"АртКлязьма-2003" собрала в Подмосковье 200 современных художников

Фото Евгении Саламатовой

В подмосковном пансионате "Клязьменское водохранилище" открылся второй фестиваль современного искусства "АртКлязьма". С 29 августа по 7 сентября более 200 российских и зарубежных художников будут стараться занять своими работами все 40 гектаров предоставленной им территории.

Организаторами и комиссарами фестиваля являются художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Помимо них на "АртКлязьму" приехали такие влиятельные фигуры как Олег Кулик, Дмитрий А. Пригов, Константин Звездочетов, Гор Чахал, Авдей Тер-Оганьян, группы "Радек" и "Митьки".

Основные события фестиваля проходят на пляже пансионата. Там расположены стационарные работы, и идут сменяющие друг друга перформансы. Недалеко друг от друга можно увидеть инсталляцию "Место под солнцем", в которой недалеко от воды лежат как бы пляжные коврики с именами звезд современной арт-сцены, и заготовку под перформанс "Горящая десятка". В нем будут сожжены деревянные столбы с прибитыми к ним дощечками (почти с теми же именами) и главное произведениями этих мастеров.

Среди прочих планируется сжечь и Авдея Тер-Оганьяна, чья выставка была разгромлена в галерее Марата Гельмана в 2000 году. Теперь художник хоть и символически, но сгорит сам. Это должно случиться 5 сентября.

А в первый день больше всего зрителей собрала Программа ESCAPE, представившая проект "Куда дует ветер". Многие двери, стены и урны на территории пансионата были обклеены изображениями американских президентов, взятых с долларовых купюр, на которых по-русски или по-английски были написано "Куда дует ветер".

Сам проект заключался в том, что из пляжной кабинки для переодевания на импровизированную сцену (опять же с изображением президента США) для исполнения танца поочередно выходили две профессиональные стриптизерши. При этом шест, который они использовали, одновременно был флюгером.

Авторы объясняют этот перформанс как диагноз ситуации в современном искусстве. Прочувствовать ее им удалось, когда при подготовке к фестивалю все их лирические проекты были отклонены из-за недостаточной зрелищности.

Не пожелав отказываться от участия в "АртКлязьме" они сделали критический проект, демонстрирующий настоящее положение "художника, вынужденного обслуживать Большого Заказчика и его капитал".

Большинство перформансов и инсталляций должны были быть представлены на открытом воздухе. Но во второй день в планы художников вмешался дождь. Поэтому многие интересные события проходили под крышей. Так, была показано несколько документальных лент из серии "100 фильмов о Москве", и проведено аналитическое чтение статьи Вальтера Беньямина "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости".

Настрой последнего мероприятия, проведенного Владиславом Сафроновым-Антономи, передает цитата из объявления, приглашавшего слушателей: "Идея чтения состоит в попытке наметить основные контексты, предпосылки и следствия теоретической конструкции Беньямина в отношении истории и практики искусства, а также его социальных корней. По причине крайней сложности этих проблем предполагается прочесть вслух и прокомментировать 1-2 первые страницы статьи за полтора-два часа".

Следующим устным действом была презентация петербургской газеты "Что делать?", созданной группой Fezaprojects. Вопрос в названии нового издания адресуется прежде всего художником, которые почувствовали для себя необходимость переломить ситуацию, в которой им, по словам поэта и философа Александра Скидана, предлагают довольствоваться очень малым - своим частным бизнесом (будь то возможность держать ларек или делать арт-проекты).

Это расценивается как некое провисание в пустоте, когда все связи обрублены и, когда, на самом деле, практически любые действия ничего не меняют. При попытках обозначить причины этого, дискуссия стала перекликаться с проектом "Куда дует ветер". Некоторые ее участники заявили, что даже "АртКлязьма", претендующая на независимость от официальных структур, является при этом полностью зависимой от спонсоров, которые отобрали на фестиваль такие работы, какие могли бы их развлечь.

Обсудить
С братским приветом
В убийстве Ким Чен Нама официально обвинили Пхеньян
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Фантастическая четверка
Люди со сверхъестественными способностями помогут ученым победить болезни
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
«Местные со мной два года не здоровались»
История программистки из Москвы, переехавшей в итальянские Альпы
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Отпилите мне раму
Первый тест-драйв LR Discovery нового поколения – без рамы, но с пневмой
Супер-турбо
10 главных фактов о самом быстром в мире гибриде от Porsche
Внедорожники для асфальта
Внедорожники, которые беспомощны на бездорожье, но круты во всем остальном
11 разлученных автомобильных братьев
Как выглядят машины с одинаковыми именами в разных странах
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды