Дорин Киртоакэ, мэр Кишинева, оппозиционер

Пресс-конференция
24.06 17:09
Дорин Киртоакэ. Фото пресс-службы.
Дорин Киртоакэ. Фото пресс-службы.

Дорин Киртоакэ, мэр Кишинева, оппозиционер

Чем закончатся новые выборы в Молдавии?
В ближайшие месяцы в Молдавии пройдут очередные парламентские, а затем и президентские выборы. Оппозиционные партии, которые обвинили руководство страны в фальсификации предыдущих выборов и добились роспуска парламента, получили возможность взять реванш. Однако коммунисты и их лидер Владимир Воронин, правившие Молдавией восемь лет, не собираются расставаться с властью. Воронин заявил, что коммунисты хотят получить подавляющее большинство голосов, которое позволит полностью контролировать парламент. Каким образом оппозиция рассчитывает противодействовать административному ресурсу партии власти? Что будут делать противники Воронина, если сочтут, что результаты новых выборов фальсифицированы? Что оппозиция, выступающая за сближение с Румынией и Европейским союзом, намерена предложить русскоязычному населению Молдавии? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил заместитель председателя оппозиционной Либеральной партии, мэр Кишинева Дорин Киртоакэ.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Octavian [11.06 06:38]

Какие шансы сделать альянс всей оппозиции?

Если коммунисты возьмут 52 мандата, как вы будите работать в следующем Парламенте?

Что вы будите менять в вашей кампании, в списке?

Kakie sansi sdelati alians vsei opozitii?

Esle comunisti vozmut 52 mandati, kak vi budite rabotati v sleduisem Parlamente?

Cito vi budite miniati vi vasei campanii, vi spiske?

Об этом альянсе говорили еще до парламентских выборов 5 апреля. Этот альянс был создан, хотя он действовал неформально, потому что по закону невозможно создать предвыборные блоки. После выборов ситуация стала более очевидной, эти три партии открыто подписали документ о сотрудничестве и координации всех действий. Альянс уже довольно прочный и, в принципе, подготовлен для того, чтобы можно было перенять управление государством.

Что касается будущего парламента, учитывая события, которые произошли 6-7 апреля, коммунисты не то что 52, а вообще ни одного мандата не должны получить, потому что в муниципии произошли преступления. Есть люди, которых полиция избила до смерти, и это было сделано по указаниям коммунистической администрации. Не думаю, что такая партия может получить хоть какую-то поддержку со стороны населения, так что оппозиция рассчитывает на большинство в будущем парламенте и на то, что у нас будут работать законы и будет на самом деле демократия.

В первую очередь, выборы должны пройти корректно, демократично, прозрачно, с соблюдением всех международных правил. Если эти условия будут соблюдены, то после выборов можно будет говорить о продолжении данной темы. Но до тех пор все усилия должны быть сконцентрированы на том, чтобы люди узнали правду о том, что произошло в республике Молдова после 5 апреля, и чтобы коммунистическая партия получила по заслугам. То есть не просто прошла в парламент. И чтобы после этого были приняты все меры, чтобы точно узнать, кем являлись те провокаторы, которые разрушили парламент, и по чьим указаниям они действовали. Кто давал указания, чтобы избивать и пытать, в том числе до смерти, молодых людей, которые по улице просто шли. Из тех, которые были убиты либо избиты, есть достаточное количество людей, которые даже не участвовали в акции протеста.

Вадим [10.06 14:06]

Как Вы считаете - уход из ПКРМ Мариана Лупу и новые парламентские выборы смогут повлиять на количество мест которые в парламенте получит оппозиция?

В случае, если Вашей партии, либерально-демократической партии и альянсу "Наша Молдова" удастся создать весьма прочную коалицию, то как может измениться процесс Приднестровского урегулирования?

Ведь этот вопрос может стать разменной монетой для углубления взаимотношений между Молдавией и ЕС.

Спасибо.

Totchem [11.06 10:34]

Если бы это было шансом победить на выборах партию коммунистов, вы бы объеденились бы с Марианом Лупу (который недавно заявил об уходе из КПРМ)?

Дмитрий [10.06 13:41]

Какие основные цели ставит для себя оппозиция правящей партии в регионе? Какова ваша программа развития Молдовы? Какое место в этой программе занимает Приднестровье и каковы пути урегулирования Приднестровского вопроса?

Андрей (Рыбница) [10.06 15:18]

Господин Киртоакэ, каким Вам видется разрешение Приднестровского конфликта? На каких условиях? считаете ли Вы возможным отказ от левобережья ради скорейшей интеграции Молдовы в ЕС.

Что касается ухода Мариана Лупу из Компартии, время покажет, что это за уход. Что касается мест, которые нынешняя оппозиция может получить в парламенте, это напрямую зависит от оппозиционных партий. Будем действовать, чтобы добиться большинства на этих выборах.

Наша Либеральная партия плюс Либерально-Демократическая партия и плюс Альянс "Moldova Noastră" - у нас, я думаю, есть общий подход к этой проблеме, и мы будем работать для того, чтобы создать необходимые условия для экономического развития республики Молдова, и чтобы это экономическое развитие стало магнитом для притяжения приднестровского региона и наших граждан, которые живут на левом берегу Днестра. В принципе, эти люди не видят большой разницы между тем, что творится в приднестровском регионе и тем, что творится на правом берегу Днестра. Там один диктатор, и все граждане, проживающие на левом берегу Днестра, работают на него и на его окружение. На правом берегу - второй диктатор, и, опять-таки, люди, которые проживают здесь либо выезжают за рубеж, потому что нет возможности найти место работы и как-то прожить, либо боятся, что его окружение, его сын и другие лица прихватят частный бизнес, который еще остался в республике Молдова. Разницы не видно, поэтому не видно и очень большого желания со стороны левобережья окончательно решить приднестровской проблемы.

Если бы здесь действовали законы, если бы была экономика и нормальные условия для инвестиций, если бы здесь работали по своей компетенции суды, прокуратуры и полиция, правительство, парламент и местные органы власти, то можно было бы добиться хороших результатов. Потому что Молдова находится в довольно хорошем положении, с точки зрения местонахождения и ситуации. Но для этого нужно, чтобы были серьезные партнеры в Кишиневе. К сожалению, при Компартии у власти такого не было, нет и не может быть.

Виктория [10.06 14:27]

Скажите, будет ли еще один погром в Кишиневе, если опозиция в очередной раз проиграет коммунстам, или опозиция опять начнет придерживаться линии фальсификации выборов?

Готова ли опозиция (все три партии) мирно сосуществовать и предложить единую кандидатуру президента?

Видите ли Вы себя президентом республики Молдова?

Во-первых, никакой связи между результатами выборов, протестами и оппозицией нет, потому что оппозиция никаким образом не организовывала протестов. Те акции, которые происходили в Кишиневе - это были спонтанные протесты по инициативе самих граждан. Оппозиция только предприняла меры для того, чтобы остановить агрессивную часть тех, кто был на улицах, - это очевидно по всем видеокадрам, которые были записаны масс-медиа. К сожалению, государство начало пропаганду в адрес оппозиции, сообщая, что все было наоборот. Но это типично еще для советских времен. Конечно же, это не должно происходить, но, видимо, коммунисты советских времен и сегодняшние коммунисты – это одно и то же. Не думаю, что здесь кто-то должен ожидать чего-то другого. Что касается будущих выборов, то оппозиция – и это интерес правящей партии – должна концентрироваться на том, чтобы выборы происходили корректно и демократично, и тогда никаких предпосылок для каких-то акций и быть не может.

О кандидатурах на пост президента, либо на пост президента парламента, либо председателя парламента, либо премьер-министра будем говорить после выборов. Сейчас главная цель – добиться большинства в парламенте для того, чтобы можно было руководить страной.

Я являюсь мэром муниципия города Кишинев, у меня есть мандат, у меня есть обязательства перед гражданами, и я должен довести свою работу до конца. А после поговорим [о президентстве].

Rila-Iepurila [10.06 15:09]

1. Я на предыдущих выборах голосовал за Вашу партию т.к. мне в принципе близки ваши идеалы и стремления. Тем не менее, меня не очень впечатлила избирательная компания оппозиционных партий в целом - вся она строилась на том, что коммунистов нужно убрать. Я видел мало реальных целей, обещаний и планов. Практически вся кампания основывалась на том, какие коммунисты плохие, но очень мало говорилось и писалось о том, какие либералы и либерал-демократы хорошие. Не кажется ли вам, что это могло служить одной из основных причин относительного неуспеха оппозиционных партий? Я под успехом подразумеваю хотя бы половину мест в Парламенте.

2. Как вы оцениваете угрозу со стороны центристских и умеренно левых партий относительно их попадания в парламент и возможной коалиции с ПКРМ для избрания правительства и президента?

3. Насколько реально объединение РМ с Румынией? Хотят ли этого румыны и не навредим ли мы им самим и их членству в ЕС в случае объединения?

4. Как Вы планируете восстанавливать конституционный строй на левом берегу Днестра?

5. Каково Ваше отношение к плану Белковского?

Михаил [10.06 15:16]

Господин Киртоакэ, находясь на службе Республики Молдова и при этом исповедуя явно прорумынские взгляды готовы ли вы присягнуть в верности нашему государства и заверить, что не желаете восстановления Бессарабии и присоединения ее к Румынии?

Матвей [10.06 16:41]

Господин Д.Киртоакэ?

1. Вы считаете себя достаточным и достойным человеком (по способностям, характеру, жизненному опыту, человеческим качествам, нравственности), чтобы быть депутатом Парламента суверенной Молдовы и, тем более (как Вы постоянно заявляете) ее Президентом?

2. Что Вы, в качестве Генерального примара Кишинева, конкретно сделали для города и его жителей?

3. По Вашей совести: присоединение Молдовы к Румынии это благо для населения страны и для Европы или вред?

4. Зачем Вы занимаетесь политикой?

5. Вы гордитесь независимой Молдовой?

1. Если сейчас посмотреть на всю избирательную кампанию, которая проходила до 5 апреля, я считаю, что наоборот, наша партия была сконцентрирована на том, чтобы продвигать свою программу. Наверное, в 95 процентах всех выступлений и всего участия в избирательной кампании – и моего личного участия, и моих коллег, - цель была продвигать нашу программу, и мы очень мало говорили о коммунистах. К сожалению, кампания коммунистов была построена на угрозах гражданам. Они пытались их каким-то образом напугать, что не будет пенсий, не будет зарплат, не будет электричества, не будет газа. Что оппозиция вообще против государства республики Молдова. Вот это и было посланием правящей партии. С нашей стороны, мы говорили лишь о 5 приоритетах – закон, экономика, социальная защита, энергетическая безопасность и евроинтеграция - это были основные темы кампании. Когда граждане спрашивали, то мы отвечали и на вопросы, касающиеся правящей партии, конкретных проблем какого-нибудь из министров, членов парламента из большинства, либо самого президента, - тогда были ответы. Но более 90 процентов нашей работы касалось именно нашей программы. Не было ни одной листовки Либеральной партии против партии коммунистов. Все листовки имели только информационный характер, что нельзя сказать о коммунистах, которые не раз выбрасывали с вертолета листовки против оппозиции.

Спасибо Вам за то, что Вы выразили свое мнение и высказали мысль о том, что избиратели больше ждут информации о программах оппозиции.

Мы даем такую информацию, но, в то же время, думаю, нужно узнать правду о том, что происходит на уровне нынешней госадминистрации.

2. Главное, чтобы эти центристские партии и партии левого крыла не имели каких-то договоренностей с коммунистами, как это происходило у нас раньше. Поэтому я и раньше сказал, что время покажет. Четко ясно одно: три партии (Либеральная, Либерально-Демократическая и альянс "Moldova Noastră") являются альтернативой нынешней власти.

3. Это, опять-таки, выдумки и искусственные угрозы коммунистической партии, потому что за неимением аргументов касательно того, как изменить жизнь граждан в Молдове к лучшему, они начинают таким образом угрожать. Что не будет электричества, не будет газа, не будет пенсий, и что оппозиция за какие-то там объединения. Те же самые обвинения были выдвинуты в адрес России еще в 2005 году тем же Ворониным. На этот раз сменили адрес – тогда была Россия, теперь оппозиция, Румыния, Сербия и еще другие государства. На самом деле, за неимением аргументов они пытаются найти врага и внутри, и извне, и таким образом держать в стрессе население. На самом деле, программа оппозиционных партий четкая, она состоит в том, чтобы обеспечить стабильность и независимость республики Молдова. В том, чтобы, конечно же, обеспечить государственность республики Молдова, решить приднестровскую проблему и добиться евроинтеграции. Это тот же путь, который проделали страны Балтии, Польша, Чехия. В принципе, к этому стремится и Украина и другие страны постсоветского пространства.

4. Можно восстановить только лишь путем создания контраста ситуации на правом и на левом берегу. Нужно создать на правом берегу Днестра самодостаточное государство с работающими законами и четким законодательством, с хорошей и перспективной экономикой, чтобы оно было стабильно и перспективно. Чтобы каждый гражданин республики Молдова и, конечно же, инвесторы могли без рисков или с минимальными рисками, которым инвестиции подвергаются везде в цивилизованном мире, придти в Молдову, создать рабочие места, открыть фабрики, заводы, быть на уровне конкуренции, иметь возможность экспортировать продукцию и на Запад, и на Восток. То, что сегодня возможно теоретически по законам, но, к сожалению, не действует, нет демократического строя и нормального функционирования законов. Это послужит примером для того, чтобы такую же формулу, такой же формат можно было предложить и левобережью.

5. В нашем понимании того, что предлагает господин Белковский, не может быть. Республика Молдова – единое государство. Мы должны решить нынешнюю проблему, интегрировать республику, чтобы республика действовала в тех границах, которые определены еще в 1991 году в соответствии с международным правом. Для этого нужно развивать экономику и создать нормальный демократический строй, вот тогда будут предпосылки для того, чтобы решить и приднестровскую проблему. Все эти инициативы, вроде плана Белковского, никаким образом не могут идти на пользу Молдовы.

Дмитрий «Mamut» Димандт [11.06 12:59]

Как Вы прокомментируете следующие противоречия?

1) Оппозиция утверждает о «коммунистической пропаганде». При этом оппозиционных СМИ в стране больше, чем коммунистических

2) Оппозиция утверждает, что в стране нет свободы слова. При этом в стране существуют оппозиционные СМИ, в предвыборной кампании не было никаких ограничений на выражение (чего стоят плакаты Филата «стоп коммунизм») и т.п.

3) Оппозиция утверждает, что коммунисты не дают оппозиции хода. При этом, наверное, больше половины муниципий в стране в руках оппозиции, в Кишиневе и Гагаузии у власти — оппозиция

Кишиневец [10.06 18:10]

Уважаемый г-н Киртоакэ,

1. Каковы шансы у либерально-демократических партий на выборах недопустить очередные массовые фальсификации?

2. Каковы шансы предоставить право голоса всем гражданам РМ находящимся за рубежом?

Не считаете ли Вы что при массированной аголтелой информационной войны с 2 публичных каналов коммунисты пробьют брешь в массах (в основном малоинформированной и обделенной ее части) своей "правдой"? Что предпринимают опозиционные партии в этом направлении?

К сожалению времени на это остается очень и очень мало.

1. Во-первых, эту проблему нужно решать не количеством, а покрытием и охватом, потому что СМИ, которые принадлежат коммунистам, это минимум 5-6 телевизионных каналов плюс несколько радиостанций, которые покрывают всю территорию республики Молдова. К этому добавляются газеты, журналы и так далее. Те средства массовой информации, которые являются более объективными, имеют только лишь местное или региональное покрытие. Таким образом, не все граждане имеют возможность посмотреть и узнать о том, что показывают эти объективные каналы телевидения и радио. А каналы телевидения, которые под коммунистами, имеют 100 процентов покрытия. Что касается газет, их читает 5-6 процентов населения, и они не так влиятельны, как телевидение. За прошедшие несколько месяцев на этих каналах было столько черного пиара, что сравнить можно только с советскими временами. Если сравнить то, что я видел в советские времена, и то, что есть сейчас, то сегодня хуже.

2. Нельзя говорить об оппозиционных СМИ, есть несколько частных радио и телеканалов, это каналы, которые работают в рамках закона, они более-менее объективно освещают ситуацию в Молдове, но, как я уже говорил, имеют лишь местное либо региональное покрытие. И если это сравнить с тем, что делают коммунисты, то там минимум 5-6 телевизионных каналов, которые никоим образом не соблюдают правила игры, и это даже было прописано в отчете наблюдателей со стороны ОБСЕ, там говорилось, что общественные телерадиокомпании не соблюдали ни единого пункта международных стандартов по освещению избирательных кампаний.

Оппозиция не имеет своих собственных телеканалов и радиостанций.

3. Это только лишь поверхностный взгляд на ситуацию в республике. Да, в Кишиневе мэр оппозиционный, я являюсь мэром от либеральной партии, но в совете действует большинство, созданное коммунистами и несколькими представителями оппозиционных партий, которые, на самом деле, являются карманными партиями коммунистов. То же самое происходит и на региональном уровне, на уровне районов республики, а на местном уровне – более чем половина местных администраций, то есть мэров, и местных советов принадлежат компартии.

Как я уже говорил выше, на протяжении последних 12-ти месяцев, мэрия работает с заблокированными счетами со стороны государства. Те долги, которые мы получили еще с прежних времен, мы понижали и избавились от них, и даже в этой ситуации нам заблокировали счета. А вот государство, которое подняло внешний долг республики Молдова от 2 миллиардов евро к 4, абсолютно свободно работает. Они имеют возможность давить на примэрию через суды, через другие структуры, за счет того, что заблокировали счета. Плюс к этому до выборов действовало (сейчас в муниципальном совете непонятная ситуация) большинство, созданное коммунистами, так что, фактически, власть в Кишеневе была в руках коммунистов. Мы каким-то образом пытались противостоять тому беспределу, который создали коммунисты на уровне муниципия.

Олег [10.06 13:28]

Кокой Вы видете путь для молдавии самый демократический? Как Вы относитесь к демократии и нужна демократия Молдавии?

В Молдавии рускоязычное население отстаивает свои права на выборах?

Наверное, это риторический вопрос. Думаю, без демократии нет будущего в мире.

Александр [10.06 13:40]

1. Как Вы относитесь к возможности придания русскому языку статуса второго государственного?

2. В программе ЛП присутсвует пункт - присоединение к ЕС, как Вы планируете работать в этом направлении, если ЕС официально заявил, что в ближайшее время расширение не планируется, а Молдова даже не входит в список стран кадидатов?

1. К сожалению, было очень много спекуляций этими вопросами, которые касаются отношений между национальностями, живущими в Молдове. На протяжении последних 20 лет и сейчас коммунисты пытаются делать то же самое. В нашем понимании, вопрос языков в республике Молдова и во всех других государствах должен решаться при соблюдении европейских стандартов, существующих в этой области. Есть четкие стандарты – если 20 процентов населения определенного населенного пункта говорит на языке, отличном от государственного, то в этом населенном пункте администрация должна владеть этим языком, и документы должны выпускаться на языке именно этого национального меньшинства. Что касается республиканского уровня, здесь, если смотреть по меньшинствам, первое меньшинство – украинское (у нас где-то 12-14 процентов украинцев), потом 8-10 процентов – это русские, после этого уже идут другие национальности. Нужно смотреть и решать вопрос, исходя из этнической структуры республики. Будем придерживаться европейских стандартов. Что касается муниципия Кишинев, то здесь у нас действует и румынский, и русский язык в одинаковом соотношении, эти языки действуют параллельно, когда к администрации обращаются на русском – отвечают на русском, когда на румынском – отвечают на румынском. То есть придерживаются соблюдения прав граждан республик Молдова русского, украинского или другого происхождения.

2. Во-первых, мы должны говорить о том, чтобы решить проблему приближения республики Молдова к Евросоюзу, добиться хотя бы статуса associated state (ассоциированного государства). После этого добиваться и присоединения к Евросоюзу. Это должно быть поэтапно, и каждое государство именно эти этапы и преодолело. И нынешние члены Евросоюза, и те, кто сейчас являются кандидатами. В любом случае, первый этап – это стать ассоциированным к ЕС государством.

Сергей [10.06 13:47]

Молдавия идет по какому-то Европейскому пути построения государства? Как Европейские страны оценивают отношения с Молдавией?

У европейских стран, конечно же, достаточно собственных проблем, как и у любых государств. Видимо, в первую очередь, они занимаются решением собственных вопросов. Конечно же, они хотят, чтобы демократия, свобода слова, перспективная и стабильная экономика – все эти правила действовали и в тех странах, которые являются соседями ЕС. Думаю, именно в этом понимании рассматриваются отношения с Молдовой и со всеми государствами, которые находятся вокруг Евросоюза. Мне кажется, это желание всех государств и всех обществ.

налогоплательщик [11.06 11:56]

1)

У вас есть экономическая программа , что из вашей программы Вы вы могли бы предложить на сегодняшний день для выхода из кризиса с минимельными потерями ,кокой вы видите развитие экономики при условии прихода к власти Вашей партии, .

2). Что Вы, в качестве Генерального примара Кишинева, конкретно сделали для города и его жителей?

3) Что по вашему мнению означает независимость Молдовы?

Спасибо за Ваши ответы.

1. Что касается экономического направления, то, конечно же, инвестиции и развитие экономики может случиться только при условии соблюдения законов и соблюдения компетенции каждой из отраслей государственных служб. К сожалению, на сегодняшний день наши суды не являются независимыми. К сожалению, законы не работают. Практически вся власть сконцентрирована в руках у одного человека. В такой ситуации говорить о развитии довольно сложно. Во-первых, нужно, чтобы все процессы, которые происходят в республике Молдова, находились в конституционном, правовом поле. Чтобы работали законы, чтобы работали учреждения, чтобы была сепарация ветвей власти. Чтобы исполнительная власть работала отдельно, законодательная – отдельно, и суды, опять-таки, - отдельно. Это первое условие.

Второе – это, конечно же, минимизация всех расходов для того, чтобы можно было сберечь достаточно средств для оплаты текущих, самых важных расходов, то есть покрытие зарплат и пенсий для граждан. В-третьих, необходимо создать инвестиционный климат, чтобы можно было привлечь инвестиции с Запада и Востока, вне зависимости от того, откуда эти инвестиции прибудут в Молдову. Для этого нужно, чтобы первые два условия были сто процентов соблюдены. Конечно же, прозрачность деятельности административных структур государства не менее важна. Мы, в принципе, на уровне примэрии приняли эти меры. Примэрия, по сравнению с государственными структурами, сумела за первые шесть месяцев вложиться в те параметры, которые дали возможность муниципию (административно-территориальная единица Молдавии, город с особым статусом – Лента.Ру) стопроцентно покрыть текущие расходы. К сожалению, практически не осталось или осталось очень мало ресурсов на капитальные расходы и вложения, но, что касается текущих, мы покрыли 100 процентов, по сравнению с государством, которое уменьшило на 20 процентов практически все, что касается трансфертов к другим областям Молдовы, к местным администрациям республики. То есть муниципий вышел на показатель выше, чем государство за последние 6 месяцев именно потому, что мы такого рода меры приняли заблаговременно еще в прошлом году, до того, как начался кризис.

Конечно же, нужно обязательно делать реформы для того, чтобы предотвратить расходы, которые еще в советские времена были характерны для нашего государства, например, субсидии, которые даны на отрасль в целом. С нашей точки зрения, нужно продвигать конкурентоспособность, с одной стороны. С другой стороны, давать компенсации малоимущих граждан. Таким образом мы поступили в сфере теплоснабжения, мы сумели сделать экономию в пределах 400 миллионов леев, это примерно 40 миллионов долларов, что является почти третью бюджета муниципия Кишинева. Такие меры мы приняли, будем принимать и дальше. Я очень рад, что за первые 6 месяцев мы сумели преодолеть кризис в муниципии.

2. Когда я пришел на должность мэра города, был полный финансовый беспорядок – расходы превышали доходы примерно на 20-30 процентов ежегодно. Поэтому сложились долгосрочные долги на протяжении 10-15 лет. Самая существенная часть на протяжении 2005-2007 годов. В первую очередь, надо было расплатиться с этими долгами, даже если не мы их создали. В любом случае, чтобы можно было начать новые проекты, мы сначала решили эту проблему и, таким образом, привели финансовую часть города в порядок. Долги были довольно существенными – примерно 500 миллионов лей, это более чем 30 процентов муниципального бюджета. За первые полгода мы решили эту проблему. После этого, мы сумели поднять зарплату в сфере образования на 20 процентов. Также мы сумели поднять на 30 процентов сумму, назначенную на питание для детей в школах и детских садах. Также мы упростили процедуру получения документов для деятельности экономических агентов в примэрии. До сих пор они получали авторизацию на один год, теперь они получают ее на срок до 5 лет, чтобы им было проще работать и их деятельность была более стабильной.

Также на 20 процентов был повышен уровень освещения города на протяжении этих 2 лет. По сравнению с прошлыми годами, в муниципие начали более четко работать тендеры и аукционы. Если до местных выборов 2007 года примерно 2-3 экономических агентов участвовали в аукционах, теперь от 5 до 15 и 20 участвуют только лишь в одном аукционе. В некоторых службах в конце прошлого года появилась экономия, по сравнению с предыдущими годами, когда расходы были всегда выше, чем доходы. Таким образом, службы практически не могли четко работать от года в год. Также ускорили процесс выдачи авторизации на строительство, задержки были до выборов, и они были решены. После этого более четко и быстро стали выдаваться авторизации на строительство. В первый раз за 15-20 лет было куплено 5 рентген-аппаратов для медицинских учреждений муниципия, чтобы сменить старую советскую аппаратуру. За последние 15 лет ни одной такой покупки сделано не было. Мы купили по одному аппарату на каждый сектор.

Одна из самых острых проблем Кишинева - очистные сооружения. Это проблема, которая у нас стоит уже 40 лет, с тех пор, как были построены очистные сооружения… Мы подписали контракт с голландской фирмой, которая в августе этого года поставит первую партию необходимых механизмов для того, чтобы можно было решить проблему неприятных запахов, которые издают эти очистные сооружения. Решение нашли, контракт был подписан. Первая часть денег была отправлена голландским партнерам, и в августе будут первые конкретные результаты.

Также мы подписали контракт с итальянскими партнерами для того, чтобы построить фабрику по переработке отходов. Этот контракт будет отправлен на утверждение муниципальному совету в ближайшие недели.

Мы сумели провести реформу теплоснабжения, чтобы прекратить субсидии этому монополисту и давать индивидуальные компенсации малоимущим гражданам. Таким образом, мы сумели сэкономить сумму в 400 миллионов лей, это примерно 40 миллионов долларов. Я бы сказал, что это пример для всей республики, потому что государство получило грант примерно в 2 миллиона евро для того, чтобы такую же процедуру поставить на ноги на уровне государства. До сих пор это не сделано. Муниципий Кишинева без всяких грантов сумел создать механизм, он работает, и уже есть результаты за последние 6-8 месяцев. Если бы это было сделано 5-10 лет назад и во всех отраслях, то у нас было бы больше денег на инвестиции.

Должен к этому добавить, что всех вышеперечисленные результаты мы сумели достичь в условиях искусственного кризиса, которое нам создало государство за последние 2 года. А именно, после 2007 года бюджет муниципия был уменьшен вдвое – если наш бюджет составлял примерно 2 миллиарда лей в 2007 году (бюджет плюс сверхдоходы), то с 2008 года 400 миллионов лей были убраны из бюджета муниципального и переданы в бюджет государственный. Также мы не получали больше никаких субсидий, трансфертов, никаких дополнительных средств от государства, по сравнению с 2006 годом, когда государство передало муниципии примерно 200 миллионов лей. Итого – уже 600 миллионов лей. Также, на протяжении 2007-2008 годов, в соответствии с решением еще коммунистического большинства в Совете, до местных выборов, с января 2007 года мы уплатили примерно 400 миллионов лей монополисту по теплоснабжению, таким образом мы терпели дополнительные расходы в 400 миллионов лей в результате неправильного отношения тогдашней местной администрации к городу. Итого – 1 миллиард леев, который у нас, в принципе, отобрали государственные структуры, коммунистический режим, который действует сейчас в Молдове. Но даже в таких условиях мы сумели преодолеть все те искусственно созданные проблемы и достигли сегодняшнего уровня, когда мы стопроцентно покрываем текущие расходы, а государство уже на 20 процентов испытывают дефицит.

3. Независимость Молдовы означает соблюдение Конституции, в которой все очень четко прописано. К сожалению, на сегодняшний день есть проблема Приднестровья, и это не дает возможности соблюдения независимости республики Молдова на 100 процентов. Конечно, мы все ждем, чтобы эта проблема была решена, обязательно мирным путем. Также для того, чтобы действовала независимость Молдовы, республика должна создать себе и энергетическую безопасность, иметь альтернативные источники энергии и в том, что касается газоснабжения, и в том, что касается электрического снабжения. Над этим надо работать, но, к сожалению и предыдущие, и нынешнее правительство не имели никаких стратегий, и никаких шагов не предприняли конкретно для того, чтобы можно было добиться реальной независимости республики Молдова. А после этого можно уже говорить о будущем республики, и это будущее, по волеизъявлению уже более 80 процентов населения связывается с Евросоюзом, но это не означает, что отношения с Украиной, Россией и другими государствами на постсоветском пространстве от этого должны пострадать. Наоборот, отношения эти должны быть все более и более хорошими, но базироваться они должны на соблюдении принципов суверенности и независимости каждого из этих государств.

Роман [10.06 16:32]

Господин Киртоакэ, как вы собираетесь избежать развития "украинского сценария разделения страны" при получении 40% голосов электората?

Андрей [10.06 14:53]

Что вы будете делать в случае если опозиция возьмёт около 50-55 голоса в будущем парламенте, остальное - комунисты? Что ваща партия готова предложить комунистам что-бы они проголосовали за президента? Будете ли вы согласны отдавать президенство комунистам что-бы избежать очередного роспуска парламента?

А если опозиция возьмёт опять 41-49 голосов в будущем парламенте, вы будете опять блокировать избрание президента что-бы получить очередные выборы?

Вы обвиняли комунистов в махинациях в день выборов, а точнее за что проголосовали "мёртвые души". Какие решения у вас есть что-бы избежать повторения "голосования усопших", или голосования в Молдове тех кто сейчяс находятся за рубежом?

Во-первых, выборы должны пройти корректно. Если выборы пройдут корректно, то остальные вопросы просто отпадают, потому что граждане Молдовы законопослушны. В случае корректных выборов и корректного волеизъявления меньшинство будет учитывать волеизъявление большинства – так, как это было на протяжении всех 20 последних лет существования республики Молдова.

Радион [10.06 18:08]

Скажите

Как вы квалифицируете влияние России на Молдавию (молдован)за прошедший исторический период

1. Благотворным - развитие культуры, образование, развитие науки, строительство, учреждение Академии наук, открытие и строительство институтов, заводов.

2. Губительным

Вы считаете, что все то время, когда Молдавия была в составе России - это время потерь для молдован и, если бы она все это время была областью Румынии - она бы больше развилась и приобрела ?

Ваше мнение

Это довольно долгий разговор, можно давать разные оценки. Хотелось бы, чтобы то, что было в прошлом и осталось в прошлом. Чтобы можно было строить на будущее хорошие отношения в рамках соблюдения независимости, суверенитета этих двух государств, а также развивать взаимовыгодные отношения. Я думаю, тогда между Молдовой и Россией все отношения будут складываться только лишь благополучно.

Андрей [10.06 15:05]

Вы говорили что не будете противостоять тому что Румыния даёт своё гражданство молдованам если вы будете у власти. А что будет если в будушем 55% молдован будут иметь Румынское граждансво? Молдавия обьеденится с Румынией? Если вы будете у власти на тот момент, это будет означать что вы потеряете свою власть и станете каким-то губернатором вместо президентом, итд... Вы расчитываете на то что Европа и США поддержат вас в этом направлении?

Граждане республики Молдова имеют законное право получить гражданство всех государств, не только тех, которые находятся по соседству, но и других. Так получается по традиции, так сложилась обстановка, что гражданство Украины, гражданство России, гражданство Румынии и гражданство Болгарии – это гражданства тех стран, которые в первую очередь пытаются заполучить граждане республики Молдова. Это никаким образом не может влиять на государственность республики, потому что даже если 50 и больше процентов населения будут иметь несколько гражданств, это никаким образом не может влиять – они остаются в то же время и гражданами республики Молдова. Например, в приднестровском регионе по 3-4 паспорта у каждого, потому что паспорт, который действует на территории региона, недействителен. Таким образом, граждане приднестровского региона имеют и гражданство республики Молдова, пытаются получить и гражданство Украины, и гражданство России, и гражданство Румынии для того, чтобы каким-то образом можно было иметь законный статус и иметь возможность законно передвигаться по континенту. В принципе, на европейском уровне, это действует еще с 1950-1960-х годов, никто от этого не пострадал, это одна из свобод рядового гражданина, которую никаким образом нельзя ущемлять.

Обсудить