"АртКлязьма-2003" собрала в Подмосковье 200 современных художников

Фото Евгении Саламатовой

В подмосковном пансионате "Клязьменское водохранилище" открылся второй фестиваль современного искусства "АртКлязьма". С 29 августа по 7 сентября более 200 российских и зарубежных художников будут стараться занять своими работами все 40 гектаров предоставленной им территории.

Организаторами и комиссарами фестиваля являются художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Помимо них на "АртКлязьму" приехали такие влиятельные фигуры как Олег Кулик, Дмитрий А. Пригов, Константин Звездочетов, Гор Чахал, Авдей Тер-Оганьян, группы "Радек" и "Митьки".

Основные события фестиваля проходят на пляже пансионата. Там расположены стационарные работы, и идут сменяющие друг друга перформансы. Недалеко друг от друга можно увидеть инсталляцию "Место под солнцем", в которой недалеко от воды лежат как бы пляжные коврики с именами звезд современной арт-сцены, и заготовку под перформанс "Горящая десятка". В нем будут сожжены деревянные столбы с прибитыми к ним дощечками (почти с теми же именами) и главное произведениями этих мастеров.

Среди прочих планируется сжечь и Авдея Тер-Оганьяна, чья выставка была разгромлена в галерее Марата Гельмана в 2000 году. Теперь художник хоть и символически, но сгорит сам. Это должно случиться 5 сентября.

А в первый день больше всего зрителей собрала Программа ESCAPE, представившая проект "Куда дует ветер". Многие двери, стены и урны на территории пансионата были обклеены изображениями американских президентов, взятых с долларовых купюр, на которых по-русски или по-английски были написано "Куда дует ветер".

Сам проект заключался в том, что из пляжной кабинки для переодевания на импровизированную сцену (опять же с изображением президента США) для исполнения танца поочередно выходили две профессиональные стриптизерши. При этом шест, который они использовали, одновременно был флюгером.

Авторы объясняют этот перформанс как диагноз ситуации в современном искусстве. Прочувствовать ее им удалось, когда при подготовке к фестивалю все их лирические проекты были отклонены из-за недостаточной зрелищности.

Не пожелав отказываться от участия в "АртКлязьме" они сделали критический проект, демонстрирующий настоящее положение "художника, вынужденного обслуживать Большого Заказчика и его капитал".

Большинство перформансов и инсталляций должны были быть представлены на открытом воздухе. Но во второй день в планы художников вмешался дождь. Поэтому многие интересные события проходили под крышей. Так, была показано несколько документальных лент из серии "100 фильмов о Москве", и проведено аналитическое чтение статьи Вальтера Беньямина "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости".

Настрой последнего мероприятия, проведенного Владиславом Сафроновым-Антономи, передает цитата из объявления, приглашавшего слушателей: "Идея чтения состоит в попытке наметить основные контексты, предпосылки и следствия теоретической конструкции Беньямина в отношении истории и практики искусства, а также его социальных корней. По причине крайней сложности этих проблем предполагается прочесть вслух и прокомментировать 1-2 первые страницы статьи за полтора-два часа".

Следующим устным действом была презентация петербургской газеты "Что делать?", созданной группой Fezaprojects. Вопрос в названии нового издания адресуется прежде всего художником, которые почувствовали для себя необходимость переломить ситуацию, в которой им, по словам поэта и философа Александра Скидана, предлагают довольствоваться очень малым - своим частным бизнесом (будь то возможность держать ларек или делать арт-проекты).

Это расценивается как некое провисание в пустоте, когда все связи обрублены и, когда, на самом деле, практически любые действия ничего не меняют. При попытках обозначить причины этого, дискуссия стала перекликаться с проектом "Куда дует ветер". Некоторые ее участники заявили, что даже "АртКлязьма", претендующая на независимость от официальных структур, является при этом полностью зависимой от спонсоров, которые отобрали на фестиваль такие работы, какие могли бы их развлечь.

Обсудить
Джихад с пеленок
Мир не знает, что делать с детьми, воспитанными «Исламским государством»
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Дональд ТрампНесвобода вместо свободы
Что стоит за новым охлаждением отношений США и Кубы
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
A Coptic Orthodox priest uses his iPhone before conducting a prayer for the relatives of the victims who died after Saturday's bomb attack, in a house in Alexandria January 3, 2011. The bomb killed 21 people outside a Coptic Orthodox Christian church early on New Year's Day and a security source said seven people have been held for questioning. REUTERS/Asmaa Waguih (EGYPT - Tags: RELIGION CIVIL UNREST IMAGES OF THE DAYТелефон Иисуса
Какими правдами и неправдами Apple заставила людей покупать iPhone
Лунный корабль Л3 (в головной части) на пути к спутнику Земли (в представлении художника)Дорого и сердито
Украина распродает Китаю советские лунные технологии
На поверхности Венеры (в представлении художника)Русская планета
Объяснены аномальные результаты советской миссии к Венере
Рыбку жалко
Раскрыта причина вымирания гигантских морских чудовищ
«Украина — священная земля»
Певица Луна о музыкальной революции в Киеве и нежелании жить как Эми Уайнхаус
Труба и архангелы
Ради чего стоит поехать на фестиваль «Усадьба Jazz»
Вим Вендерс«Я по нотам не читаю»
Вим Вендерс о том, зачем в 71 год поставил свою первую оперу
Одинокая ведьма желает познакомиться
ММКФ-2017: женские чары и мужские неврозы в американском независимом кино
Летнего позитива пост
Самые популярные снимки Instagram за июнь
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
Девушка с веслом
Как мужчина оказался первой женщиной-гондольером в Венеции
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Ралли старинных машин
Фотографии с московской гонки классических автомобилей
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
5 фактов об универсале Lada Vesta
Все, что пока известно о двух новых модификациях «Весты»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе