каналом» и стала общенациональной сенсацией. Переоборудовать пустующие кинозалы, а затем и строить новые кинотеатры и мультиплексы стало выгодно, а ходить в кино (естественно, с попкорном) — модно. В начале XXI века благодаря квалифицированной государственной поддержке постепенно возрождалось и отечественное кинопроизводство.

Крах кино в результате реформ произошел за два-три года, а восстановление кинопроцесса, и то далеко не в полном объеме, потребовало несколько десятилетий.

«Перестройку» начала статья Юрия Гейко «Зачем пришла к нам Анжелика?», где автор уличал Госкино СССР в фальсификации статистики: на отечественные фильмы было куплено не 70 процентов кинобилетов, а всего 50! Вскоре уровень посещаемости кинотеатров рухнул с 12 посещений кино в год на душу населения до 0,025. Сегодня 25 процентов кассовых сборов на отечественные фильмы — предел мечтаний. А аргументы все те же: зачем пришел к нам Голливуд?

Уровень грамотности реформаторов за эти годы заметно снизился. Где теперь экономисты и социологи? Корифеев отечественного киноискусства сменили живущие за государственный счет продюсеры. Может быть это и к лучшему? Ведь ситуацию в кино порой тоньше чувствуют киномеханик и билетер, нежели оторванный от жизни большой начальник или доктор наук.

Вот Минэкономразвития задумало приобщиться к кинопроцессу и создать Фонд кино. Чтобы экономически обосновать его необходимость, чиновники заказали большое исследование, заметьте, не отечественным, а британским специалистам! Те блестяще выполнили поставленную задачу: с помощью сложных формул «доказали», что государственное финансирование кинопроизводства с помощью нового механизма (Фонда кино) за несколько лет приведет к нормализации кинопроцесса и потребность в государственной поддержке кинематографа отпадет сама собой. Любому киномеханику было ясно, что этого не будет никогда. Однако, послушавшись экспертов из-за рубежа, правительство таки Фонд создало, а через несколько лет разгорелся скандал: почему обещанный рай не наступил? Поругались, сменили руководство фонда, а рая все нет.

А вот ад замаячил снова: 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение не только освободит кинорынок от «мелочевки», но и, как ясно любому синефилу, лишит кинопроцесс импульсов творческого развития, заложенных именно в кустарном характере кино как искусства. Если профессия сегодня формируется преимущественно в «бульоне» потока телесериалов, то творческие поиски сосредоточены в деятельности малых и средних производственных и прокатных компаний, в киноклубах и пока единичных специализированных кинозалах, которые и падут первыми жертвами предлагаемой Минкультом реформы.

Обсудить
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
«Не думаю, что по мне будут долго скучать»
Путин на «Валдае» рассказал анекдот и пошутил про выборы
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
«Хватит проституток, Чехова давай!»
Бульварные феи и колбасные короли Москвы
Маразм крепчает
Скоро Россию захлестнет эпидемия слабоумия, которую никто не ждет
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
«Мне довелось убивать русских»
Жажда крови, шепот смерти и грязная работа головорезов в Сирии
Пиво и сигареты
Тайная жизнь Северной Кореи
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Офф-топчик
Какие кроссоверы и внедорожники в сентябре покупали лучше других
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки