Посредственное импортозамещение

Переход на отечественный инжиниринг в сфере ТЭК привел к информационным войнам

Заявленная несколько лет назад политика импортозамещения, получившая мощный дополнительный стимул после введения американских и европейских санкций, привела к неожиданным результатам. Возможности для собственного развития появились у отечественных производителей, но заработать внезапно удалось и специалистам по информационным войнам, которые получили вал заказов на максимальную дискредитацию компаний, пытающихся отказаться от зарубежных разработок в пользу собственных изобретений, открытий и плодов НИОКР.

Поводом для этой колонки послужила статья, «разоблачающая» компанию «Петон», которая появилась совсем недавно, но при этом, по выражению доктора технических наук, профессора Геннадия Ярыгина, «буквально ворвалась, в хорошем смысле этого слова, на рынок».

Признак заказных публикаций — это попытка сформировать отношение читателя с помощью эмоционально окрашенных слов. Желание пробудить в аудитории чувства зачастую подводит авторов подобных материалов, и лексика их начинает балансировать на грани вульгарности. Зачем журналисту, пишущему о сотрудничестве Газпрома с «Петоном», называть это сотрудничество «бурным»? Затем, что если этого не сделать, то никаких эмоций у читателя не возникнет. Зачем сам «Петон» называть «выскочкой», который «наезжает» на конкурентов, и одновременно, говоря о конкурентах «Петона», в двух предложениях дважды подряд употреблять слово «безупречный»? А затем, чтобы читатель прочувствовал разницу сердцем.

В материале приводятся и вполне конкретные примеры попыток манипулирования общественным мнением. Если Росприроднадзор штрафует «Петон» — это доказательство того, что «Петон» — это (цитирую) «гигантская пустышка, раскрученная лишь для того, чтобы в нее можно было закачивать сотни миллиардов рублей»; а вот если против кого-то из конкурентов «Петона» возбуждается уголовное дело — это значит, что конкурент (снова цитирую) «попал под танк "Петона"», и его ждет «показательная казнь». Суммы, фигурирующие в материалах этих уголовных дел, обязательно называются «смехотворными», а вот потоки денег, осваиваемые «Петоном», наоборот, «бездонными». В целом, надо сказать, подобная лексика совершенно не характерна для СМИ, пытающихся объективно разобраться в ситуации — она вообще не характерная для деловой журналистики.

Однако проблема, если проанализировать ситуацию, гораздо шире и гораздо старее. Кто может быть заказчиком подобной «чернухи» — очевидно. Достаточно вспомнить, как проводилась и проводится та самая политика импортозамещения. Со стороны власти заявляется «официальный» тренд, подкрепленный реальными стимулами в виде санкций. После чего на него как мухи слетаются предприятия, еще вчера не имевшие ничего общего с отраслью. Об этом еще два года назад предупреждал гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, попросивший Минпромторг внимательнее отнестись к формированию программы: «Сейчас идет волна заявок. Пришли списки из Минпромторга, многие фирмы вообще далеки от машиностроения. Имеют в активе стол компьютерный, и готовы на все, чтобы получить господдержку. Поэтому, прежде чем с ними работать, надо провести технический аудит. Выяснить, что представляют собой заводы и фирмы: есть ли там конструкторские силы, станочное оборудование».

Большинство этих фирм вряд ли планировали заниматься реальным производством. Достаточно купить продукцию, а в самом крайнем случае — и технологию за рубежом, дать русское название — и вот уже идут заказы, а чиновники в очередной раз отчитываются об эффективной работе в сфере импортозамещения.

Однако в нефтегазовой сфере ситуация немного сложнее. Фирм-«прокладок» в ней накопилось действительно много, но в силу исторических факторов именно в этой отрасли возможно реальное развитие за счет отечественных технологий, которые разрабатываются не первый год. А некоторые направления, по словам ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета, президента Академии наук республики Башкортостан Рамиля Бахтизина, и вовсе развивались исключительно на основе российских разработок.

Представители профильных компаний не скрывают, что им всеми силами пытаются перекрыть кислород и не допустить на рынок. По словам академика РЭА, лауреата Государственной премии Бориса Алексеева, он начал работу над замещением импорта в ТЭК российской продукцией еще 10-15 лет назад, но уже тогда стало ясно, что просто так потеснить импортеров не получится — уж слишком им не хотелось упускать контроль над стратегической для России отраслью.

С экономической точки зрения, подобная логика вполне понятна и объяснима: годовые инвестиции в ТЭК России достигают 2 процентов ВВП — это около 1,5 триллиона рублей. Терять такие деньги вряд ли захочется, и именно в этом, вполне вероятно, кроются истинные причины атаки на российские предприятия, уводящие заказы от зарубежных фирм либо от отечественных посредников, выдающих импортные закупки за собственные технологии.

Пока общий объем зарубежных поставок продукции и услуг для российского ТЭК достигает, по разным оценкам, от 25 до 70 процентов. Рекорд по их минимизации сейчас принадлежит «Газпрому» — у него эта доля в 2016 году сократилась до 5 процентов. Однако для этого газовому гиганту пришлось потратить несколько лет и создать отдельный департамент по импортозамещению. Одним из основных партнеров «Газпрома» и стал тот самый «Петон», который сегодня попал под информационную атаку. Вероятно, фирмы-посредники не хотят, чтобы объекты «Газпрома» в Новом Уренгое и «газпромовский» завод сжиженного природного газа у компрессорной станции «Портовая» возводила именно эта компания, да еще и по контракту EPC- Engineering, Procurement and Construction — от проекта до сдачи в эксплуатацию. Хоть и за счет собственных открытий, разработок и внедрения их в производство.

В заключение хочется сказать: если про вашу компанию ни с того ни с сего начали писать такие авторитетные медиа как xboxnews, статью которого я недавно прочитал, — это значит, что вас заказали. Заказали люди, которые плохо разбираются в том, как надо работать.

Обсудить
«Большевистская сволочь хотела грабить и держаться у власти»
Почему советские люди беспомощны и слабовольны
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
Ход конем: Ксения Собчак идет в президенты
Она устала от Зюганова с Жириновским и пообещала быть против всех
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки