Умида Ахмедова, фотограф-документалист

Пресс-конференция
11.05 14:25
Умида Ахмедова. Фото с сайта miradox.ru
Умида Ахмедова. Фото с сайта miradox.ru

Умида Ахмедова, фотограф-документалист

Что осталось в Узбекистане от советского прошлого?
Недавно на российском ТВ был показан фильм о положении русских в Средней Азии. Говоря об Узбекистане, автор фильма заявлял, что из этой республики "постепенно исчезают русские" и что "вымывается память о некогда общей истории". Сюжет вызвал волну критики в узбекских СМИ, которые обвинили российских телевизионщиков в тенденциозности и концентрации на негативных явлениях. Группа деятелей культуры даже обратилась с открытым письмом к российскому ТВ. Можно ли назвать типичными для Узбекистана истории о тяжелой жизни русских, показанные в фильме? Как сложились в республике межнациональные отношения за годы, прошедшие после распада СССР? Какие черты советского строя сохранились в независимом Узбекистане? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответила фотограф-документалист Умида Ахмедова.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Роберт [04.05 13:44]

Здравствуйте, Умида!

Расскажите, пожалуйста, каково сейчас отношение к приезжим, туристам в Узбекистане? Если, например, турист из Москвы приедет в Узбекистан, чего ему стоит опасаться?

Отношение к туристам, в том числе и к российским, в Узбекистане традиционно хорошее. Простые узбеки крайне гостеприимны, другое дело - представители власти, милиционеры, таможенники: если у них будет хоть малейшая возможность заработать на вас деньги, они непременно этим воспользуются.

Саммитхан [04.05 13:51]

Уважаемая Умида!

1. Немало казахстанцев училось в Ташкенте у многих известных педагогов. Особенно это касается культуры и искусства. Осталась ли эта школа? Как сейчас поживает интеллигенция Ташкента?

2. В Казахстане русскоязычная часть в основном поддерживает Н. Назарбаева за стабильность в стране, а узбекские русские тоже поддерживают И. Каримова?

1. Образование как система в Узбекистане, по сути, уничтожено. Все держится на энтузиазме людей предпенсионного возраста, от которых повсеместно стараются избавляться. Культуры и искусства это касается, может быть, в первую очередь. Естественно, какие-то люди еще остались, и молодежь вокруг них концентрируется, но это существует вопреки государственной политике. Все государственные программы приводят к прямо противоположным результатам и носят имитационный характер.

Интеллигенция Ташкента большей частью реагирует на все традиционным интеллигентским способом - старается всего этого не замечать, по крайней мере, публично. Что власть вполне устраивает.

2. Стабильность Узбекистана - это стабильность рабовладельческого государства.

Путем различного рода манипуляций видимость стабильности удается поддерживать, в том числе и среди русскоязычной части населения. Но вырубку ташкентского сквера русские не простят Каримову никогда.

очир [04.05 13:55]

Не кажется ли вам, что Узбекистан и другие республики Средней Азии больше всех пострадали от распада СССР? Уровень жизни очень упал, за остатки ресурсов идёт борьба между кланами... Возможно ли воссоздание нового Союза как асимметричной федерации с участием Узбекистана, России и др. республик?

После распада СССР Узбекистан потихоньку вернулся в 15 век, не зря его символом стал Амир Темур.

Воссоздание нового союза не только возможно, но и является, на мой взгляд, единственно возможным вариантом, позволяющим предотвратить превращение всей Центральной Азии в один большой Афганистан.

Иван [04.05 14:10]

Уважаемая Умида!

1. Расскажите, пожалуйста, как обстоит в Узбекистане дело с памятниками советской эпохи (в особенности участникам Великой Отечественной Войны)? Насколько о них заботится государство и простые люди?

2. И как хорошо молодежь республики знает нашу общую историю?

1. Все упоминания о советской и русской истории старательно подчищаются, убираются памятники, названия улиц, полно всяких глупостей в учебниках истории. День Победы и тот переименован в абстрактный День памяти и почестей.

2. Молодежь почти совсем не знает нашей истории, хотя родители в большинстве случаев о ней рассказывают. Те, кому это интересно, всегда могут найти информацию в интернете.

Игорь [04.05 14:22]

Умида, Ваши фотографии превосходны!

1. Каково Ваше мнение - насколько долго будет продолжаться в Узбекистане вакханалия с памятью, историей, правами людей? Что будет после отхода псевдоклана Каримова от власти?

2. Возможно ли гипотетически возвращение Ташкента в русло российской политики? Спасибо.

1. Уже сегодня к власти приходят другие люди, но мы не ждем от них ничего хорошего. Их вскормил нынешний режим, действуют они еще агрессивнее, и моральных барьеров у них еще меньше.

2. Возвращение Ташкента в русло российской политики зависит в большей мере от самой России. Восток уважает силу, и только с ней он будет считаться.

Valentina [04.05 14:29]

Дорогая Умида,

очень обрадовалась увидеть Вас здесь! Я подписывалась под петицией ферганы.ру, чтобы освободить вас из-под стражи и процесса.

1. Как складывается Ваша жизнь в настоящее время, после суда и преследований? Вы всё ещё можете свободно заниматься своей профессиональной деятельностью в Узбекистане? Планируются ли Ваши выставки в Европе, в частности, в Германии? Была бы рада посетить их...

2. По теме: какое отношение сейчас в Узбекистане к приезжим славянам по сравнению с другими нерусскоязычными иностранцами?

Благодарю за ответы!

1. Большое спасибо за Вашу поддержку, она была для меня очень важна. Профессиональной деятельностью я сейчас занимаюсь, наверное, даже активнее, чем раньше. Много снимаю, провожу мастер-классы как в Узбекистане, так и за его пределами. Естественно, официальные структуры от меня "шарахаются", но помешать не могут. С октября по март проходила моя передвижная выставка по городам Испании. В ближайшее время пройдет выставка в Дании, состоятся встречи со студентами Копенгагенского университета. Насчет Германии пока планов нет.

2. Отношение как к славянам, так и к другим иностранцам дружелюбное.

Федор [04.05 14:31]

Добрый день, Умида! Скажите, как складывается судьба Университета дружбы народов? Что в стране предпринимается для укрепления межнациональной дружбы?

Про Университет дружбы народов ничего сказать не могу, не знаю.

Существуют культурные центры различных стран, но в большинстве своем их деятельность носит показушный характер. Площадь и станцию метро "Дружба народов" переименовали, а памятник, стоявший там и символизировавший эту самую дружбу, вынесли за черту города. Хотя на бытовом уровне межнациональные отношения достаточно стабильные.

Замирбек [04.05 14:50]

1) что ждет, по-вашему, Узбекистан после ухода Ислама Каримова?

2) как вы думаете почему у РУз такие напряженные отношения со всеми соседями в регионе?

спасибо.

1. Я несколько далека от политики и предсказать расклад политических сил вряд ли смогу.

Но думаю, что простой сменой лидера не решить всех проблем.

2. В советское время Ташкент был южными воротами Советского Союза, и на это работала вся страна. После независимости амбиции сохранились, а былых ресурсов - как интеллектуальных, так и прочих - не стало. Поэтому современные претензии Узбекистана на лидерство в регионе смешны. Отсюда и напряженные отношения с соседями.

Рустам [04.05 14:56]

Как Вы считаете, объективно ли показано положение русских в Узбекистане в фильме "Без России"? Ведь есть русские, которые живут вполне неплохо, и в то же время, есть и узбекские бабушки, которые также бедствуют. Спасибо.

Конечно, жизнь у пенсионеров несладкая, и боюсь, что это касается большей части постсоветской территории. И русские, и узбекские пенсионеры находятся в одинаково тяжелом положении, без поддержки родных им просто физически не выжить.

Но все те факты, которые приводились в фильме, не придуманы. О русских, которые живут неплохо, мы всегда можем посмотреть по узбекскому телевидению, там только такие и присутствуют. Впрочем, как и узбеки. Меня больше удивило то, что ничего не было сказано о русских, сидящих в узбекских тюрьмах по надуманным обвинениям (Максим Попов, Юрий Корепанов, амнистированный Березовский).

На тему русских в Узбекистане мы с Олегом Карповым, моим мужем, сняли несколько фильмов. Два из них - "Жить и умереть в Самарканде" и "Жить и жить в Фергане" - есть на Rutracker.org. Свое отношение к этой проблеме мы в них высказали достаточно внятно, если вам интересно, посмотрите. Но это не публицистические фильмы, а скорее фильмы-размышления.

Чебурек [04.05 15:12]

Каково положение русскоязычного населиния в Узбекистане? Насколько достоверны сообщения о том, что оно зачастую бедствует там, не имея возмржности вернуться на родину, в Россию?

В среднем русские здесь живут не хуже узбеков, только уровень жителей Узбекистана намного ниже уровня жизни в России и один из самых низких по СНГ. Многие русские считают Узбекистан своей Родиной, и их менталитет сильно отличается от российского. Кроме того, жилье в Узбекистане раз в 10 дешевле, чем в России, и существуют проблемы с вывозом имущества, которое не хочется продавать за бесценок.

И потом, люди не уверены, что смогут найти себе достойную работу в России. Поэтому сейчас уезжает в основном молодежь, которой все равно, где начинать.

Just a man! [04.05 15:19]

Уважаемая Умида!

Правда ли, что в Узбекистане фактически установилась диктатура клана Каримова? Как она проявляется? Можно ли утверждать, что Каримов целенаправленно прививает национализм населению Узбекистана, или это очередная промывка мозгов со стороны российских федеральных телеканалов?

Не надо забывать, что Каримов коммунист, и все прелести диктатуры пролетариата у нас присутствуют. Только теперь это называется диктатурой плутократии.

Нельзя сказать, что Каримов целенаправленно разжигает национализм, это может обернуться, в первую очередь, против него.

Любые средства массовой информации, в том числе телевизионные каналы, манипуляционны, об этом, конечно, тоже забывать не стоит.

Армен [04.05 15:29]

Добрый день! На каком уровне находится современный Узбекистан по десятибальной шкале в плане светскости общества и толерантности по отношению к остальным национальностям и религиям? Ведь нельзя забывать, что Узбекистан это мусульманская страна. Заранее спасибо!

Узбекистан никакая не мусульманская страна, это заблуждение. Мусульмане стали появляться у нас только после объявления независимости, а до этого их практически не было, были коммунисты и комсомольцы. Нынешнее руководство - сплошь атеисты, поэтому в отношении религии проводится политика, очень схожая с советской. По отношению к другим религиям и национальностям узбеки достаточно толерантны, по 10-балльной шкале, думаю, не ниже 8.

Андрей [04.05 16:29]

Доброго времени суток, Умида! Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

1. Как рассказывал мой одноклассник, который некоторое время жил в советском Узбекистане (в Бухаре), при всех отличиях узбеков от русских, неформальные (дворовые и уличные) детские и подростковые группы по национальному признаку не делились, на бытовом уровне проявления национализма были крайне редкими (одноклассник допускал, что они могли быть, но ни он, ни его родители лично с этим не сталкивались). Насколько изменилась ситуация сейчас (и изменилась ли)?

2. Возможно ли сформулировать в общих чертах отношение к людей, живущих сейчас в Узбекистане, к периоду, когда их страна была в СССР?

3. Как исторически, в том числе в СССР, складывались отношения между узбеками и киргизами? Другими народами? Насколько "конфликтна" история взаимоотношений народов Средней Азии вообще?

Заранее спасибо. Удачи и мира Вам.

1. В самом начале 1990-х были некоторые проявления национализма, но в основном они оставались на бытовом уровне и до криминала не доходили. За исключением ферганских событий 1989 года, которые явно были инспирированы властью. Сейчас этого практически нет, случай с дочерью Валентины Зинкевич, рассказанный в фильме "Без России", не слишком типичен.

2. Узбеки не хотели выхода из СССР, их оттуда выгнали насильно. И сейчас отношение достаточно ностальгическое, по крайней мере, среди людей постарше.

3. В период СССР народы Средней Азии жили достаточно дружно. Я не помню никаких особых конфликтов, за исключением тех, что начались в период распада.

Валерий [04.05 18:24]

Уважаемая Умида!Как Вы считаете,куда направлен в данное время общий вектор развития Узбекистана (экономика,культура, уровень морали в обществе,уровень прав и свобод граждан)?Вверх,вниз,или как-бы топчется на месте,то-есть ситуация в стране с годами ни хуже ни лучше не становится?

В настоящий момент Узбекистан - это рабовладельческое государство 15 века.

И то, что здесь есть телефон и телевизор, принципиально ничего не меняет. Как говорил Герцен, Чингисхан с телеграфом куда страшнее, чем Чингисхан без телеграфа.

Виктор [04.05 18:40]

Уважаемая Умида!

Между Узбекистаном и Россией исторически сложились социальные и экономические отношения. Скажите пожалуйста, стремится ли Узбекистан снизить долю этих отношений во внешних связях? Например, переориентируется на построение долгосрочного хозяйственного и культурного взаимодействия с Китаем? И вообще, какие положительные ассоциации с Россией есть у жителей Узбекистана (инвестиции, спрос на местную продукцию, общая история и т.д.), если таковые имеются?

Узбекистан и Россия достаточно долго были одной страной. И ощущение единой страны у большинства узбеков осталось. Это то же самое, что взять и расчленить человека - конечно, каждая из его частей, может быть, и будет жить, но не так счастливо.

*anonymous* [04.05 19:14]

Дорогая Умида! Как по Вашему,имеет ли Узбекистан альтернативу нынешнему строю во главе с Каримовым, какие у него положительные стороны(у Каримова)? Насколько свободы возможны в нашей республике? Почему зачастую расширение демократических свобод трактуется как ослабление безопасности государства?

Альтернатива, безусловно, должна быть, другое дело, что она никем пока внятно не озвучена. Положительная сторона любого диктатора (она же и отрицательная) заключается в том, что, пока у него хватает сил, он держит народ в повиновении, но его старость, болезнь, смерть приводят к полному хаосу. И в современном мире диктатура не конкурентоспособна.

Что касается свободы в нашей республике, то, к сожалению, от рабства нельзя освободить.

Никакие внешние обстоятельства не сделают человека свободным, увы.

Считается, что для революции необходим некоторый уровень демократии, при диктатуре она невозможна. Но стихийный бунт, кровавый и беспощадный, при диктатуре неизбежен.

Алексей [04.05 19:56]

Здравствуйте! Как со стороны Узбекистана видится скандал с задержанием и удерживанием властями республики российского гражданина Юрия Корепанова? Как по Вашему, для чего всё это сделано и кому это выгодно? Каким Вы видите возможное продолжение этого дела? Может ли Россия оказать хоть какое либо существенное давление на Узбекистан, чтобы это дело тронулось с мёртвой точки?

20 лет назад Россия избавилась от 150 миллионов своих граждан - что на этом фоне судьба одного Юрия Корепанова? Узбекистан прощупывал, насколько сильна Россия, и он оказался прав - слаба. Россия регулярно предает своих граждан по всему миру. Интересно, зачем тогда ей нужен статус ядерной державы?

Тимур [04.05 19:57]

Добрый день, Умида!

У меня два вопроса:

1. В 1983 году мои родители (татары) ездили в гости в Ташкент (я тогда был в третьем классе). Отчетливо помню их рассказ о посещении рынка. Там была палатка и "выкинули" чешскую обувь. Вы понимаете,что это в те годы значило? Отец был первым в очереди, но продавец (узбек) его в "упор" не видел, брал деньги и передавал через его голову в очередь. Отец тогда был таким поступком шокирован,а он у нас 51 год проработал в школе учителем. Скажите - волна национализма начала 90-х годов исчезла или просто ее нет и как вспоминает коренное население времена СССР?

2. С детства мечтал посетить памятники Бухары,Самарканда,Ургенча. Развит ли турбизнес и отношение к туристам в Узбекистане в целом?

С уважением Тимур

1. Если бы Ваш отец готов был подраться с этим продавцом, такого бы не случилось. Очень часто в очередях русские бабульки могли поставить на место любого зарвавшегося хама, и национализм здесь был ни при чем. Волна национализма начала 1990-х годов давно прошла, а отношение к Союзу ностальгическое.

2. Турбизнес, конечно, не на самом высоком уровне, но впечатление от этих городов у Вас, безусловно, останется благоприятное, и отношение к туристам там благожелательное.

Артем [04.05 21:01]

Умида, добрый день. Как вы считаете кто стоит за этим мутным потоком сознания который стал выплескиваться на российское медиа пространство в последнее время связанный с судьбой русских в Средней Азии? Почему это происходит именно сейчас? Я как русский человек и гражданин Узбекистана хотел бы услышать Ваше мнение о причинах того что российские политические и медиа деятели делают все что бы испортить нам жизнь. Почему по вашему мы русские люди становимся разменной монетой большой российской политики и когда закончится это сознательное стравливание людей разных народов при участии партии власти?

Если в России посчитают нужным дестабилизировать обстановку в Узбекистане, то, скорее всего, они не используют противостояние русских и узбеков, а столкнут друг с другом многочисленные кланы, что сделать намного проще и безопаснее.

Елена [04.05 21:13]

Здравствуйте, Умида!

У меня есть знакомые узбеки из ташкентской интеллигенции. Они говорят на замечательном русском языке, без акцента, очень хорошо образованные, светские люди. В разговорах про Узбекинстан рассказывают, как хорошо им сейчас живется в республике, как много строится красивых домов с бассейнами, как замечательно вести бизнес в их стране. Если так все замечательно, почему же в нашем российском городе так много узбеков? Многие не говорят по-русски. Особенно молодые люди. Наверное, не все так замечательно в Узбекистане в экономическом плане, если сотни тысяч узбеков вынуждены ехать в самые разные российские города на заработки. Какова ситуация с обучением русского языка в Узбекистане? Какова ситуация с наркотиками? Очень мало информации о жизни простых людей в бывших республиках. То, что я слышу от знакомых и то, что я вижу своими глазами, глядя на приезжих. очень сильно диссонирует. Буду рада узнать больше о жизни в республике, о культурных, политических и экономических изменениях в Вашей стране от Вас. Спасибо

В Узбекистане действительно есть некоторое количество людей с красивыми домами и бассейнами, и им действительно очень хорошо живется, как правило, это милиционеры, таможенники, работники прокуратуры, налоговики, СНБшники. А те, кого в России называют гастарбайтерами, - это скорее беженцы, которые вынуждены покинуть Узбекистан, чтобы не умереть с голоду. И будь у них возможность получить российское гражданство, они никогда не вернулись бы обратно. Русскому языку учат все меньше и хуже. Про наркотики ничего сказать не могу, наркоманы сильно в глаза не бросаются. Про Узбекистан много пишут такие сайты, как Fergananews.com, Centrasia.ru.

Лук [05.05 05:51]

1. Как чувствует себя русская православная церковь в Узбекистане? Есть ли соеди ее прихожан этнические узбеки?

2. И еще вопрос: какова судьба русского языка в этой стране?

1. Православная церковь чувствует себя вполне нормально, православных узбеков я никогда не встречала.

2. Русский язык в больших городах пока еще популярен, в русских школах учится большое количество узбеков.

Ксения [05.05 08:51]

Здравствуйте Умида!

Как правило, практически все правительства и глав стран критикуют. На примере Узбекистана, сможете ли назвать положительные стороны, которые, возможно, проводились и проводятся правительством. Заранее спасибо.

"Благими намерениями вымощена дорога в ад" - это в полной мере соответствует деятельности нашего правительства. Лозунги и программы у них замечательные, только вот почему-то приводят они к совершенно противоположным результатам.

Лариса [05.05 09:30]

Уважаемая Умида, расскажите, пожалуйста, как живут пенсионеры в Ташкенте? Каков прожиточный минимум, соотношение его с пенсией по старости? Бесплатное ли медицинское обслуживание? Цены на лекарства?

Спасибо.

Средняя пенсия у нас составляет порядка 50 долларов США. Прожить можно долларов на 100, многие живут и на существенно меньшие суммы, но это уровень нищеты. Бесплатное медицинское обслуживание есть, но его уровень теперь во много раз ниже, чем был при Союзе. Цены на лекарства крайне высоки.

Андрей [05.05 10:18]

Здравствуйте.

Я родился в Ташкенте, был вынужден уехать оттуда в начале девяностых в Россию. Интересует такой вопрос:

Как сейчас относятся к русскоязычным людям в Узбекистане? Если я обращусь по-русски на рынке, в магазине, на вокзале или в госучреждении, смогу ли я пообщаться с людьми на русском языке, или придется вспоминать полузабытый узбекский? Нет ли сейчас в Узбекистане такой реакции к русскому языку, как в прибалтийских странах?

Спасибо.

Практически везде вы сможете общаться на русском языке, ситуация здесь резко отличается от той, которую мы наблюдаем в прибалтийских странах.

Борис [05.05 10:43]

Уважаемая Амида Тухтамурадовна.Хотелось бы узнать об отношении в Узбекистане к массовой рускоязычной культуре (фильмы,телепередачи,песни и их исполнители).Одинаково ли это отношение в различных частях общества?

P.S.

Удачи Вам в Вашем призвании!

Большая часть Узбекистана смотрит русское телевидение. Сама я уже года три не смотрю никакое телевидение, просто неинтересно. Все, что мне интересно, нахожу в интернете. В последнее время заметила, что среди молодежи смотреть телевизор - дурной тон. Народ ходит в русские театры, смотрит в кинотеатрах американские фильмы на русском языке.

Валерий [05.05 10:56]

Уважаемая Умида!Считаете ли Вы что в Узбекистане происходит откат страны во времена Средневековья?И чем по Вашему отличается нынешняя цензура от советской?И возможно ли о современном Узбекистане снимать правдивое кино,как "Бумер" о России или "Баксы" о Казахстане?С уважением Валерий.

Уже писала, что в настоящий момент Узбекистан - это рабовладельческое государство 15 века. Нынешняя цензура отличается от советской катастрофическим уровнем образования, что в моем случае скорее даже хорошо, потому что советские "искусствоведы в штатском" сумели бы серьезнее подготовиться к процессу надо мной и не выставить себя посмешищем. Как это ни парадоксально, в Узбекистане снимают правдивое кино, существенно более правдивое, чем "Бумер" ("Баксы" не видела). Только это не игровые фильмы, а видеоарт и безбюджетное документальное кино. До властей эти фильмы не доходят, но в интеллигентской среде циркулируют достаточно активно. Это направление даже получило название - "узбекский арт-джихад".

Обсудить