"АртКлязьма-2003" собрала в Подмосковье 200 современных художников

Фото Евгении Саламатовой

В подмосковном пансионате "Клязьменское водохранилище" открылся второй фестиваль современного искусства "АртКлязьма". С 29 августа по 7 сентября более 200 российских и зарубежных художников будут стараться занять своими работами все 40 гектаров предоставленной им территории.

Организаторами и комиссарами фестиваля являются художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Помимо них на "АртКлязьму" приехали такие влиятельные фигуры как Олег Кулик, Дмитрий А. Пригов, Константин Звездочетов, Гор Чахал, Авдей Тер-Оганьян, группы "Радек" и "Митьки".

Основные события фестиваля проходят на пляже пансионата. Там расположены стационарные работы, и идут сменяющие друг друга перформансы. Недалеко друг от друга можно увидеть инсталляцию "Место под солнцем", в которой недалеко от воды лежат как бы пляжные коврики с именами звезд современной арт-сцены, и заготовку под перформанс "Горящая десятка". В нем будут сожжены деревянные столбы с прибитыми к ним дощечками (почти с теми же именами) и главное произведениями этих мастеров.

Среди прочих планируется сжечь и Авдея Тер-Оганьяна, чья выставка была разгромлена в галерее Марата Гельмана в 2000 году. Теперь художник хоть и символически, но сгорит сам. Это должно случиться 5 сентября.

А в первый день больше всего зрителей собрала Программа ESCAPE, представившая проект "Куда дует ветер". Многие двери, стены и урны на территории пансионата были обклеены изображениями американских президентов, взятых с долларовых купюр, на которых по-русски или по-английски были написано "Куда дует ветер".

Сам проект заключался в том, что из пляжной кабинки для переодевания на импровизированную сцену (опять же с изображением президента США) для исполнения танца поочередно выходили две профессиональные стриптизерши. При этом шест, который они использовали, одновременно был флюгером.

Авторы объясняют этот перформанс как диагноз ситуации в современном искусстве. Прочувствовать ее им удалось, когда при подготовке к фестивалю все их лирические проекты были отклонены из-за недостаточной зрелищности.

Не пожелав отказываться от участия в "АртКлязьме" они сделали критический проект, демонстрирующий настоящее положение "художника, вынужденного обслуживать Большого Заказчика и его капитал".

Большинство перформансов и инсталляций должны были быть представлены на открытом воздухе. Но во второй день в планы художников вмешался дождь. Поэтому многие интересные события проходили под крышей. Так, была показано несколько документальных лент из серии "100 фильмов о Москве", и проведено аналитическое чтение статьи Вальтера Беньямина "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости".

Настрой последнего мероприятия, проведенного Владиславом Сафроновым-Антономи, передает цитата из объявления, приглашавшего слушателей: "Идея чтения состоит в попытке наметить основные контексты, предпосылки и следствия теоретической конструкции Беньямина в отношении истории и практики искусства, а также его социальных корней. По причине крайней сложности этих проблем предполагается прочесть вслух и прокомментировать 1-2 первые страницы статьи за полтора-два часа".

Следующим устным действом была презентация петербургской газеты "Что делать?", созданной группой Fezaprojects. Вопрос в названии нового издания адресуется прежде всего художником, которые почувствовали для себя необходимость переломить ситуацию, в которой им, по словам поэта и философа Александра Скидана, предлагают довольствоваться очень малым - своим частным бизнесом (будь то возможность держать ларек или делать арт-проекты).

Это расценивается как некое провисание в пустоте, когда все связи обрублены и, когда, на самом деле, практически любые действия ничего не меняют. При попытках обозначить причины этого, дискуссия стала перекликаться с проектом "Куда дует ветер". Некоторые ее участники заявили, что даже "АртКлязьма", претендующая на независимость от официальных структур, является при этом полностью зависимой от спонсоров, которые отобрали на фестиваль такие работы, какие могли бы их развлечь.

Обсудить
06:13 9 декабря 2016

Ночь грешна

Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Под покровом ночи» до «Хуже, чем ложь»
00:08 30 ноября 2016
Джулиан Барнс

«Памятник Ивану Грозному — это как памятник Рокки Бальбоа»

Джулиан Барнс о современной и Советской России и нравоучениях Толстого

Не твой, вот и бесишься
Что нужно продать, чтобы купить новый MacBook Pro 2016
Допрыгались
История любви мальчика и его пернатого друга: обзор игры The Last Guardian
Без царя в голове
Историки о причинах и последствиях событий 1917 года: спецпроект «Ленты.ру»
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Кровавая пенсия
Чем занимаются знаменитые преступники, ушедшие на покой
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Кёрлинг по-крупному
Массовые аварии и другие скользкие видео в честь прихода зимы
Самые продаваемые автомобили в России
25 самых популярных автомобилей ноября 2016 года
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
От роддома до могилы
Тайны фамильных особняков, в которых живут поколения фермеров и журналистов
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями