Сергей Лозница, кинорежиссер

Пресс-конференция
02.06 11:03
Сергей Лозница. Фото с персонального сайта режиссера.
Сергей Лозница. Фото с персонального сайта режиссера.

Сергей Лозница, кинорежиссер

Зачем в наше время нужны кинофестивали?
Звание лучшего на престижном кинофестивале традиционно является для любителей кино своего рода знаком качества. Однако, по мнению большинства критиков, программа 63-го Каннского фестиваля была откровенно слабой, а значит, и выбирать победителя было не из кого. Если это тенденция и фестивали теряют авторитет, то в чем их ценность для кинематографа сейчас? Что дает режиссеру участие в них? Можно ли сделать себе имя и обеспечить прокат своего фильма, победив на престижном фестивале? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил кинорежиссер Сергей Лозница, фильм которого "Счастье мое" был включен в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
*anonymous* [31.05 10:18]

Что дает режиссеру участие в кинофестивале?Можно ли сделать себе имя и обеспечить прокат своего фильма, победив на престижном фестивале?

Участие в фестивале дает возможность, прежде всего, показать фильм. Все остальное – прокат картины, имя в кинематографическом мире, возможность найти бюджет для следующей картины - зависит от того, насколько хороша или плоха картина, которую Вы представляете. Фестивали тоже не догма, и фильмы, представленные на них, бывают разными. Уровень фестиваля и определяется уровнем фильмов, представленных в его программе. И соответственно, интерес к фестивалю и определяется из года в год наработанной репутацией.

*anonymous* [31.05 10:18]

Действительно ли кинофестивали теряют авторитет?

В каком смысле теряют авторитет? Какие-то фестивали теряют, какие-то приобретают. Авторитет фестиваля зависит от уровня отборочной комиссии, от наработанной за многие годы репутации, от стратегии, которая есть или которой нет у фестиваля. Теряет ли смысл само фестивальное движение? Я думаю, что пока что нет. Может быть, скоро и можно будет проводить фестивали в интернете, но пока что до такой степени абстракции мы еще не доросли. Все-таки пока еще очень важно встречаться, общаться, приходить в зал и смотреть фильм на большом экране.

Александр. Германия [30.05 17:55]

Уважаемый Сергей! У меня два вопроса: 1.Почему российские фильмы так редко показывают в Германии и других заподноевропейских странах?

2. Будет ли Ваш фильм "Счастье мое" представлен кроме Каннского на других кинофестивалях?

Спасибо.

1. Тому много причин. Так сложилось, что большую часть рынка занимает американская продукция, остальная часть отводится для отечественных (в данном случае немецких) фильмов, и лишь малая доля выпадает на фильмы из других стран. За этот слот русским фильмам приходится конкурировать с фильмами из стран с хорошо развитой киноиндустрией, что, согласитесь, непросто. Фильм должен быть либо очень хорошим, либо по какой-либо причине известным (призы, имя режиссера), либо произведен в копродукции с немецкой кинокомпанией. Можно задать симметричный вопрос – почему немецкие фильмы так редко показывают в России. Ответ на него будет такой же.

2. Конечно. Ближайший фестиваль, на котором будет показана картина – "Кинотавр" в городе Сочи. Для меня очень важно показать фильм в России.

Вадим [27.05 08:10]

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие фильмы из конкурсной программы Каннского фестиваля вам больше всего понравились и почему.

У меня не было возможности смотреть фильмы в Каннах. Я приехал на фестиваль перед премьерой. Потом распорядок был очень простой – интервью, интервью, интервью, премьера, интервью, интервью, интервью, интервью, закрытие, самолет.

Александр [28.05 13:01]

Сергей, как вы относитесь к тому, что большинство фильмов, входящих в программу таких кинофестивалей, как Каннский, доступны широкой аудитории только в качестве медиафайлов на пиратских торрент-трекерах, в том числе, - и ваши?

Конечно, жалко, что нет возможности показывать такие фильмы в кинотеатрах. И этому обстоятельству есть очень много причин. Довольно часто эти фильмы выходят на DVD. Страна большая, и диски можно купить не везде, а фильмы все-таки делаются для того, что их смотрели, так что торренты – это одна из возможностей увидеть фильм. Если кто-то придумает схему, согласно которой фильм будет в интернете в открытом доступе, а производители при этом будут зарабатывать деньги – этот человек совершит революцию в кинодистрибуции. Бороться с пиратством бессмысленно. Нужно искать пути выгодно использовать такой способ распространения продукции. Для этого нужен гений, такой как Ханжонков, который и придумал существующий по сей день способ дистрибуции картин, кстати, не от хорошей жизни, а по причине необходимости возврата непомерно большого количества денег, потраченных на производство картины.

Стив Спилберг [27.05 00:23]

Сергей, как вы думаете почему новый фильм Никиты Михалкова не получил признания в Каннах? Виновато некомпетентное жюри, слабый перевод или плохая погода?

Спасибо.

Я об этом не думаю. Призы фестиваля - это лицо жюри. К нему все вопросы.

Семён [29.05 22:09]

Здравствуйте,Сергей Владимирович!

Не считаете ли Вы что Европейскому зрителю уже попросту надоело смотреть фильмы про Великую Отечественную Войну?

Конечно, фильм не про войну, а про людей на войне, но всё-же европейский зритель видит в этом банальную и давно исчерпавшую себя идею для кино (тем более снятого русским режиссером)

Я не снимаю фильм специально для европейского зрителя. Я снимаю фильм, потому что меня волнует и беспокоит тема, волнует история, которую я рассказываю. В противном случае, на мой взгляд, вообще нет смысла браться за съемки картины. Я думаю, что для зрителя важна не столько тема, сколько то, каким образом она в картине раскрыта. Для зрителя важен взгляд автора, а он – если он вообще присутствует – неповторим. Это и есть самое интересное и уникальное в кино.

Георгий [29.05 08:54]

Почему у бывших советских/пост-советских режиссеров такое болезненное отношение к неудачам на фестивалях? Я знаком с несколькими американскими кинорежиссерами, и мне трудно представить, чтобы кто-то из них заморачивался по поводу таких вещей. Для них гораздо большей головной болью является неудачный прокат фильма, чем то, как воспримут его в фестивальных кругах. И это относится не только к так называемым "коммерческим" режиссерам... Впрочем, вопрос, наверное, риторический ибо все упирается в цинизм, присущий отечественным киноработникам, которые считают, что все "схвачено"...

Мне нечего ответить на этот вопрос. Я к этому отношусь спокойно. Конечно, удачный прокат гораздо важнее призов на фестивале. Порой призы помогают прокату быть удачным. Особенно призы на Каннского фестиваля. Иногда и для проката призы мало значат. Бывает по-разному.

Иван [27.05 09:39]

Почему когда российский фильм не получает наград в прессе появляются разговоры о заговоре против русских, о том, что Европа хочет поставить нас на место и т.д. А вот если француз или итальянец не получит премию, кто-то расстроится, но дров ломать не станет. Это нормально, когда один режиссер лучше другого, но почему мы так реагируем?

Как определить, что один режиссер лучше другого? Если бы был такой критерий как в спорте – секунды, метры или килограммы - тогда можно было бы о чем-то говорить более-менее объективно. Говоря о кино - это сложно сделать. Кто лучше - Феллини, Линч или Годар? Смешно даже задавать этот вопрос. Можно говорить о сотне разных вещей (например, чей взгляд мне ближе), но никак нельзя говорить о том, кто лучше. А вопросы по поводу заговоров – это все на совести журналистов, которым давно уже пора бы выбраться из окопа и не смотреть на мир через оптический прицел. Это настолько архаичный взгляд, что кроме грустной улыбки он больше ничего не вызывает.

Ольга [28.05 09:25]

Здравствуйте, Сергей как вы считаете, есть ли зависимость качества фильма от источника его финансирования? Можно ли утверждать, что отсутствие необходимости окупить затраты раскрепощает творческий потенциал режиссера или, напротив, кассовые сборы стимулируют художника?

Прежде всего, качество фильма зависит от таланта и умения режиссера и творческого коллектива, который режиссеру удалось пригласить для создания картины. Само по себе обстоятельство – отсутствие необходимости окупить затраты – может привести как к безответственности по отношению к результату, так и к созданию хорошей картины. Раскрепощает творческий потенциал (если для него вообще необходимо "раскрепощение") нечто другое, к деньгам отношение не имеющее. Всегда хорошо, когда существуют определенные рамки, которые сдерживают и ограничивают и, соответственно, провоцируют работу мысли. Я часто находил простые и более точные художественные решения в силу стесненности средств. Речь не идет об отсутствии финансирования, при котором вообще ничего невозможно сделать, но определенное финансовое давление бывает иногда и полезно. Кассовые сборы - это часто заслуга не только режиссера, но и заслуга и талант дистрибьютора. Для того, чтобы хорошо "прокатать" фильм тоже нужен талант.

Raist [26.05 19:35]

Здравствуйте Сергей Владимирович. расскажите пожалуйста, чем вы руководствовались (горели), когда снимали картины "Письмо" (про почту) и "Сегодня мы построим дом". Что вам хотелось донести до зрителя, чем привлечь или изменить, зажечь общество. Не считаете ли вы, что документальное кино нужно позиционировать по другому, чем происходит сей-час(не только как фестивальное-телевизионное, но и прокат и как следствие пиар) и если - да(считаете), то что для этого нужно (квоты у прокатчиков, рекламная компания док. фильмам, более значительная поддержка государства, или просто более качественное кино). Спасибо.

Фильма "Письмо" я еще не снимал. Фильм (про почту) называется "Посылка". В фильме очень раздраженная работница почты заворачивает маленькие очки в огромный ящик. Маленькая странная деталь обыденной жизни Главпочтамта города Санкт-Петербурга. Руководствовался странностью и в действиях людей, и в отношениях между людьми. Жизнь – чудо, дарованное нам каждое мгновение, и для меня всегда было странно и непонятно, как и почему люди не чувствуют и не понимают этого.

Я не думаю, что рекламная кампания, квоты у прокатчиков или значительная поддержка государства смогут привлечь зрителя в кинотеатры смотреть документальные фильмы. Все гораздо сложнее, и решается это не столько деньгами, сколько традицией, которая не прививается в один момент. Это долгий процесс – путь в тысячи ли, который начинается с одного шага. Для начала нужно сделать хотя бы этот шаг.

Юрий [27.05 10:27]

Сергей!

Если Вас взволновала какая-то тема и Вы хотите снять кино, то в каком случае Вы будете снимать игровое кино, а в каком - документальное? Т.е. какой у Вас главный критерий выбора вида кинематографа? Или цель - всегда игровое кино, а документальное только потому что на данный момент нет актеров, средств? Или что-то иное?

Спасибо.

Фильм сразу придумывается в определенном жанре. Тема и манера или жанр возникают одновременно. И дело не в актерах или средствах, дело в том, насколько выразительно и корректно та или иная тема прозвучала бы в том или ином жанре. А потом Вы принимаете решение, снимать или нет, – есть ли у вас есть такая возможность. В случае с игровой картиной, Вы имеете дело с совсем другим подходом к материалу и с иной мерой условности. Соответственно, работаете с материалом иначе, чем с материалом, полученным путем съемки реальных людей и событий. Вполне возможно соединить эти два жанра. Мне интересно было бы сделать такую картину. Может быть, так оно в будущем и случится.

kostya [27.05 17:46]

Как я понимаю вы родом из украины или белоруссии. я не ошибаюсь? Почему тогда вы сняли фильм про Россию а не про вашу родину? Почему вы думаете, что имеете моральное право, живя за границей, снимать отрицательное кино про страну в которой не живете? Вы любите Россию?

Вы ошибаетесь, я родился в 1964 году в СССР. Помните, была такая страна до 1991–го года? Я родом оттуда. У нас с Вами, кажется, была одна история и общее прошлое. Как-то быстро и стремительно Вы поделили территории на свою и чужую – на Вашу и не Вашу родину. Поражает эта стремительность. Я так не умею. По поводу "отрицательного кино", насколько я понимаю, фильм Вы еще не видели. Сначала посмотрите, потом поговорим о фильме. А по поводу жизни за границей – это долгая история, и пора бы уже успокоиться на этот счет. Задайте этот вопрос Николаю Гоголю – как он смел написать "Мертвые души" и "Шинель" в Риме? Спросите Томаса Манна, какое он имел моральное право написать "Доктор Фаустус", находясь в США. "Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и, подчас, одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству" (П.Я. Чаадаев "Апология сумасшедшего"). Подумайте об этом, не торопясь.

Raf [26.05 18:01]

Во-первых, полностью не согласен с формулировкой вопроса;"Зачем в наше время нужны кинофестивали?"

Они нужны, чтобы такие замечательные режиссеры,как Сергей Лозница имели возможность заявить о себе миру; чтобы, перефразируя слова русского классика, сделать так, чтобы кто-то не только назвал, но и признал эти "плевочки жемчужинами". Фестивали, и конечно же столько высокого уровня, коим является каннский, превращают своих участников в фигуры, определяющих развитие современного кинематографа.

Это к сведению.

И мой вопрос: какой следующий проект в планах режиссера Лозницы? Что он намерен снимать, когда и с кем?

С огромным уважением к его таланту и желанием видеть его фильмы на фестивалях и в кинотеатрах.

Раф Нек

Нью-Йорк

Большое спасибо. Следующая картина будет тоже игровой. Еще в 2001 году я написал сценарий по повести Василя Быкова "В тумане". Сделать картину по этому сценарию у меня до сих пор не получалось. В этом году мы начнем подготовку и съемки. Нам удалось собрать на съемки фильма "Счастье мое" очень хорошую группу. Я хотел бы ее сохранить и для съемок следующей картины. Этот фильм будет копродукцией пяти стран - Германии, Нидерландов, Франции, Украины и России.

Василий [27.05 19:12]

Здравствуйте господин Лозница! В каких странах и где будет показан ваш фильм "Счастье мое"?

Насколько я знаю, фильм будет в прокате в Германии, Греции, Израиле, Португалии, странах Бенилюкса и странах Скандинавии. Что касается остальных территорий, то сейчас ведутся переговоры. Я знаю, что к картине проявлен большой интерес, и у нас очень хороший дистрибьютор – компания Fortissimo. Также ведутся переговоры о прокате картины в России и на Украине.

Анна [27.05 12:07]

Господин Лозница, где Вы проживаете, каким образом работаете( частным или на какой-то студии)? Вы, по мироощущению, мизантроп?

Я живу в поезде, самолете, машине, гостинице, съемном доме или квартире, дома в Берлине. При такой профессии, которая предполагает постоянное путешествие, место жительства теряет смысл, потому как сложно определить то самое место, которое важнее всех остальных мест, по которому можно определить принадлежность к месту. Прошлый год я провел на Украине, потому что мы там снимали или готовились к съемкам, а до этого жил в Карелии и Петербурге – потому что мы там снимали или готовились к съемкам, а до этого несколько месяцев в Вильнюсе, а до этого в Минске, потому что я там делал картину и звук для нее. И ряд этот можно длить в прошлое вплоть до Москвы, в которой я жил сравнительно долго, поскольку учился. Потому в местах можно легко запутаться, но это и не столь важно. Важно не запутаться в том, что ты делаешь, а все прочее можно принять как данность.

Браза из налоговой [27.05 21:34]

Сколько вы зарабатываете на фильмах? Кто вам платит? За счет чего? Повышает ли ваш заработок прокат на кинофестивале уровня Канн?

Во-первых, у фильма есть бюджет. В бюджете есть статья – гонорар режиссера. Я зарабатываю столько, сколько зарабатываю. Мне хватает. Показ на фестивалях на гонорары не влияет.

Женя [27.05 10:32]

Здраствуйте.С детства мечтаю быть режиссером,но мое материальное положение к сожалению не позволяет пройти обучение в специализированных заведениях,поэтому мечта пока остаеться мечтой.Подскажие пожалуйста как добиться своей цели.Какими путями и методами посоветуете двигаться к ней?

Чтобы стать режиссером не обязательно учиться в киношколе. Есть тому много примеров. Прежде всего необходимо иметь страсть заниматься только этим, иметь волю к воплощению своей мечты и быть готовым отдать этой профессии все свое время. Можно заниматься и самообразованием – много читать, много смотреть, думать, анализировать, учиться формулировать мысль как можно лаконичнее. Найти возможность работать в кино. Начинать с самого простого – ассистента на площадке. Так Вы на практике попробуете, что такое кино и узнаете его с производственной стороны. В конце концов, нужно начать двигаться в этом направлении, и Вы увидите, что будет происходить. Шаг за шагом, и глядишь – мечта будет не так уж и недоступна. Нужно действовать, и тем самым Вы будете менять мир вокруг себя и создавать те обстоятельства, которые приведут Вас к цели.

Обсудить